• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии

Гипотеза исследования заключается в следующем: если использовать задачи в процессе обучения геометрии средней школы, то это будет способствовать систематизации знаний учащихся.   Глубокое и прочное усвоение школьниками курса математики чрезвычайно важно для формирования их математической культуры. Вместе с тем формирование высокой математической культуры выпускников средней школы предполагает принципиально иную организацию познавательной деятельности учащихся, в процессе которой у них формируютс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если использовать задачи в процессе обучения геометрии средней школы, то это будет способствовать систематизации знаний учащихся.

Глубокое и прочное усвоение школьниками курса математики чрезвычайно важно для формирования их математической культуры. Вместе с тем формирование высокой математической культуры выпускников средней школы предполагает принципиально иную организацию познавательной деятельности учащихся, в процессе которой у них формируются умения изучать математику самостоятельно и творчески, а следовательно, создаются предпосылки к активному применению математических знаний в дальнейшем.

Систематизация знаний - объединение предметов или знаний о них путём установления существенных связей между частями целого на основе определения закономерностей, принципов или правил. (слайд 2)

Качеством какого - либо объекта - предмета или явления считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым, он этим объектом является.

Системность знаний предполагает осознание одних знаний как базовых для других.

Систематичностью знаний учащихся называют « …такую совокупность знаний в их сознании, структура которой соответствует структуре научной теории.

Системные знания - это знания расположенные по схеме: основные понятия, основные положения, следствия, приложения.

Одним из средств систематизации знаний школьников является использование в обучении динамических задач, динамические задачи - это задачи, связанные между собой содержанием.





Структура динамических задач может быть представлена следующей диаграммой: (слайд 3)



Исходя из варьирования одного из компонентов задачи: А - условие; В - требование; С - базис; Д - способ решения, можно построить блоки задач. (слайд 4) Например,

1.











2.

3.



Динамические задачи ставят ученика перед необходимостью постоянно применять только что полученные результаты в новых условиях, т.е. работа с такими блоками задач даёт частое применение и обобщение конкретных знаний.

Как же происходит отбор задач в блоки на разных этапах урока. Приведу пример отбора задач на этапе актуализации знаний:

  1. Отбор изученного материала, необходимого для успешного изучения нового, для учеников, материала.

  2. Составление задач, на основе этого материала.

  3. Установление связей между задачами.

  4. Составление задач, содержание которых включает в себя наряду с известными математическими фактами элементы нового материала.

  5. Установление связей между задачами.

При этом особо необходимо учитывать временной показатель: задачи, направленные на актуализацию знаний используются перед изучением нового материала и их решение должно занимать небольшой отрезок времени. Применение динамических задач на этапе актуализации знаний обладает следующим преимуществом:

- по своей структуре они построены так, что в процессе работы с ними видны связи между объектами знаний;

- распространение на новый материал поможет установить связи между изученным и новым материалом;

- отсутствие в них однотипных задач.

Приведём пример такого блока динамических задач, предваряющих изучение темы «Цилиндр».(слайд 5)

1.1

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

В четырёхугольнике ABCD AB = CD, AB II CD, угол 1 равен углу 2. Докажите, что ABCD - параллелограмм.

1.2

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

В параллелограмме ABCD точки М и К являются серединами сторон CD и AD соответственно. Докажите, KM II AC.

1.3

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

Изображен прямоугольник. Точки А и В середины сторон MN и PK соответственно. Имеются ли на чертеже равные отрезки? Если да то объяснить почему они равны?

И так постепенно происходит развитие задачной ситуации, перенос знаний и их распространение на новые условия. При этом осуществляется не только систематизация уже полученных знаний, но и сами систематизированные знания становятся источником появления новых знаний, при этом происходит и переосмысление способов их получения.

Затем перед знакомством с теоретическим материалом по теме «Цилиндр» ученикам предлагается следующая совокупность задач (слайд 6)



Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

Задача 1. На рис.1 α II β, O(r) - окружность в плоскости α, АА1 и ВВ1 перпендикулярны α. Докажите, что АА1В1В - прямоугольник.

Задача 2. На рис.1отрезки СС1 и DD1 перпендикулярны α. Будут ли оно равны между собой и будут ли равны другим отрезкам перпендикулярным плоскости α.

Задача 2 поможет учащимся определить, что такое образующие цилиндра.

Задача 3. Сколько прямых перпендикулярных плоскости α можно провести через точки, принадлежащие окружности O(r).

Задача 3 приводит учащихся к понятию уже самой цилиндрической поверхности.

Задача 4. Какую фигуру мы получим опуская перпендикуляры из точек окружности O(r) на плоскость β.

Задачи 1 - 4 помогают определить, что такое цилиндр, высота и радиус цилиндра. (слайд 7)

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

Задача 5. Будет ли четырёхугольник ABCD - прямоугольником?

Задача 6. Какая фигура получится в результате вращения четырёхугольник ABCD вокруг прямой АВ?

Задача 7. Постройте сечение цилиндра, проходящее через ось АВ цилиндра; перпендикулярно оси цилиндра.

Задача 8. Докажите, что плоскость, проходящая через образующую цилиндра, перпендикулярна к плоскости его основания.

Задача 9.

Докажите, что осевое сечение цилиндра является прямоугольником, две противоположные стороны которого образующие, а две другие диаметры оснований цилиндра. Найдите диагональ осевого сечения, если радиус цилиндра 1,5 м, а высота 4 м.

После решения этих задач, учитель вместе с учениками, подводя итог решения, наряду с повторением материала, изученного на уроке, анализирует связи между задачами, всё это фиксируется в тетрадях (запись в тетради аналогично представленному фрагменту на странице). (слайд 8)

Основное поле тетради

Поля

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.

Дано: цилиндр, Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии. AD = 600,

АВ = 10√3 см, ОК = 2 см.

Найти: SABCD

В решении

используется

понятие

центрального

угла.

Решение.

  1. Угол AOD - центральный, следовательно, угол AOD равен

Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.AD и равен 600.

  1. Треугольник KOD: угол O равен 900, угол KOD = 300 ,

KD = KOtg300, KD = 2√3/3 см, AD = 4√3/3 см.

  1. SABCD = AB×AD, SABCD = (10√3)×(4√3/3) = 40 (см2).

Ответ: 40 см2.

Причём изучение темы, раздела с использованием динамических задач даёт следующее преимущество:

  1. Ученик сам открывает большинство новых для него математических фактов;

  2. Последовательность задач показывает соподчинение объектов знаний не только в теме одного урока, но и в системе уроков, на которых рассматриваются динамические задачи одного блока или связанных между собой блоков.

  3. Работа с блоками показывает учащимся связи между задачным и теоретическим материалом.

Исходя из выше - сказанного, можно сделать вывод:

  1. Динамические задачи могут быть использованы на любом этапе обучения: на этапе актуализации знаний, на этапе усвоения теоретического материала, на этапе заключительного повторения. В следствии своей структуры, применение блоков динамических задач на каждом этапе приводит к систематизации знаний.

  2. Динамические задачи позволяют ученику самому построить иерархию курса, осознать связи между объектами знаний, способы получения математических фактов, сформировать обобщённые знания, и обобщённые умения, что необходимо для формирования качественных знаний.

  3. Знания, полученные учениками и систематизированные с помощью динамических задач сами становятся источниками знаний, что, в свою очередь, приведёт обучаемых к получению блоков задач более высокого уровня сложности, а также и более широкого охвата материала.

Используемая литература:

  1. Воробьёв Г.Г. «Школа будущего начинается сегодня», М., 1991.

  2. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи, М., 1985.

  3. Лезан Ф., "Развитие математической инициативы", М.: Наука, 1989

  4. Учебник. Геометрия. 10-11 класс, Атанасян Л.С., 2001

© 2010-2022