- Преподавателю
- Математика
- Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии
Методическая проблема Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юдина Н.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Динамические задачи как средство систематизации знаний учащихся на уроках геометрии.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если использовать задачи в процессе обучения геометрии средней школы, то это будет способствовать систематизации знаний учащихся.
Глубокое и прочное усвоение школьниками курса математики чрезвычайно важно для формирования их математической культуры. Вместе с тем формирование высокой математической культуры выпускников средней школы предполагает принципиально иную организацию познавательной деятельности учащихся, в процессе которой у них формируются умения изучать математику самостоятельно и творчески, а следовательно, создаются предпосылки к активному применению математических знаний в дальнейшем.
Систематизация знаний - объединение предметов или знаний о них путём установления существенных связей между частями целого на основе определения закономерностей, принципов или правил. (слайд 2)
Качеством какого - либо объекта - предмета или явления считаются его существенные, устойчивые свойства, благодаря которым, он этим объектом является.
Системность знаний предполагает осознание одних знаний как базовых для других.
Систематичностью знаний учащихся называют « …такую совокупность знаний в их сознании, структура которой соответствует структуре научной теории.
Системные знания - это знания расположенные по схеме: основные понятия, основные положения, следствия, приложения.
Одним из средств систематизации знаний школьников является использование в обучении динамических задач, динамические задачи - это задачи, связанные между собой содержанием.
Структура динамических задач может быть представлена следующей диаграммой: (слайд 3)
Исходя из варьирования одного из компонентов задачи: А - условие; В - требование; С - базис; Д - способ решения, можно построить блоки задач. (слайд 4) Например,
1.
2.
3.
Динамические задачи ставят ученика перед необходимостью постоянно применять только что полученные результаты в новых условиях, т.е. работа с такими блоками задач даёт частое применение и обобщение конкретных знаний.
Как же происходит отбор задач в блоки на разных этапах урока. Приведу пример отбора задач на этапе актуализации знаний:
-
Отбор изученного материала, необходимого для успешного изучения нового, для учеников, материала.
-
Составление задач, на основе этого материала.
-
Установление связей между задачами.
-
Составление задач, содержание которых включает в себя наряду с известными математическими фактами элементы нового материала.
-
Установление связей между задачами.
При этом особо необходимо учитывать временной показатель: задачи, направленные на актуализацию знаний используются перед изучением нового материала и их решение должно занимать небольшой отрезок времени. Применение динамических задач на этапе актуализации знаний обладает следующим преимуществом:
- по своей структуре они построены так, что в процессе работы с ними видны связи между объектами знаний;
- распространение на новый материал поможет установить связи между изученным и новым материалом;
- отсутствие в них однотипных задач.
Приведём пример такого блока динамических задач, предваряющих изучение темы «Цилиндр».(слайд 5)
1.1
В четырёхугольнике ABCD AB = CD, AB II CD, угол 1 равен углу 2. Докажите, что ABCD - параллелограмм.
1.2
В параллелограмме ABCD точки М и К являются серединами сторон CD и AD соответственно. Докажите, KM II AC.
1.3
Изображен прямоугольник. Точки А и В середины сторон MN и PK соответственно. Имеются ли на чертеже равные отрезки? Если да то объяснить почему они равны?
И так постепенно происходит развитие задачной ситуации, перенос знаний и их распространение на новые условия. При этом осуществляется не только систематизация уже полученных знаний, но и сами систематизированные знания становятся источником появления новых знаний, при этом происходит и переосмысление способов их получения.
Затем перед знакомством с теоретическим материалом по теме «Цилиндр» ученикам предлагается следующая совокупность задач (слайд 6)
Задача 1. На рис.1 α II β, O(r) - окружность в плоскости α, АА1 и ВВ1 перпендикулярны α. Докажите, что АА1В1В - прямоугольник.
Задача 2. На рис.1отрезки СС1 и DD1 перпендикулярны α. Будут ли оно равны между собой и будут ли равны другим отрезкам перпендикулярным плоскости α.
Задача 2 поможет учащимся определить, что такое образующие цилиндра.
Задача 3. Сколько прямых перпендикулярных плоскости α можно провести через точки, принадлежащие окружности O(r).
Задача 3 приводит учащихся к понятию уже самой цилиндрической поверхности.
Задача 4. Какую фигуру мы получим опуская перпендикуляры из точек окружности O(r) на плоскость β.
Задачи 1 - 4 помогают определить, что такое цилиндр, высота и радиус цилиндра. (слайд 7)
Задача 5. Будет ли четырёхугольник ABCD - прямоугольником?
Задача 6. Какая фигура получится в результате вращения четырёхугольник ABCD вокруг прямой АВ?
Задача 7. Постройте сечение цилиндра, проходящее через ось АВ цилиндра; перпендикулярно оси цилиндра.
Задача 8. Докажите, что плоскость, проходящая через образующую цилиндра, перпендикулярна к плоскости его основания.
Задача 9.
Докажите, что осевое сечение цилиндра является прямоугольником, две противоположные стороны которого образующие, а две другие диаметры оснований цилиндра. Найдите диагональ осевого сечения, если радиус цилиндра 1,5 м, а высота 4 м.
После решения этих задач, учитель вместе с учениками, подводя итог решения, наряду с повторением материала, изученного на уроке, анализирует связи между задачами, всё это фиксируется в тетрадях (запись в тетради аналогично представленному фрагменту на странице). (слайд 8)
Основное поле тетради
Поля
Дано: цилиндр, AD = 600,
АВ = 10√3 см, ОК = 2 см.
Найти: SABCD
В решении
используется
понятие
центрального
угла.
Решение.
-
Угол AOD - центральный, следовательно, угол AOD равен
AD и равен 600.
-
Треугольник KOD: угол O равен 900, угол KOD = 300 ,
KD = KOtg300, KD = 2√3/3 см, AD = 4√3/3 см.
-
SABCD = AB×AD, SABCD = (10√3)×(4√3/3) = 40 (см2).
Ответ: 40 см2.
Причём изучение темы, раздела с использованием динамических задач даёт следующее преимущество:
-
Ученик сам открывает большинство новых для него математических фактов;
-
Последовательность задач показывает соподчинение объектов знаний не только в теме одного урока, но и в системе уроков, на которых рассматриваются динамические задачи одного блока или связанных между собой блоков.
-
Работа с блоками показывает учащимся связи между задачным и теоретическим материалом.
Исходя из выше - сказанного, можно сделать вывод:
-
Динамические задачи могут быть использованы на любом этапе обучения: на этапе актуализации знаний, на этапе усвоения теоретического материала, на этапе заключительного повторения. В следствии своей структуры, применение блоков динамических задач на каждом этапе приводит к систематизации знаний.
-
Динамические задачи позволяют ученику самому построить иерархию курса, осознать связи между объектами знаний, способы получения математических фактов, сформировать обобщённые знания, и обобщённые умения, что необходимо для формирования качественных знаний.
-
Знания, полученные учениками и систематизированные с помощью динамических задач сами становятся источниками знаний, что, в свою очередь, приведёт обучаемых к получению блоков задач более высокого уровня сложности, а также и более широкого охвата материала.
Используемая литература:
-
Воробьёв Г.Г. «Школа будущего начинается сегодня», М., 1991.
-
Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи, М., 1985.
-
Лезан Ф., "Развитие математической инициативы", М.: Наука, 1989
-
Учебник. Геометрия. 10-11 класс, Атанасян Л.С., 2001