- Преподавателю
- Математика
- Использование интерактивных технологий на уроках математики
Использование интерактивных технологий на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безлюдная И.Б. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование интерактивных технологий на уроках математики.
Сегодня от системы образования ждут выпускника, который является личностью, обладающей:
-
самостоятельностью в выборе и принятии решений;
-
умением выполнять и отвечать за свои решения;
-
готовностью нести ответственность за себя и своих близких;
-
готовностью действовать в нестандартных ситуациях;
-
приемами самостоятельного обучения;
-
компетентностями в различных областях знаний;
-
толерантностью;
-
умением идентифицировать себя как члена того или другого этноса; носителем национальной культуры и просто гражданином мирового сообщества.
Понятно, что вырастить за годы школьной жизни личность с такими качествами - задание очень сложное, однако нет другого пути, если мы хотим достойно жить в сегодняшнем и завтрашнем обществе.
Педагогу следует осознать, что развитие личности - это развитие системы «человек - мир». Чтобы образование стало качественным необходимо, чтобы обучающий процесс школьника наполнился системой мероприятий взаимодействия с обществом, с предметным миром.
Тесная связь между социальным спросом на образование и способностью системы образования его удовлетворить является одним из ключевых показателей ее эффективности.
Для нашего образования характерна инертность: с огромным опозданием оно реагирует на потребности общества, которое динамично изменяется. Во время радикальных перемен инертность реагирования имеет негативное значение.
В этом плане интерактивное обучение является более эффективным, т.к. основывается на активной деятельности самого ученика, его самоорганизации.
Использование интерактивных технологий обучения - не самоцель. Это лишь способ создания условий, при которых ученики приобщаются к познавательно-обучающей деятельности.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организовывает познавательно-обучающую деятельность учащихся таким образом, что они самостоятельно решают определенные проблемы, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания в процессе взаимодействия «ученик - информация», «ученик - ситуация», «ученик - знания», «ученик - проблема», «ученик - ученик», «ученик - группа».
Следует подчеркнуть, что основные функции интерактивного обучения - позновательно-обучающая и коррекционная - равнозначные. Ориентация на одну из них приводит к обесцениванию этого метода, т.к. в этом случае не дает ожидаемых результатов. Важным так же является то, что увлечение формой без соблюдения дидактических условий реализации метода тоже не дает результатов.
Сущность позновательно-обучающей функции заключается в воспитании склонностей к размышлению. Эта черта характера, которая проявляется, во-первых, когда задание требует не мгновенного (выученного) ответа на заданный вопрос,- интерактивное задание требует собраться с мыслями, прежде чем дать ответ. Во-вторых, задание должно подвигнуть ученика обращаться к различным источникам информации во время поиска ответа на вопрос. И, в-третьих, формирование ответа требует высказывания не только своих идей а и их аргументацию.
В интерактивном методе основным является характер заданий, а форма лишь определяет внешние проявления общения, выражение достигнутого, возможности группового, коллективного обсуждения созданных идей, доказательства своей точки зрения.
Все интерактивные технологии обучения делятся на такие группы:
-
парная (работа ученика в паре с учеником или с учителем)
-
фронтальная (учитель обучает одновременно группу учеников или весь класс)
-
групповая (все учащиеся активно обучают друг друга)
-
индивидуальная (самостоятельная работа учащегося)
При использовании каждой из этих групп обучения дидактические условия имеют свои особенности в зависимости от поставленной цели.
Например, групповой форме организации интерактивного обучения должны предшествовать индивидуальные подготовительные задания, а работе в группе - обязательно наличие общей цели. Продукт индивидуального труда используется в работе группы для внесения корректив, уточнения получения общего мнения, формирования выводов.
Схематически это может быть изображено таким образом:
Коллективная работа (обобщение мыслей и формирование выводов)
Для того чтобы ученики учились с интересом, обучая друг друга, на многих своих уроках я использую групповую форму работы.
Групповая форма работы на уроках активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает ликвидировать пробелы в знаниях, объединяет классный коллектив, приучая при этом работать самостоятельно.
Учащиеся одной группы объединены общей целью и знают, что успех работы зависит от труда каждого.
Группы работают по такой схеме:
-
получают от учителя четкую инструкцию относительно выполнения определенного задания;
-
выполняют свое задание до тех пор, пока все ученики группы будут готовы дать ответ на поставленный вопрос
-
обмениваются информацией с членами другой группы, создавая новые группы с представителями, которые получили иное задание, чтобы учиться, обучая друг друга;
-
объединяются в круг единомышленников с целью проверки выполнения заданий, поставленных учителем.
Учитывая творческие и математические способности учащихся, их можно разделить на четыре группы: A, B, C, D.
Группа А. Способные к математике ученики. Они умеют самостоятельно работать, творчески мыслить, умеют решать задачи.
Группа В. Учащиеся имеют хорошие математические знания, но не владеют высокой работоспособностью, медленнее усваивают изучаемый материал, по сравнению с учениками группы А.
Группа С. Ученики, обладающие средними способностями и владеющие обязательными результатами обучения.
Группа D. Ученики с низкими способностями обучения.
На основе рассмотренных типовых групп создаются смешанные группы, в состав которых входят ученики из разных типовых групп.
Оптимальное число учащихся в смешанной группе - 4, а количество групп в классе - 6-8. Объединяя учеников в смешанные группы, я обеспечиваю им чувство собственной безопасности.
Групповую работу провожу на любом этапе урока. Длительность групповой работы от 10 до 30 минут. Структура урока при этом может быть разной, но у меня она чаще всего такая:
1. Организационный этап
2. Создание проблемной ситуации и формулирование цели урока
3. Ознакомление учащихся с заданием для каждой группы
4. Работа в группах. Учитель следит за работой групп
5. Совместное обсуждение выполненных заданий. Все группы поочередно выступают перед классом. Учитель руководит обсуждением результатов работы групп
6. Оценивание работы каждой группы; запись домашнего задания
7. Итог урока
На уроках систематизации и обобщения знаний умений и навыков групповая деятельность учащихся является наиболее продуктивной. Каждой группе предлагаю 4 - 6 задач начального среднего, достаточного и высокого уровня. Ученики из данных задач выбирают те, которые они смогут решить и позднее объяснить свое решение. На решение задач отвожу 20-25 минут. Ученики, которые решили задачи, помогают своим товарищам по группе. После этого представители групп, которых определяют ученики-ассистенты, объясняют около доски решение задач. Ученики класса комментируют решения.
Групповая работа на уроках будет более эффективной, если ее сочетать с другими формами организации обучения.
На эффективность групповой деятельности влияют также отношения между учащимися в группе. Важно, чтобы учащиеся помогали друг другу в обучении, объясняли непонятное в изучаемом или изученном материале.
Групповая форма деятельности требует тщательной предварительной организаторской подготовки со стороны учителя и со стороны учеников. Во время групповой деятельности учеников учитель не имеет возможности в полной мере контролировать объем и уровень усвоенных знаний. Поэтому в дальнейшем на последних уроках учителю необходимо корректировать знания, умения и навыки учащихся.
Однако групповая обучающая деятельность учащихся на уроках имеет значительные преимущества по сравнению с другими методами, а именно:
1) помогает создать на уроке условия для формирования положительной мотивации обучения учащихся;
2) дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению;
3) способствует созданию умения работать сообща с другими учениками;
4) обеспечивает высокую активность всех учеников;
5) реализовывает их природное стремление к общению;
6) повышает результативность обучения и развития школьников.
Инновационные подходы к организации обучающего процесса призваны преодолеть разрыв между образованием и требованиями жизни.
Все инновационные технологии ориентируются на изменение конечного результата - воспитание личности, которая умеет самостоятельно действовать в школьной и общественной среде, умеет решать проблемы, которые жизнь ставит перед человеком.