Доклад Культурологический подход в преподавании математики

Целью обучения математике является развитие личностного потен­циала через реализацию культурологической составляющей математическо­го образования. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью и средством обучения. Обращение к различ­ным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора обучающихся, делает уроки более содержательными и раз­нообразными. Поддержанию интереса обучающихся к предмету и развитию их логиче...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурологический аспект в преподавании математики через применение инновационных технологий.

Геворкян Александр Робертович, преподаватель

общеобразовательных дисциплин

КГКП « Тобольский профессионально-технический колледж

Управления образования акимата Костанайской области»

В соответствии с ГОСО РК при освоении профессий технического и профессионального образования выпускник колледжа должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни. Очевидно, что для воспитания такого человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному. [1]

Среди компетентностно-ориентированных технологий выделяют технологии, направленные на:

  1. развитие субъектности и самостоятельности обучающихся:

  • технология модульного обучения,

  • технология рефлексивного обучения;

  1. работу с различными источниками информации:

  • информационные технологии,

  • технология критического мышления,

  • технология проблемного обучения,

  • «кейс» технология;

  1. продуктный подход:

  • игровые технологии,

  • технология организации проектной деятельности. [2]

Целью обучения математике является развитие личностного потен­циала через реализацию культурологической составляющей математическо­го образования. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью и средством обучения. Обращение к различ­ным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора обучающихся, делает уроки более содержательными и раз­нообразными.

Поддержанию интереса обучающихся к предмету и развитию их логиче­ского мышления способствуют также связи математики с географией, эколо­гией, литературой, музыкой, искусством. Это составляет общую картину не­разрывности математики с окружающим нас миром.

Для осуществления культурологического подхода необходимы следую­щие условия:

- наличие в учебном материале заданий культурологической направ­ленности;

- постепенное, планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выяв­лять, формулировать и самостоятельно находить способы решения не только учебной проблемы, но и общекультурной составляющей задания. [3]

Исходя из своего опыта преподавания общеобразовательных дисциплин, считаю, что применяемые инновационные технологии обучения необходимо сочетать с технологией диалога культур. Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного образования, заявленные в Законе РК «Об образовании» и Государственной программе развития образования в РК до 2020 года, а также предполагает развитие коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей обучающихся.

В процессе работы над проблемами урока-диалога можно выделить следующие педагогические техники:

1. «Зеркало».

Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку, учит адекватному восприятию себя и окружающих.

2. «Сословие».

Задача преподавателя, организующего диалог, поставить обучающихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху

3. «Карнавал».

Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь обучающимся стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее.

4. «Внесюжетная вставка».

На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, а порой - пословица или поговорка и т.д. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым. [4]

Применение в обучении математике кейс-технологии позволяет сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе, развивать способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основы деловой этики.

Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей;

- вариативность - предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора;

-прагматизм в обучении - при работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы;

- самоменеджмент, то есть умение работать с информацией.

- успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.

Можно выделить следующие типы кейсов:

- практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными;

- обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»;

- научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Пример кейса. Тема урока «Многогранники вокруг нас».

Тип кейса -исследовательский.

Интерес к многогранникам человек проявляет на протяжении всей своей

сознательной жизни - и малым ребенком, играющим деревянными кубиками, и зрелым математиком.

1. Как много существует правильных многогранников?

2. Почему пчелы строят соты именно так?

3. Создания природы красивы и симметричны. Свойства многогранников - это неотделимое свойство природной гармонии?

4. Идеи Пифагора, Платона, И.Кеплера о связи правильных многогранников с гармоничным устройством мира.

5. Многогранники в профессии повара.

6. Презентация и защита проектов. [5]

На уроках диалога культур с использованием кейс-технологии может применяться следующая система методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, схем и рисунков.[6]

Используя данную технологию, мною разработаны интегрированные уроки математики, истории и обществознания, химии, географии такие, как «К. Сатпаев - гордость казахстанской науки», «Казахстан. Страницы истории», «Пушкин и казахская литература», «Путешествие по городам мира», «География международного туризма», «Музыка и химия», « По ступенькам бизнеса» и другие.

В заключении хочу отметить, что кейс-метод на уроках математики в сочетании с диалогом культур позволяет широко использовать принципы проблемного обучения, приобретать новые знания и практические навыки, помогает обучающимся вырабатывать навыки работы в команде, обобщения информации, выстраивать логические схемы решения проблемы.

Литература :

  1. Н.П.Волосян «Применение технологии диалога культур на уроках русского языка», ж. «Менеджмент в образовании» № 2-2005 с. 10-15

  2. Ю.А.Холоденина « Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики»

nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/02/16/realizatsiya-kompetentnostno-orientirovannogo-podkhoda-k

  1. Н.А.Благова « Культурологические аспекты преподавания математики», nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/12/15/kulturologicheskie-aspekty-v-prepodavanii-matematiki

4.В.В.Бутакова « Образовательная технология «Школа диалога культур» на уроке литературы» nsportal.ru/shkola/literatura/library/obrazovatelnaya-tehnologiya-shkola-dialoga-kultur-na-uroke-literatury

5. Г.А.Батаева «Применение кейс-технологии на уроках математики в профильной школе», videouroki.net/filecom.php?fileid=98690720

6. С. Курганов « Педагогика С.Курганова», газета «Первое сентября»,

№ 55-2000г.

5

© 2010-2022