• Преподавателю
  • Математика
  • Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает теоретические сведения, примеры решения заданий, примерные варианты контрольных заданий. Типовые задачи даются с подробным решением. Рекомендуется я самостоятельной проработки. Основное назначение – помочь курсанту самостоятельно, без помощи педагога закрепить знания по теме «Теория пределов...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Омский летно-технический колледж гражданской авиации
имени А.В. Ляпидевского» филиал Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»

(ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И))

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«Математика»



Теория пределов





Омск - 2015

Рассмотрено

на заседании ЦМК ЕНД
от «_____»__________20__г.

Протокол №_________



Разработал: Пищагина Е.С., преподаватель математики

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика», тема «Теория пределов»/ Е.С. Пищагина - ОЛТК ГА филиал ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), 2015. - 27 с.

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает теоретические сведения, примеры решения заданий, примерные варианты контрольных заданий. Типовые задачи даются с подробным решением. Рекомендуется я самостоятельной проработки. Основное назначение - помочь курсанту самостоятельно, без помощи педагога закрепить знания по теме «Теория пределов» и подготовиться к контрольной работе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткий курс лекций и методические рекомендации по выполнению контрольной работы по естественно - научной дисциплине «Математика» предназначены для курсантов 1-го курса специальностей:

25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;

25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов;

25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов.

Содержание раздела курса математики «Теория пределов» определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Пособие объединяет лекционный материал и примеры решения типовых задач, и может быть использовано для изучения и закрепления учебного материала.

Теория пределов.

Теория пределов - это один из разделов математического анализа. Вопрос решения пределов является достаточно обширным, поскольку существуют десятки приемов решений пределов различных видов. Существуют десятки нюансов и хитростей, позволяющих решить тот или иной предел. Тем не менее, мы все-таки попробуем разобраться в основных типах пределов, которые наиболее часто встречаются на практике.

Начнем с самого понятия предела. Но сначала краткая историческая справка. Жил-был в 19 веке француз Огюстен Луи Коши, который заложил основы математического анализа и дал строгие определения, определение предела, в частности. Надо сказать, этот самый Коши снился, снится и будет сниться в кошмарных снах всем студентам физико-математических факультетов, так как доказал огромное количество теорем математического анализа, причем одна теорема отвратительнее другой. В этой связи мы не будем рассматривать строгое определение предела, а попытаемся сделать две вещи:

1. Понять, что такое предел.

2. Научиться решать основные типы пределов.

Итак, что же такое предел?

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Любой предел состоит из трех частей:

1) Всем известного значка предела Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

2) Записи под значком предела, в данном случае Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов . Запись читается «икс стремится к единице». Чаще всего - именно Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , хотя вместо «икса» на практике встречаются и другие переменные. В практических заданиях на месте единицы может находиться совершенно любое число, а также бесконечность (Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов).

3) Функции под знаком предела, в данном случае Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

Сама запись Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов читается так: «предел функции Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов при икс стремящемся к единице».

Разберем следующий важный вопрос - а что значит выражение «икс стремится к единице»? И что вообще такое «стремится»?
Понятие предела - это понятие, если так можно сказать, динамическое. Построим последовательность: сначала Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , затем Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , …, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , ….
То есть выражение «икс стремится к единице» следует понимать так - «икс» последовательно принимает значения, которые бесконечно близко приближаются к единице и практически с ней совпадают.

Как решить вышерассмотренный пример? Исходя из вышесказанного, нужно просто подставить единицу в функцию, стоящую под знаком предела:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Готово.

Итак, первое правило: Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

Мы рассмотрели простейший предел, но и такие встречаются на практике, причем, не так уж редко!

Пример с бесконечностью:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разбираемся, что такое Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов ? Это тот случай, когда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов неограниченно возрастает, то есть: сначала Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , потом Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , потом Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , затем Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов и так далее до бесконечности.

А что в это время происходит с функцией Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов ?
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , …

Итак: если Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов, то функция Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов стремится к минус бесконечности:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Грубо говоря, согласно нашему первому правилу, мы вместо «икса» подставляем в функцию Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов бесконечность и получаем ответ.

Еще один пример с бесконечностью:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Опять начинаем увеличивать Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов до бесконечности, и смотрим на поведение функции:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Вывод: при Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов функция Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов неограниченно возрастает:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

И еще серия примеров:

Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно мысленно проанализировать нижеследующее и запомните простейшие виды пределов:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Если где-нибудь есть сомнения, то можете взять в руки калькулятор и немного потренироваться.

В том случае, если Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , попробуйте построить последовательность Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов . Если Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , то Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

Примечание: строго говоря, такой подход с построением последовательностей из нескольких чисел некорректен, но для понимания простейших примеров вполне подойдет.

Также обратите внимание на следующую вещь. Даже если дан предел с большим числом вверху, да хоть с миллионом: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , то все равно Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , так как рано или поздно «икс» примет такие гигантские значения, что миллион по сравнению с ними будет самым настоящим микробом.

Что нужно запомнить и понять из вышесказанного?

1) Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.

2) Вы должны понимать и сразу решать простейшие пределы, такие как Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов и т.д.

Более того, у предела есть очень хороший геометрический смысл. Для лучшего понимания темы рекомендую ознакомиться с методическим материалом Графики и свойства элементарных функций. После прочтения этой статьи вы не только окончательно поймете, что такое предел, но и познакомитесь с очень интересными случаями, когда предела функции вообще не существует!

На практике, к сожалению, подарков немного. А поэтому переходим к рассмотрению более сложных пределов.

Пределы с неопределенностью вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов и метод их решения

Сейчас мы рассмотрим группу пределов, когда Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , а функция представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой находятся многочлены

Пример:

Вычислить предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Согласно нашему правилу попытаемся подставить бесконечность в функцию. Что у нас получается вверху? Бесконечность. А что получается внизу? Тоже бесконечность. Таким образом, у нас есть так называемая неопределенность вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов . Можно было бы подумать, что Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , и ответ готов, но в общем случае это вовсе не так, и нужно применить некоторый прием решения, который мы сейчас и рассмотрим.

Как решать пределы данного типа?

Сначала мы смотрим на числитель и находим Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов в старшей степени:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Старшая степень в числителе равна двум.

Теперь смотрим на знаменатель и тоже находим Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов в старшей степени:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Старшая степень знаменателя равна двум.

Затем мы выбираем самую старшую степень числителя и знаменателя: в данном примере они совпадают и равны двойке.

Итак, метод решения следующий: для того, чтобы раскрыть неопределенность Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов необходимо разделить числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов в старшей степени.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Разделим числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Вот оно как, ответ Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , а вовсе не бесконечность.

Что принципиально важно в оформлении решения?

Во-первых, указываем неопределенность, если она есть.

Во-вторых, желательно прервать решение для промежуточных объяснений. Я обычно использую знак Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , он не несет никакого математического смысла, а обозначает, что решение прервано для промежуточного объяснения.

В-третьих, в пределе желательно помечать, что и куда стремится. Когда работа оформляется от руки, удобнее это сделать так:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Для пометок лучше использовать простой карандаш.

Конечно, можно ничего этого не делать, но тогда, возможно, преподаватель отметит недочеты в решении либо начнет задавать дополнительные вопросы по заданию. А оно Вам надо?

Пример 2

Найти предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Снова в числителе и знаменателе находим Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов в старшей степени:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Максимальная степень в числителе: 3

Максимальная степень в знаменателе: 4

Выбираем наибольшее значение, в данном случае четверку.
Согласно нашему алгоритму, для раскрытия неопределенности Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов делим числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

Полное оформление задания может выглядеть так:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разделим числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Пример 3

Найти предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Максимальная степень «икса» в числителе: 2

Максимальная степень «икса» в знаменателе: 1 (Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов можно записать как Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов )

Для раскрытия неопределенности Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов необходимо разделить числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов . Чистовой вариант решения может выглядеть так:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разделим числитель и знаменатель на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Под записью Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов подразумевается не деление на ноль (делить на ноль нельзя), а деление на бесконечно малое число.

Таким образом, при раскрытии неопределенности вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов у нас может получиться конечное число, ноль или бесконечность.

Пределы с неопределенностью вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов и метод их решения

Предвосхищаю вопрос от чайников: «Почему здесь деление на ноль? На ноль же делить нельзя!». Смысл записи 0:0 будет понятен позже, после ознакомления с материалом о бесконечно малых функциях.

Следующая группа пределов чем-то похожа на только что рассмотренные пределы: в числителе и знаменателе находятся многочлены, но «икс» стремится уже не к бесконечности, а к конечному числу.

Пример 4

Решить предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Сначала попробуем подставить -1 в дробь:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
В данном случае получена так называемая неопределенность Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

Общее правило: если в числителе и знаменателе находятся многочлены, и имеется неопределенности вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , то для ее раскрытия нужно разложить числитель и знаменатель на множители.

Для этого чаще всего нужно решить квадратное уравнение и (или) использовать формулы сокращенного умножения. Если данные вещи позабылись, то ознакомьтесь с методическим материалом «Горячие формулы школьного курса математики». Кстати его лучше всего распечатать, требуется очень часто, да и информация с бумаги усваивается лучше.

Итак, решаем наш предел

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разложим числитель и знаменатель на множители

Для того чтобы разложить числитель на множители, нужно решить квадратное уравнение:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Сначала находим дискриминант:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
И квадратный корень из него: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов .

В случае если дискриминант большой, например 361, используем калькулятор, функция извлечения квадратного корня есть на самом простом калькуляторе.

! Если корень не извлекается нацело (получается дробное число с запятой), очень вероятно, что дискриминант вычислен неверно либо в задании опечатка.

Далее находим корни:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Таким образом:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Всё. Числитель на множители разложен.

Знаменатель. Знаменатель Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов уже является простейшим множителем, и упростить его никак нельзя.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Очевидно, что можно сократить на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов :

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Теперь и подставляем -1 в выражение, которое осталось под знаком предела:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Естественно, в контрольной работе, на зачете, экзамене так подробно решение никогда не расписывают. В чистовом варианте оформление должно выглядеть примерно так:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разложим числитель на множители.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Пример 5

Вычислить предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Сначала «чистовой» вариант решения

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разложим числитель и знаменатель на множители.

Числитель: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Знаменатель:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Что важного в данном примере?
Во-первых, Вы должны хорошо понимать, как раскрыт числитель, сначала мы вынесли за скобку 2, а затем использовали формулу разности квадратов. Уж эту-то формулу нужно знать и видеть.

Рекомендация: Если в пределе (практически любого типа) можно вынести число за скобку, то всегда это делаем.

Более того, такие числа целесообразно выносить за значок предела. Зачем? Да просто чтобы они не мешались под ногами. Главное, потом эти числа не потерять по ходу решения.

Обратите внимание, что на заключительном этапе решения я вынес за значок предела двойку, а затем - минус.

! Важно

В ходе решения фрагмент типа Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов встречается очень часто. Сокращать такую дробь нельзя. Сначала нужно поменять знак у числителя или у знаменателя (вынести -1 за скобки).

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов, то есть появляется знак «минус», который при вычислении предела учитывается и терять его совсем не нужно.

Вообще, я заметил, что чаще всего в нахождении пределов данного типа приходится решать два квадратных уравнения, то есть и в числителе и в знаменателе находятся квадратные трехчлены.

Метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение

Продолжаем рассматривать неопределенность вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Следующий тип пределов похож на предыдущий тип. Единственное, помимо многочленов, у нас добавятся корни.

Пример 6

Найти предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Начинаем решать.

Сначала пробуем подставить 3 в выражение под знаком предела

Еще раз повторяю - это первое, что нужно выполнять для ЛЮБОГО предела. Данное действие обычно проводится мысленно или на черновике.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Получена неопределенность вида Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов , которую нужно устранять.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Как Вы, наверное, заметили, у нас в числителе находится разность корней. А от корней в математике принято, по возможности, избавляться. Зачем? А без них жизнь проще.

Когда в числителе (знаменателе) находится разность корней (или корень минус какое-нибудь число), то для раскрытия неопределенности Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов используют метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение.

Вспоминаем нашу нетленную формулу разности квадратов: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
И смотрим на наш предел: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Что можно сказать? Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов у нас в числителе уже есть. Теперь для применения формулы осталось организовать Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов (которое и называется сопряженным выражением).

Умножаем числитель на сопряженное выражение:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Обратите внимание, что под корнями при этой операции мы ничего не трогаем.

Хорошо, Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов мы организовали, но выражение-то под знаком предела изменилось! А для того, чтобы оно не менялось, нужно его разделить на то же самое, т.е. на Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов :

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

То есть, мы умножили числитель и знаменатель на сопряженное выражение.
В известной степени, это искусственный прием.

Умножили. Теперь самое время применить вверху формулу Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов :

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Неопределенность Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов не пропала (попробуйте подставить тройку), да и корни тоже не исчезли. Но с суммой корней всё значительно проще, ее можно превратить в постоянное число. Как это сделать? Да просто подставить тройку под корни:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Число, как уже отмечалось ранее, лучше вынести за значок предела.

Теперь осталось разложить числитель и знаменатель на множители, собственно, это следовало сделать раньше.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Готово.

Как должно выглядеть решение данного примера в чистовом варианте?

Примерно так:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Пример 7

Найти предел Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Сначала попробуйте решить его самостоятельно.

Окончательное решение примера может выглядеть так:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Разложим числитель на множители:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Прикладная математика», тема Теория пределов



© 2010-2022