Рабочая программа по геометрии в 8 классе

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 44 г. Липецка

Рассмотрена на заседании «Утверждаю»__________

кафедры учителей математики Директор МАОУ лицея №44

____________ Н.Ф.Ельчанинова

протокол № приказ №

от от

Руководитель кафедры

Околелова Т. В.



Рабочая программа по геометрии


для 8А,Г, Д классов



2015-2016 учебный год


Учитель Зацепина Лариса Евгеньевна

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по геометрии для 8 А, 8 Г и 8 Д классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения геометрии, которые определены стандартом.

Программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Погорелова А. В. Настоящая рабочая программа по геометрии для 8 Д и А классов разработана применительно к учебной программе математике для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.М. Кузнецовой, Н.Г. Миндюк (Программа по математике для 5 - 11 классов, 2002 год) и ориентирована на использование учебника:

Погорелов А. В. «Геометрия 7 - 9, учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2009 - 2011.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ лицей №44 предусматривает обязательное изучение геометрии в 8А,Г,Д классах - 68 часов (2 часа в неделю). Таким образом, преподавание геометрии в 8А,Г,Д классе осуществляется на базовом уровне.

Преподавание осуществляется с использованием традиционной технологии обучения с использованием ИКТ.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу­чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четы­рехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапеция. Даётся представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией. Расширяются и углубляются полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей. Доказывается одна из глав­ных теорем геометрии - теорему Пифагора; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью. Обучающиеся знакомятся с четырьмя заме­чательными точками треугольника. С выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ, проблемное обучение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс (66 ч)

Глава 6. Четырехугольники (20 часов) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства.

Глава 7. Теорема Пифагора (16 часов) Теорема Пи­фагора. Неравенство треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Глава 8.Декартовы координаты на плоскости (13 часов)

Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение прямой и окружности.

Глава 9. Движение (9 часов) Симметрия относительно точки и прямой. Параллельный перенос. Поворот.

Глава 10. Векторы (8 часа)

Координаты вектора. Длина вектора сложение векторов и сил. Умножение вектора на число.

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны: знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь:

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов. Находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы треугольников.

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Технологии обучения:

Когнитивная образовательная технология, информационные и компьютерные технологии, проблемно-диалогическое обучение, технология критического мышления, проектно - исследовательская технология, опережающее обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

виды и формы контроля.

контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы, творческие задания, компьютерные технологии, тесты, устные диктанты, фронтальные опросы.


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8А,Г, Д КЛАСС

ИЗУЧАЕМАЯ ТЕМА. ТЕМЫ УРОКОВ.

Даты прохождения учебного материала

Количество часов, отведенное на изучение разделов и тем

Коррекция

дат

прохождения учебного материала

1 триместр

Глава 1. ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. ( 20 ч)

1

Определение четырехугольника

4.09.

1

2

Параллелограмм, признак параллелограмма

7.09.

1

3

Свойство диагоналей параллелограмма

11.09.

1

4

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма

14.09.

1

5

Прямоугольник

18.09.

1

6

Ромб

21.09.

1

7

Квадрат

25.09.

1

8

Решение задач «Четырехугольники и их свойства»

28.09.

1

9

Решение задач на доказательство

2.10.

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм»

5.10.

1

11

Теорема Фалеса

12.10.

1

12

Средняя линия треугольника

16.10.

1

13

Свойства средней линии треугольника

19.10.

1

14

Трапеция

23.10.

1

15

Средняя линия трапеции

26.10.

1

16

Теорема о пропорциональных отрезках

30.10.

1

17

Построение четвертого пропорционального отрезка

2.11.

1

18

Решение задач «Средняя линия»

6.11.

1

19

Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция»

9.11.

1

20

Решение задач подготовка к ГИА

13.11.

1

2 триместр

Глава 2. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. (16 ч)

21

Косинус угла

20.11.

1

22

Теорема Пифагора

23.11.

1

23

Теорема Пифагора

27.11.

1

24

Египетский треугольник

30.11.

1

25

Перпендикуляр и наклонная

4.12.

1

26

Неравенство треугольника

07.12.

1

27

Контрольная работа №3 по теме «Теорема Пифагора»

11.12.

1

28

Решение задач

14.12.

1

29

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

18.12.

1

30

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, применение таблицы Брадиса

21.12.

1

31

Основные тригонометрические тождества

25.12.

1

Урок занимательной математики

28.12.

32

Применение тригонометрических тождеств

11.01.

1

33

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

15.01.

1

34

Решение задач .Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

18.01.

1

35

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла

22.01.

1

36

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла

25.01.

1

Глава 3. ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ ( 13 ч)

37

Контрольная работа №4 по теме «Решение прямоугольных треугольников»Определение декартовых координат

29.01.

1

38

Определение декартовых координат Координаты середины отрезка

1.02.

1

39

Расстояние между точками

5.02.

1

40

Расстояние между точками, решение задач

8.02.

1

41

Уравнение окружности

12.02.

1

42

Уравнение прямой

15.02.

1

43

Координаты точки пересечения прямых

19.02.

1

44

Расположение прямой относительно системы координат

26.02.

45

Угловой коэффициент в уравнение прямой

29.02.

1

46

Пересечение прямой с окружностью

4.03.

1

47

Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости»

7.03.

1

48

Определение синуса, косинуса и тангенса для угла от 0 до 180

11.03.

1

49

Определение синуса, косинуса и тангенса для угла от 0 до 180

14.03.

1

Глава 4. ДВИЖЕНИЕ ( 8 ч)

50

Преобразование фигур.

18.03.

1

51

Свойства движения

21.03.

1

52

Симметрия относительно точки, прямой

25.03.

1

53

Поворот

28.03.

1

54

Параллельный перенос и его свойства

1.04.

1

55

Существование и единственность параллельного переноса

4.04.

1

56

Сонаправленность полупрямых

8.04.

1

57

Равенство фигур

11.04.

1

Глава 5. ВЕКТОРЫ ( 8 ч)

58

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов

18.04.

1

59

Координаты вектора.

22.04.

1

60

Сложение векторов. Сложение сил

25.04.

1

61

Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

29.04.

1

62

Скалярное произведение векторов

6.05.

1

63

Контрольная работа №6 по теме «Векторы»

13.05.

1

64

Решение задач

16.05.

1

65-67

Итоговое повторение

20.05., 23.05., 27.05.

3

Литература

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)

  3. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. Погорелов А. В. М.: Просвещение, 2009-2011.

  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.- М.: Дрофа, 2000.

  5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Погорелов А. В. ]. -М.: Просвещение, 2009 - 2011.

  6. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гу­сев, А. И. Медяник. - М.: Просвещение, 2009-2011.

  7. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Ершова А. П. «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии. 8 класс» - «ИЛЕКСА» г. Москва, 2009.

  9. Рабинович Е. М. «Задачи и упражнения на готовых чертежах» 7-9 классы геометрия. «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ»г. Москва - Харьков, 2009.

  10. Геометрия в таблицах.

  11. Таблицы по геометрии для 8 классов

Экранно-звуковые пособия: видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.

Технические средства обучения

Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль

Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)

Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)






График контрольных работ по геометрии в 8А,Г, Д класса

1

Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм»

5.10.2015

2

Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция»

9.11.2015

3

Контрольная работа №3 по теме «Теорема Пифагора»

11.12.2015

4

Контрольная работа №4 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

29.01.2016

5

Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости»

07.03.2016

6

Контрольная работа №6 по теме «Векторы»

13.05.2016




8

© 2010-2022