Инновационные технологии на уроках математики

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. Почти все основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, одна из целей которых состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии на уроках математики.

Шептефрац Наталья Борисовна

МБОУ СОШ №87 г.Воронеж

[email protected]

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.

Почти все основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, одна из целей которых состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Инновации в образовании - это использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. Использование различных методов и форм организации образовательного процесса позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий и, в итоге, добиться запланированных гарантированных результатов педагогической деятельности.

Свои уроки организую таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Одной из технологий решения этой проблемы является метод проектов.

Проект - (от лат). projectus - «брошенный вперёд». Предварительный, предположительный текст какого-то документа, исследования; план, замысел чего-либо.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность самостоятельно или в группе делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; деятельность, позволяющая лучше проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; деятельность, направленная на практическое решение интересной и важной для общества проблемы.

С точки зрения учителя, учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения поставленной проблемы

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, что позволяет в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Какова роль учителя в организации проектной деятельности? «Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Л.С. Выготский «Психология творчества».

Используя метод проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Работа над проектом строится следующим образом:
учащиеся определяют актуальную проблему, над которой будут работать индивидуально или в группах. После составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут пути их решения. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации. Подводятся итоги работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи. Готовится защита проекта. На этом этапе ученики самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера. Защита проекта: представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.

Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.

Организация проектной деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество учащихся при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, публикаций и веб-сайтов, что позволяет оценить итоги работы каждого участника.

Работа над проектом с использованием инновационных технологий помогает учащемуся сформировать познавательную мотивацию учебной деятельности; умение вычленить проблему, с последующим ее решением; умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем и позволяет публично защитить работу, подготовить рецензии и отзывы на предоставляемые программы и их описание, давать оценку проекту.

Несмотря на сложность, математика вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах проектов на городском и областном уровнях и добиваются определенных успехов.

В 2011-2012 учебном году ученица 6 класса Рудова Наталья представила свой проект «33 попугая» на Городской научно-исследовательской конференции и заняла 1 место. А, в последствии, представив данный проект на Областной конференции «Киселёвские чтения», заняла 3 место.

В 2012-2013 учебном году ученица 7 класса Рудова Наталья представила свой проект «Симметрия» на Городской научно-исследовательской конференции и заняла 3 место. Ученица 5 класса Рудова Светлана на городском уровне заняла 1 место, на Областном уровне - 3 место, представив проект «Сладкая математика».

Несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Стараюсь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели - научить ребенка учиться жить.

В заключении хочется добавить, что целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества, чем я и занимаюсь все эти годы.

Литература:

  1. Сборник ВОИПКиПРО «Цифровые образовательные ресурсы в преподавании естественно-математических дисциплин»

  2. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

  3. Журналы « Математика в школе».

  4. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004.

© 2010-2022