- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа курса по выбору «За страницами учебника математики»
Рабочая программа курса по выбору «За страницами учебника математики»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Комогорова С.Н. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рабочая программа курса по выбору
«За страницами учебника математики».
для 9А класса
на 20143/2015учебный год
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения:
-
заключаются в создании условий и возможности: оценить учащимся свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
-
повысить уровень компетентности;
-
уточнить готовность и способность осваивать математику на повышенном уровне;
-
получения учащимися опыта работы на уровне повышенных требований, что способствует развитию учебной мотивации.
Задачи обучения:
-
развитие интеллектуальных умений;
-
логически и аналитически рассуждать при решении нестандартных задач по математике;
-
находить общее и учитывать детали;
-
развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно и в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого;
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана учебная программа.
Положение об оказании дополнительных платных образовательных и спортивно-оздоровительных услуг МБОУ СОШ № 23 имени С.В. Добрина г.Липецка.
Определение места и роли предмета
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания окружающего мира.
Данный курс с одной стороны создаёт базу для развития способностей обучающихся, с другой, восполняет содержательные пробелы основного курса, дополняет его и расширяет.
Информация о количестве учебных часов
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в течение девяти месяцев.
Форма организации индивидуально-групповые занятия.
Формы организации занятий: лекция, практикум.
Технологии обучения
Программа основана на блочно-модульном обучении, которое позволяет охватить большой оббьем учебного материала, практически применить его.
В результате прохождения учебного курса учащиеся должны
уметь логически и аналитически рассуждать при решении нестандартных задач по математике.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Проценты в школе и жизни (4 часа).
Цель: расширить представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач; способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения; повысить уровень компетентности.
Требования
Знать: Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Решение задач.
Уметь:
-
решать типовые задачи на проценты;
-
применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
-
использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;
-
решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
-
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
-
уметь соотносить процент с соответствующей дробью.
Модуль и его приложения (4 часа).
Системы линейных уравнений и неравенств, содержащие модуль. Различные способы решения систем уравнений и неравенств (аналитический и графический). Решение систем уравнений и неравенств второй степени, содержащих модуль.
Преобразование выражений, содержащих модули, знак радикала второй степени.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с понятием модуля числа и аспектами его применения.
Требования
Знать:
-
определение модуля числа, свойства модуля;
-
различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих модуля.
Уметь:
-
решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля;
-
преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-
строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
-
выполнять преобразование выражений, содержащих знаки модуля и радикала.
Исследование квадратного трехчлена (4 часа).
Понятие квадратного трехчлена. Корни квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Теорема о разложении. Применение теоремы Виета и следствия о знаках корней.
Свойства квадратного трехчлена:;; и их применение для решения практических задач. Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с исследованием квадратного трехчлена; показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений.
Требования
Знать:
-
формулу корней квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 (общую и для случая, если b - четное число);
-
теорему Виета для квадратного уравнения в общем виде и приведенного квадратного уравнения;
-
теорему, обратную теореме Виета;
-
график квадратного трехчлена;
-
особенности графиков квадратных трехчленов (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х);
-
геометрическую интерпретацию корней квадратного трехчлена и расположение его графика в зависимости от коэффициентов;
-
теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители; метод выделения полного квадрата;
-
алгоритм разложения квадратного трехчлена на линейные множители.
Уметь:
-
применять теорему о разложении квадратного трехчлена на линейные множители, применять теорему Виета и обратную ей для составления квадратного уравнения по его корням;
-
уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
-
определять зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами;
-
определять количество корней квадратного уравнения по знаку его дискриминанта;
-
строить график квадратичной функции и читать его, используя свойства квадратного трехчлена;
-
решать задачи прикладного характера с опорой на графические представления;
-
решать неравенства второй степени с одной переменной
Функции и их графики. (4 часа)
Понятие функции. Способы задания функции. Свойства функции. Линейная функция. Свойства линейной функции.
Решение систем линейных уравнений. Графический способ решения систем линейных уравнений. Обратная пропорциональность. Свойства функции. Способы задания функции. Функция . Свойства функции. Способы задания функции. Решение систем нелинейных уравнений. Графический способ. Квадратичная функция. Свойства функции. Три способа построения параболы.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с понятием функции, графика функции; применением этих понятий в жизни и на практике.
Требования
Знать:
-
понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
-
определение основных свойств функции.
Уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
-
решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
Решение уравнений и неравенств.
Задания с параметрами. (5 часов)
Линейные уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства. Уравнения, приводимые к квадратным. Рациональные уравнения. Возвратные уравнения. Системы алгебраических уравнений и неравенств. Уравнения высших степеней.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с решением уравнений и неравенств; познакомить учащихся с общими методами и приемами решения уравнений, неравенств и их систем.
Требования
Знать:
-
основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
-
алгоритмы и формулы для решения уравнений первого и второго порядка;
-
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
-
свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач;
-
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
-
проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;
-
решать неравенства и системы неравенств изученным методом.
-
решать линейные уравнения и неравенства с одной и двумя переменными;
Уметь:
-
определять тип уравнения и метод его решения;
-
решать квадратные уравнения: полные и неполные, с помощью теоремы Виета, приведенные;
-
решать уравнения более высоких порядков;
-
применять различные методы решений уравнений и неравенств;
-
решать уравнения и неравенства с параметрами.
Решение текстовых задач.
Задачи на прогрессии. (5 часов)
Текстовые задачи и техника их решения. Задачи на движение. Задачи на сплавы, смеси, растворы. Задачи на работу. Задачи с экономическим содержанием. Задачи на числа. Задачи на прогрессии.
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с решением текстовых задач, определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе.
Требования
Знать:
-
классификацию и основные типы текстовых задач;
-
алгоритм решения текстовой задачи;
-
особенности выбора переменных в зависимости от типа задач;
-
способы и методы их решения.
Уметь:
-
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
-
применять полученные математические знания при решении задач;
Геометрия. Красота и гармония. (10 часов)
Решение треугольников. Четырехугольники. Площади. Вписанные и описанные окружности.
Цель: восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность; расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с курсом планиметрии 7 - 9 классов.
Требования
Знать:
-
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделе «Треугольники», «Четырехугольники», «Площади», «Вписанная и описанная окружности»;
-
основные алгоритмы решения треугольников.
Уметь:
-
применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
-
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
-
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
-
применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач
Таблица 2-Тематическое планирование
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Проценты в школе и жизни.
4
2
Модуль и его приложения.
4
3
Исследование квадратного трехчлена.
4
4
Функции и их графики.
4
5
Решение уравнений и неравенств. Задания с параметрами.
5
6
Решение текстовых задач. Задачи на прогрессии.
5
7
Геометрия. Красота и гармония.
10
Итого
36
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
- ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Виленкин Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2008.
-
Егерев В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 2008.
-
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - М.: АСТ-Астрель, 2010.
-
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы под ред. В. Л. Благодатских. - М.: Наука, 2009.
-
Шевкин А.В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 2011.
-
Водинчар М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе. - № 4. 2012.
-
Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа - Пресс, 2010.
-
Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5 - 7 кл. - М.: Просвещение, 2011.
Календарно - тематическое планирование
№
Тема раздела
Количество часов
в 9 классе
Дата
9М-2
9М-1
Проценты в школе и жизни (4 часа).
1
Проценты в жизненных ситуациях
2
03.09
10.09
04.09
11.09
2
Проценты и банковские операции
2
17.09
24.09
18.09
25.09
Модуль и его приложения (4 часа).
3
Понятие модуля. Свойства модуля
1
01.10
02.10
4
Линейные уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину
1
15.10
16.10
5
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Решение уравнений.
1
22.10
23.10
6
Функции, содержащие знак абсолютной величины. Построение графиков функций, содержащих модуль.
1
29.10
30.10
Исследование квадратного трёхчлена (4 часа).
7
Понятие квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.
2
05.11
12.11
06.11
13.11
8
Коэффициенты, корни и значения квадратного трехчлена.
2
19.11
26.11
27.11
04.12
Функции и их графики (4 часа)
9
Понятие функции. Способы задания функции.
Свойства функции. Линейная функция.
Свойства линейной функции.
2
03.12
10.12
11.12
18.12
10
Квадратичная функция. Свойства функции. Три способа построения параболы.
2
17.12
24.12
25.12
15.01
Решение уравнений и неравенств. Задания с параметрами (5 часов).
11
Квадратные уравнения и неравенства. Уравнения, приводимые к квадратным.
1
14.01
22.01
12
Возвратные уравнения.
1
21.01
29.01
13
Системы алгебраических уравнений и неравенств.
1
28.01
05.02
14
Уравнения высших степеней.
1
04.02
19.02
15
Решение уравнений и неравенств с параметрами.
1
11.02
26.02
Решение текстовых задач. Задачи на прогрессии (5часов).
16
Задачи на движение.
1
18.02
05.03
17
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
1
25.02
12.03
18
Задачи на работу.
1
04.03
19.03
19
Задачи с экономическим содержанием.
1
11.03
26.03
20
Задачи на прогрессии.
1
18.03
09.04
Геометрия. Красота и гармония (10 часов).
21
Треугольники.
1
25.03
16.04
22
Четырехугольники.
1
08.04
23.04
23
Решение задач по теме «Площади».
1
15.04
30.04
24
Решение задач по теме «Площади».
1
22.04
07.05
25
Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности».
1
29.04
14.05
26
Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности».
1
06.05
21.05
27
Решение треугольников
1
13.05
26.05
28
Четырехугольники. Вписанные и описанные четырехугольники
2
20.05
27.05
Итого
36
35
33