Работа учителя математики по подготовке учащихся к ГИА

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математик...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации .

Зёлка Людмила Ивановна ,

учитель математики МОУ гимназии №1

г Комсомольска-на-Амуре .

Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика - вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике. Считаю, что наиболее эффективной при подготовке к ГИА является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.

Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 - учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 - учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 - учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов. После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех направлениях:

1) провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».

2) учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, организую ребят для участия в школьных , районных и международных олимпиадах.

3) обучаю исследовательской работе - использованию задач с элементами исследования, развивающих задач и творческих заданий.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное. В системе использую тренажеры, которые помогают отрабатывать вычислительные навыки, учат быстрому счету.

При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 - возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 - сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 - переходят от обязательных в творческие.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем. Домашняя работа так же разноуровневая: уровню1 - соответствующие обязательным результатам обучения, уровню 2 - такие же задания плюс еще более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня 3 - задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует парная форма работы. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний - низкий, высокий - средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.

Так же провожу уроки математики, на которых решаем задачи. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определённое количество задач нужно решить за отведённый норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Учитель подбирает задачи 3-х уровней сложностей, а право выбора сложности задач оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач для подготовки к итоговой аттестации.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Я пришла к выводу, что применение проектной методики повышает интерес к изучению математики. Большое внимание уделяю задачам прикладной математики , включенных в ЕГЭ и ГИА.

Практикую в своей работе зачёты, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. Всего заданий 14. Первые 8 более простые, остальные соответствуют заданиям ЕГЭ, уровня В и С. Приветствуется, если учащиеся применяют различные способы решения.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. Использую в своей работе Интернет - порталы ГИА , где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на экзамене. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

Большую роль в подготовке к ГИА имеют диагностические контрольные работы, я составляю планы коррекции знаний, отслеживаю уровень обученности в виде таблиц, где указываю баллы после каждой работы. Они показывают объективно и наглядно достижения каждого ученика.

Так же для подготовки к итоговой аттестации важную роль играют и индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно.

Работа учителя математики с учащимися, мотивированными на учебу.

Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- дать учащимся качественное образование по математике
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося
- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях.
- совершенствование форм организации учебной деятельности
- использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения
- развивать и укреплять интерес к математике

Материал на уроке стараюсь излагать в простой, доступной, понятной учащимся, форме.

Стараюсь разнообразить формы работы, повышая тем самым интерес к предмету, добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а осознанного его понимания.

В процессе преподавания делаю акценты на те разделы, которые представлены в тестах ГИА.

Объяснение нового материала стараюсь строить как можно более наглядно, создавая яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно - образное мышление.

Разрабатываю систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
К сожалению, у учителя есть много проблем и трудностей. Контингент учащихся в школе неоднороден, учащиеся не могут, в силу своих способностей, освоить базовый уровень подготовки по математике. Часто процент качества знаний резко зависит от подбора учащихся в классе.
В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых-действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях. Подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в парах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.
Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия. На уроках стараюсь сочетать парную форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.
В своей педагогической деятельности использую технологии:
- развития творческих способностей в процессе обучения математике
- личностно-ориентированную
- разноуровневого обучения
- проблемного обучения
- тестовые технологии
- современные компьютерные технологии

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, основанную на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способов организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний.

Работа учителя математики со слабоуспевающими учениками на уроке

Основные причины пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд:
1. Педагогическая запущенность в усвоении тем, истоки которых кроются в начальных классах.

2. Невнимательность, отсутствие интереса к учебе.
3. Непонимание изучаемого материала.
4. Пропуски уроков.
Стараюсь создать доброжелательную обстановку, чтобы слабые дети не чувствовали себя ущербными, отстающими. Даю карточки как сильным, так слабым одновременно, чтобы все чувствовали, что проверяются все одинаково. Задания даются дифференцированно.

С целью определения степени не усвоения учениками тем провожу математические диктанты, проверочные работы, тесты, самостоятельные работы. Выявленные пробелы ликвидируются следующими методами.
- Работа парами.
- Групповая работа при отработке практических навыков. В каждой группе присутствуют 1 или 2 более или менее сильных ученика. При такой работе применяется взаимоконтроль.
- Актуализация опорных знаний - обязательный этап каждого урока. Кроме этого ежеурочно осуществляется проверка домашнего задания.
- Веду тетрадь по учету ЗУН, где отмечаю результаты промежуточных срезов каждого ученика.
- По окончании работы над темой или разделом провожу зачет.
- На уроках ученики задают друг другу вопросы с целью повторения теоретического материала, особенно по геометрии.

- Если ученик много пропустил, провожу индивидуальные консультации, закрепляю сильного ученика за слабым.
- Каждый слабый ученик может пользоваться записями в рабочих тетрадях, учебником при выполнении контрольных и самостоятельных работ.
- По запросам слабоуспевающих учеников даю им индивидуальные консультации по выполнению домашних работ.
- Зачастую для отстающих готовлю задания репродуктивного характера, с каждым уроком усложняя задания.
- При подготовке к уроку тщательно планирую опрос на каждом этапе урока (заранее запланированы индивидуальные карточки).
- Постоянно веду работу над усвоением математической терминологии, развитием логически стройной речи.
Работая со слабоуспевающими учениками важно показать заинтересованность учителя в успехе ученика.

Важное значение имеет работа с родителями. Учитель - ученик - классный руководитель - родители.

© 2010-2022