- Преподавателю
- Математика
- Кружковая работа по математике
Кружковая работа по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахтина Л.М. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»
Кружковая работа по математике
«Весёлая математика»
(6-7 классы, 34 часа)
Автор : Л.М. Бахтина
учитель математики.
с. Вятское, 2013 г.
Пояснительная записка.
Математический кружок - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка .
Большая роль при изучении математики 6-7 классах отводится решению текстовых задач, примеров и задач наиболее часто встречающихся на олимпиадах , конкурсах, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе "Кенгуру", «Авангард», «Олимпул» и т.д.
Методы
Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.
Цель кружка: содействовать развитию творческого математического мышления, умения решать нестандартные задачи.
Задачи кружка:
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- формировать опыт участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах.
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Ожидаемые результаты:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсах
Содержание программы кружковых занятий
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
Обратная связь
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы .
игры.
1
Решение олимпиадных задач.
Участие во Всероссийской олимпиаде для 5-11 классов.
Участие в олимпиаде «Олимпус». Осенняяя сессия
2
Подготовить арифметический ребус
Арифметические ребусы. Переправы
1
Проведение школьного этапа олимпиады по математике.
1
Решение заданий школьного этапа олимпиады по математике.
1
Геометрические упражнения со спичками. Мини-проект «Спичечный городок»
1
Разрезание. Выполнение опытов.
1
Домашнее задание
Переливание. Выполнение опытов.
1
Домашнее задание
Математические кроссворды.
Математическая игра «Счастливый случай»
1
Составить и оформить кроссворд
Решение заданий заочной математической олимпиады «Авангард»
1
Принцип Дирихле
1
Домашнее задание
Подготовка и проведение предметной недели «Математика»
1
Домашнее задание
Как играть, чтобы выиграть.
Крайности.
1
Выпуск математической газеты, ребусов
Проценты.
1
Сборник задач собственного опыта.
Занимательные задачи на проценты
1
Задачи, решаемые с конца.
1
Геометрия и оптические иллюзии.
1
Основы комбинаторики
1
Домашнее задание
Решение задач комбинаторики
4
Разбор задач математической игры - конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы. Участие в игре в 2011 году.
1
Сертификаты участников
Основы теории вероятностей
2
Домашнее задание
Решение олимпиадных задач.
1
Решение олимпиадных задач «Олипус». Весенняя сессия
1
Задачи, решаемые с конца.
1
1
Получение сертификатов об обучении на кружке математики
Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся.
2
Творческие отчеты.
Используемая литература:
-
Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
-
А.В. Спивак «Математический кружок» для 6-7 классов
-
Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971
-
Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008
-
Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
-
Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
-
Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
-
Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984