Реализация метапредметного подхода на уроках математики в процессе обучения детей с ОВЗ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ города Мценска «Средняя школа №2»




















Выступление на педсовете по теме :

«Реализация метапредметного подхода на уроках математики в процессе обучения детей с ОВЗ.»







Подготовила : Учитель математики Городничева Е. А.











2016год





Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:

  • Развивать речь.

  • Развивать сообразительность.

  • Включать детей в разнообразную деятельность.

  • Активизировать умственную деятельность.

Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии:

1.Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые я провожу в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Приведу несколько примеров таких упражнений:

а)В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о»и т. д.

б)«Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий - слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто - нибудь не ошибется.

2)Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.

3)При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ.

Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

4)Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников.

Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.

5)Для повышения самооценки детей даю опережающие задания . Особенно когда материал легкий: прочитать параграф и задания, разобранные в учебнике, составить план решения задания, можно сделать рисунки и схемы и все это использовать в своем ответе. Обычно ребята рисуют схему или составляют алгоритм действий по материалу , выделяя ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.

6)Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одно задание полностью решено с объяснением, а самостоятельно нужно решить задание подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением математических величин или понятий, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

7)Один из способов реализации метапредметного подхода в обучении детей с ОВЗ бывают задания проблемного характера . Использовать данный метод на уроке можно, например, при объяснении нового материала: создаю проблемную ситуацию, направляю детей на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик становится в позицию не пассивного слушателя, а активного участника процесса получения нового знания, что формирует познавательную самостоятельность учащегося, развивает его творческие способности и мышление.

Представим небольшой фрагмент урока, цель которого - научиться решать задачи на движение по реке. Учащимся предлагается ряд задач, решение которых подводит их к самостоятельному выводу формул по данной теме.

  • 1 задача - не математическая, жизненная. Учащиеся анализируют ситуацию, используют жизненный опыт и делают вывод о существовании течения реки.

  • 2 задача - устанавливаем существование связи между временем движения и течением реки.

  • 3 задача - определяем понятие собственная скорость

  • 4 задача - переходим уже от понимания течения реки как физического явления к математической модели, делаем выводы.

  • 5 задача - учащиеся готовы уже самостоятельно вывести формулы и записать их, используя введенные в задачах выше обозначения.

  • 6-7 задачи - закрепляем полученные формулы и, как результат, опираясь на заполненную таблицу, ученики способны ответить на все вопросы в задаче 7.

7)Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно.

8)Закрепление учебного материала провожу с использованием:

Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей поэтапному решению заданий, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. составила сама). Карточки для коррекции знаний, которые я предлагаю учащимся с ОВЗ состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.

Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.

Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением математических величин или понятий, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

9)Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ.

Провожу рефлексию деятельности (итог урока)

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.

К доске такие ребята не любят выходить, но если я сама чувствую, что ребенок обязательно справится с задачей, вызываю. Задача решена! Успех очевиден.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной его деятельности. Я на своих уроках организую разные формы работы, способствующие решению именно этой задачи:

На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии.

Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности - это карточки «сделай по образцу», почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей . А так же при изучении определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии.

Во время проведения декады математики ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых -математиках написать реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету.

Считаю, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, считаю своей важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребенком конкретные предметные знания.



© 2010-2022