Элективный курс Квадратный трёхчлен и его приложения

Элективный курс для учащихся 10 класса посвящён «персонажу», который всем хорошо знаком – квадратному трёхчлену. Казалось бы, про него всё учащимся известно: как корни находить, как график строить, как решать квадратные неравенства. Но у квадратного трёхчлена есть немало секретов, сюрпризов, и своя интересная история.          Основная цель курса расширить представление о квадратном трёхчлене, овладеть системой знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, а главное показать общек...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс








«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор

______________ __________ ___________________

Протокол № ____ Приказ № ____

от «_____» ___________ 20__ г от «_____» _______________ 20__ г


Элективный курс

«Квадратный трёхчлен и его приложения»


10 класс









Пояснительная записка

Элективный курс для учащихся 10 класса посвящён «персонажу», который всем хорошо знаком - квадратному трёхчлену. Казалось бы, про него всё учащимся известно: как корни находить, как график строить, как решать квадратные неравенства. Но у квадратного трёхчлена есть немало секретов, сюрпризов, и своя интересная история.

Основная цель курса расширить представление о квадратном трёхчлене, овладеть системой знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, а главное показать общекультурную роль математики, её целостность.

Данный курс «Квадратный трёхчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и её приложения, и которым захочется глубже познакомиться с её методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершённо не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Цели курса:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определенную математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки, уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Курс непосредственно связан с материалом курса по математике. Он предусматривает доведение изучаемого материала до уровня, на котором учащемуся становится ясной его математическая значимость, знакомит учащихся с историческими задачами по теме, нестандартными методами решения задач.

В организации занятий лежит деятельно-практический способ обучения, основа которого - самообучение школьника. На занятиях не только сообщается новая информация, но и идёт процесс обучения приёмам самостоятельной работы, умению обобщать, делать выводы. Занятия приводятся с использованием групповой работы и индивидуальной.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания элективного курса учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для решения задач;

  • самостоятельной работы с источником информации: учебной и справочной литературой, современными информационными технологиями;

  • ясного и грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи, с использованием различных языков математики (словесного, символьного, графического);

  • самостоятельной и коллективной работы, включение результатов своей работы в результаты работы группы.


Содержание программы.

Тема 1. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (5 часов).

Наибольший общий делитель (НОД), наименьшее общее кратное (НОК). Разложение на простые множители.

Линейные уравнения: ах+в=0, решение линейных уравнений. Системы линейных уравнений.

Квадратные уравнения и их решения. Теорема Виета и обратная теорема, их применение. Способы решения систем уравнений второй степени.

Иррациональные уравнения и системы уравнений. Способ решения иррациональных уравнений и систем уравнений.

Уравнения с модулем и их решение.

Метод контроля: репродуктивный: беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. НЕРАВЕНСТВА И СИСТЕМА НЕРАВЕНСТВ (5 часов).

Линейные неравенства. Рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства. Системы неравенств. Решение неравенств и систем неравенств.

Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (5 часов).

Тождественные преобразования логарифмических и показательных выражений. Логарифмические уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические и показательные системы уравнений.

Форма занятий: практическая работа. Методы занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: проверочная работа.

Тема 4. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА (2 часа).

Логарифмические неравенства. Показательные неравенства.

Метод занятий: репродуктивный: беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.


Элективный курс

«Квадратный трёхчлен и его приложения»


уро-

ка

Тема

урока

Кол-

во

ча

сов

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

факт


I. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (5 часов)


1

Тождественные преобразования числовых и буквенных выражений

1

Формулы сокращенного умножения Наибольший общий делитель (НОД), наименьшее общее кратное (НОК). Разложение на простые множители.

Знать формулы сокращенного умножения.

Уметь применять формулы для преобразования выражений

15.09

2

Линейные уравнения. Системы линейных уравнений

1

Общий вид линейного уравнения

Знать определение линейного уравнения, системы линейных уравнений.

Уметь решать линейные уравнения и системы линейных уравнений.

29.09

3

Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним Системы уравнений второй степени

1

Общий вид квадратного уравнения, решение квадратных уравнений и систем

Знать определение квадратного уравнения, теорему Виета

Уметь решать квадратные уравнения, системы уравнений, применять теорему Виета и обратную

13.10

4

Иррациональные уравнения и системы уравнений

1

Иррациональные уравнения и системы уравнений

Знать определение иррационального уравнения

Уметь решать иррациональные уравнения и системы уравнений

27.10

5

Уравнения с модулем

1

Определение модуля.

Знать определение модуля, уравнения с модулем

Уметь решать уравнения с модулем, освобождаясь от знака модуля

10.11

II. НЕРАВЕНСТВА И СИСТЕМА НЕРАВЕНСТВ (5 часов)

6

Линейные неравенства

1

Линейные неравенства

Знать определение линейных неравенств

Уметь решать линейные неравенства

24.11

7

Рациональные неравенства

1

Рациональные неравенства

Знать метод интервалов

Уметь решать неравенства методом интервалов

08.12

8

Системы неравенств

1

Системы неравенств. Решение системы неравенств

Уметь решать системы неравенств с одной переменной

22.12

9

Неравенства с модулем

1

Определение модуля. Неравенства с модулем

Знать определение модуля

Уметь решать неравенства с модулем

10

Иррациональные неравенства

1

Определение иррациональных неравенств

Знать определение иррациональных неравенств

Уметь решать иррациональные неравенства

III. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (5 часов)

11

Тождественные преобразования логарифмических и показательных выражений

1

Определение логарифма. Преобразования логарифмических и показательных выражений

Знать определение логарифма, свойства логарифмов.

Уметь применять свойства логарифмов при выполнении заданий

12

Логарифмические уравнения

1

Определение логарифмических уравнений

Знать определение логарифмического уравнения

Уметь решать логарифмические уравнения

13

Показательные уравнения

1

Показательные уравнения

Знать определение показательного уравнения

Уметь решать показательные уравнения

14

Логарифмические и показательные системы уравнений

2

Логарифмические и показательные системы уравнений

Знать определение логарифмических и показательных уравнений

Уметь решать логарифмические и показательные уравнения

15

IV. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА (2 часа)

16

Логарифмические неравенства

1

Логарифмические неравенства

Знать методы решения логарифмических неравенств

Уметь применять при решении неравенств

17

Показательные неравенства

1

Показательные неравенства

Знать методы решения показательных неравенств

Уметь решать показательные неравенства



Литература


для учащихся и учителя

1. Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Г. Нешков, С.Б. Суворова/; под ред. С.А. Теляковского - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2012

2. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Г. Нешков, С.Б. Суворова/; под ред. С.А. Теляковского - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2012

3. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров и др./ - М.: Просвещение, 2011

4. Математика. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко - Ростов - на Дону: Легион, 2011, 2012, 2013

для учителя

5. «Вокруг квадратного трёхчлена». Элективный курс предпрофильной подготовки. Тамбов: ТОИПКРО, 2005

6. Система тренировочных задач и упражнений по математике. /А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев и др./ - М.: Просвещение, 2001

7. П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства: учебно-методическое пособие. - М.: Илекса, 2006



Элективный курс Квадратный трёхчлен и его приложения

© 2010-2022