Использование интерактивных технологий на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивных технологий на уроках математики.

Сегодня от системы образования ждут выпускника, который является личностью, обладающей:

  • самостоятельностью в выборе и принятии решений;

  • умением выполнять и отвечать за свои решения;

  • готовностью нести ответственность за себя и своих близких;

  • готовностью действовать в нестандартных ситуациях;

  • приемами самостоятельного обучения;

  • компетентностями в различных областях знаний;

  • толерантностью;

  • умением идентифицировать себя как члена того или другого этноса; носителем национальной культуры и просто гражданином мирового сообщества.

Понятно, что вырастить за годы школьной жизни личность с такими качествами - задание очень сложное, однако нет другого пути, если мы хотим достойно жить в сегодняшнем и завтрашнем обществе.

Педагогу следует осознать, что развитие личности - это развитие системы «человек - мир». Чтобы образование стало качественным необходимо, чтобы обучающий процесс школьника наполнился системой мероприятий взаимодействия с обществом, с предметным миром.

Тесная связь между социальным спросом на образование и способностью системы образования его удовлетворить является одним из ключевых показателей ее эффективности.

Для нашего образования характерна инертность: с огромным опозданием оно реагирует на потребности общества, которое динамично изменяется. Во время радикальных перемен инертность реагирования имеет негативное значение.

В этом плане интерактивное обучение является более эффективным, т.к. основывается на активной деятельности самого ученика, его самоорганизации.

Использование интерактивных технологий обучения - не самоцель. Это лишь способ создания условий, при которых ученики приобщаются к познавательно-обучающей деятельности.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организовывает познавательно-обучающую деятельность учащихся таким образом, что они самостоятельно решают определенные проблемы, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания в процессе взаимодействия «ученик - информация», «ученик - ситуация», «ученик - знания», «ученик - проблема», «ученик - ученик», «ученик - группа».

Следует подчеркнуть, что основные функции интерактивного обучения - позновательно-обучающая и коррекционная - равнозначные. Ориентация на одну из них приводит к обесцениванию этого метода, т.к. в этом случае не дает ожидаемых результатов. Важным так же является то, что увлечение формой без соблюдения дидактических условий реализации метода тоже не дает результатов.

Сущность позновательно-обучающей функции заключается в воспитании склонностей к размышлению. Эта черта характера, которая проявляется, во-первых, когда задание требует не мгновенного (выученного) ответа на заданный вопрос,- интерактивное задание требует собраться с мыслями, прежде чем дать ответ. Во-вторых, задание должно подвигнуть ученика обращаться к различным источникам информации во время поиска ответа на вопрос. И, в-третьих, формирование ответа требует высказывания не только своих идей а и их аргументацию.

В интерактивном методе основным является характер заданий, а форма лишь определяет внешние проявления общения, выражение достигнутого, возможности группового, коллективного обсуждения созданных идей, доказательства своей точки зрения.

Все интерактивные технологии обучения делятся на такие группы:

  • парная (работа ученика в паре с учеником или с учителем)

  • фронтальная (учитель обучает одновременно группу учеников или весь класс)

  • групповая (все учащиеся активно обучают друг друга)

  • индивидуальная (самостоятельная работа учащегося)

При использовании каждой из этих групп обучения дидактические условия имеют свои особенности в зависимости от поставленной цели.

Например, групповой форме организации интерактивного обучения должны предшествовать индивидуальные подготовительные задания, а работе в группе - обязательно наличие общей цели. Продукт индивидуального труда используется в работе группы для внесения корректив, уточнения получения общего мнения, формирования выводов.

Схематически это может быть изображено таким образом:

Использование интерактивных технологий на уроках математики.

Коллективная работа (обобщение мыслей и формирование выводов)

Для того чтобы ученики учились с интересом, обучая друг друга, на многих своих уроках я использую групповую форму работы.

Групповая форма работы на уроках активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает ликвидировать пробелы в знаниях, объединяет классный коллектив, приучая при этом работать самостоятельно.

Учащиеся одной группы объединены общей целью и знают, что успех работы зависит от труда каждого.

Группы работают по такой схеме:

  • получают от учителя четкую инструкцию относительно выполнения определенного задания;

  • выполняют свое задание до тех пор, пока все ученики группы будут готовы дать ответ на поставленный вопрос

  • обмениваются информацией с членами другой группы, создавая новые группы с представителями, которые получили иное задание, чтобы учиться, обучая друг друга;

  • объединяются в круг единомышленников с целью проверки выполнения заданий, поставленных учителем.

Учитывая творческие и математические способности учащихся, их можно разделить на четыре группы: A, B, C, D.

Группа А. Способные к математике ученики. Они умеют самостоятельно работать, творчески мыслить, умеют решать задачи.

Группа В. Учащиеся имеют хорошие математические знания, но не владеют высокой работоспособностью, медленнее усваивают изучаемый материал, по сравнению с учениками группы А.

Группа С. Ученики, обладающие средними способностями и владеющие обязательными результатами обучения.

Группа D. Ученики с низкими способностями обучения.

На основе рассмотренных типовых групп создаются смешанные группы, в состав которых входят ученики из разных типовых групп.

Оптимальное число учащихся в смешанной группе - 4, а количество групп в классе - 6-8. Объединяя учеников в смешанные группы, я обеспечиваю им чувство собственной безопасности.

Групповую работу провожу на любом этапе урока. Длительность групповой работы от 10 до 30 минут. Структура урока при этом может быть разной, но у меня она чаще всего такая:

1. Организационный этап

2. Создание проблемной ситуации и формулирование цели урока

3. Ознакомление учащихся с заданием для каждой группы

4. Работа в группах. Учитель следит за работой групп

5. Совместное обсуждение выполненных заданий. Все группы поочередно выступают перед классом. Учитель руководит обсуждением результатов работы групп

6. Оценивание работы каждой группы; запись домашнего задания

7. Итог урока

На уроках систематизации и обобщения знаний умений и навыков групповая деятельность учащихся является наиболее продуктивной. Каждой группе предлагаю 4 - 6 задач начального среднего, достаточного и высокого уровня. Ученики из данных задач выбирают те, которые они смогут решить и позднее объяснить свое решение. На решение задач отвожу 20-25 минут. Ученики, которые решили задачи, помогают своим товарищам по группе. После этого представители групп, которых определяют ученики-ассистенты, объясняют около доски решение задач. Ученики класса комментируют решения.

Групповая работа на уроках будет более эффективной, если ее сочетать с другими формами организации обучения.

На эффективность групповой деятельности влияют также отношения между учащимися в группе. Важно, чтобы учащиеся помогали друг другу в обучении, объясняли непонятное в изучаемом или изученном материале.

Групповая форма деятельности требует тщательной предварительной организаторской подготовки со стороны учителя и со стороны учеников. Во время групповой деятельности учеников учитель не имеет возможности в полной мере контролировать объем и уровень усвоенных знаний. Поэтому в дальнейшем на последних уроках учителю необходимо корректировать знания, умения и навыки учащихся.

Однако групповая обучающая деятельность учащихся на уроках имеет значительные преимущества по сравнению с другими методами, а именно:

1) помогает создать на уроке условия для формирования положительной мотивации обучения учащихся;

2) дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению;

3) способствует созданию умения работать сообща с другими учениками;

4) обеспечивает высокую активность всех учеников;

5) реализовывает их природное стремление к общению;

6) повышает результативность обучения и развития школьников.

Инновационные подходы к организации обучающего процесса призваны преодолеть разрыв между образованием и требованиями жизни.

Все инновационные технологии ориентируются на изменение конечного результата - воспитание личности, которая умеет самостоятельно действовать в школьной и общественной среде, умеет решать проблемы, которые жизнь ставит перед человеком.

© 2010-2022