Применение нетрадиционных форм уроков математики

Применение нетрадиционных форм урока Пшеничных Т. В. учитель математики МКОУ СОШ №1 г.Лиски         Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей, научить учиться. Как вызвать интерес учащихся к математике? Как научить «сильных» и «слабых»? Наверное, каждый из вас задумывался над ответом на эти вопросы. И так как основной формой получения знаний в ш...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение нетрадиционных форм урока

Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей, научить учиться. Как вызвать интерес учащихся к математике? Как научить «сильных» и «слабых»? Наверное, каждый из вас задумывался над ответом на эти вопросы. И так как основной формой получения знаний в школе является урок, я, прежде всего, стараюсь построить его так, чтобы вовлечь всех учащихся в работу на уроке, использую нетрадиционные уроки. Принципы проведения «нестандартных» уроков:

  • Отказ от шаблона в организации урока.

  • Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность.

  • Не развлекательность, а занимательность и увлечение.

  • Поддержка альтернативности, множественности мнений.

  • Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

  • «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

  • Использование оценки в качестве формирующего(а не результирующего) инструмента.

Некоторые правила участия в «нестандартных» уроках для учителей:

  • Принимать участие в дидактической игре- в роли ведущего, одного из персонажей, члена жюри.

  • Не ставить отметки, кроме высоких, поощрительных; чаще пользоваться не количественными отметками, а качественными.

  • Найти посильную, выполнимую работу всем, даже самым слабым ученикам; поддерживать инициативу учащихся, их предложения по содержанию этапов урока.

  • Поощрять чувство юмора учащихся и самому проявлять его.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные формы уроков по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Нетрадиционные формы уроков можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность, такой урок - это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:1.Замысел2.Организация.3.Проведение 4.Анализ.

Очень много нетрадиционных уроков уже проведено в практике педагогами нашей школы, мной лично. Особенно наблюдается всплеск проведения нетрадиционных уроков во время проведения математических декад, или во время проведения семинаров. Декады математики у нас традиционно проводятся в декабре месяце, каждый учитель математики представляет один нетрадиционный урок и внеклассное мероприятие. Это бывает настоящий праздник математики, водопад разнообразных идей, нескончаемый поток нетрадиционных уроков.

Это «уроки-путешествия» с элементами соревнования, с необычной оценкой деятельности учащихся; «уроки творчества», целью которых является повторение и обобщение по теме (на основе развития креативных навыков), «уроки-турниры», урок «охота за пятёрками» по закреплению умений решать задачи и многие другие.

К таким урокам нельзя подходить, как к обычному школьному уроку. Они должны стать для учащихся праздником, взлётом чувств. Такие уроки требуют особого настроения класса, а эту «настроенность» трудно создать и легко разрушить. Но если урок удаётся, он может дать ученикам эмоциональный заряд надолго, (что является здоровье сберегающим фактором), определить верный душевный настрой, необходимый для развития интереса к урокам математики, развеять сомнения в пользе математики для дальнейшей жизни.

Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учеников, но это не так. За внешней занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активируется воображение, пробуждается творческий интерес, самостоятельность учащихся.

Я разделяю мнение тех учителей, которые считают, что возникновение таких уроков совпало с возникновением новых детских потребностей: стремление к гласности выразилось в уроках типа «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция», чёткое осознание важности делового партнёрства, творческого содружества - уроках с использованием групповых форм работы; потребность в расширении и укреплении человеческих контактов в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки «скорой помощи», деятельность учеников-консультантов).

При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. Опыт показывает, что лучшие результаты дают уроки, которые проводятся в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что и объяснение нового материала, и опрос учащихся-всё делается вместе с учащимися.

Задача преподавателя не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновать выводы, но если они неверны, поправить.

В проведение уроков включаются технические диктанты. «мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс-конференции, уроки-конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


© 2010-2022