- Преподавателю
- Математика
- Практическая работа по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств
Практическая работа по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Угримова Л.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Практическое работа по теме
Логарифмические уравнения и неравенства.
Цель: Закрепить навыки решения логарифмических уравнений и неравенств.
Перед выполнением практической работы необходимо повторить основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Учебный элемент № 1
Цель: закрепить решение простейших логарифмических уравнений вида =в (где а >0, а ≠1).
Рекомендации к выполнению:
Вспомните определение логарифма.
Повторите схему решения логарифмических уравнений вида
Логарифмическая функция возрастает (или убывает) на промежутке ( 0; +∞) и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне для любого в данное уравнение имеет единственное решение. Из определения логарифма следует, что ав является таким решением.
Пример: решите уравнение
Решение:
4х +3 = 23
4х = 8-3
4х = 5
х =1 Ответ: 1
Выполните письменную самостоятельную работу (15 мин)
-
I вариант
II вариант
-
(1 б)
1 . (1 б)
2. ( 1б)
2. = -2 (1 б)
3. (1 б)
3. (1 б)
4. -1) = 1 (1 б)
4.-1) = 3 (2 б)
5.Lg(2 -5х )= 1 (2 б)
5. Lg(7-х) = -1 (2б)
-
Учебный элемент № 2
Цель: закрепить умения решать логарифмические уравнения методом введения новой переменной.
Рекомендации к выполнению:
Внимательно разберите решение примера и выполните задания самостоятельной работы.
Пример. Решите уравнение - =0
-
Решение: Введем новую переменную t, t= , тогда уравнение примет вид t2 -t -2 = 0
D = (-1)2 -4∙ 1 (-2) = 9
t1 = = 2 ; = = -1
Если t = 1 тогда: = -1, х = 2 -1, х =
Если t =2, тогда: = 2, х = 22, х =4 Ответ: ; 4
Выполните письменную самостоятельную работу (10 мин)
Iвариант
IIвариант
-
(2 б)
(2 б)
2. . = 2 (2 б)
2.- (2б)
Учебный элемент № 3
Цель: закрепить навыки решения логарифмических уравнений вида =
Рекомендации к выполнению:
Помните, что решение таких уравнений основано на том, что такое уравнение равносильно уравнению f(x) =g(x) при дополнительных условиях f(x) > 0 ,g(x) > 0.
Можно при решении таких уравнений использовать следующую схему:
f(x) =g(x) f(x) = g (x)
f(x) > 0 или g(x) > 0
Внимательно разберите данные ниже решения и выполните задания самостоятельной работы.
Пример: Решите уравнения. -3х + 1) =
х2- 3х +1 = 2х -3,
2х - 3 >0;
Решим уравнение х2 -3х + 1 = 2х - 3
х2 - 3х + 1 - 2х + 3 = 0
х2 - 5х +4 = 0
D= 25 -16 = 9
х1 = = 4, х2 = = 1
x = 4 или х = 1
x >
х = 4 Ответ : 4.
Пример: Решите уравнение Lg(x2 +75) - Lg (x -4) =2
Решение: Lg(x2 +75) -Lg(x-4) = 2
Найдем ОДЗ : х2 +75 > 0
x-4 > 0
x -любое число
х > 4 ОДЗ: ( 4; +∞)
Lg(x2 +75)=2 + Lg (х-4)
Lg (x2 +75) = Lg 100 +Lg (x-4)
Lg (x2 +75) = Lg (100x - 400)
x2 +75 = 100x - 400
x2 -100x +75 +400 =0
x2 -100x +475 = 0
D = 1002 - 4 1 475 = 100 000 - 1900 = 8100
x1 = =95
x2 = = 5 95 и 5 входят в ОДЗ
Ответ: 95; 5.
Выполните самостоятельную работу ( 20 мин).
Iвариант
IIвариант
1. (2 б)
1. (2 б)
2. Lg(х2 -17)=Lg (х+3) (3 б)
2.
3. (4 б)
3. Lg(х+1) +Lg(x-1)=Lg32 (4б)
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ № 4
Цель: закрепить умения решать простейшие логарифмические неравенства.
Рекомендации к выполнению:
Решение логарифмических неравенств основано на том, что функция у = при а>1 является монотонно возрастающей на своей области определения, а при 0<a<1монотонно убывающей на своей области определения.
При переходе от простейшего неравенства к равносильным системам неравенств, не содержащих знака логарифма следует учитывать область допустимых значений исходного неравенства.
При решении логарифмических неравенств пользуйтесь следующей схемой:
-
(x)
a > 1 0 < a < 1
f(x) > g(x) f(x) < g(x)
g(x) > 0 f(x) > 0
-
1 0 < a < 1
f(x) < g(x) f(x) > g(x)
f(x) > 0 g(x) > 0
-
Пример:< 2
Решение:
Функция у =
2х-5< 9
2х-5 0;
2х <14
2х >5;
х <7
х>2,5 х (2,5; 7)
Ответ: х (2,5; 7)
Выполните письменную самостоятельную работу (15 мин)
Iвариант
IIвариант
1. (1 б)
1 (1б)
2 1 (1 б)
2 (1 б)
3 (1 б)
3 (1 б)
4. Lg (x2 +2x+2) <1 (2 б)
4. Lg(x2 +x+4)< 1 (2 б)
Учебный элемент № 5
Цель: закрепить умение решать логарифмические неравенства с использованием
свойств логарифмов.
Рекомендации к выполнению:
Внимательно рассмотрите решение примеров и выполните задания самостоятельной работы.
Пример: Найдите наибольшее целое решение неравенства:
0
Решение:
0
Так как основания логарифмов одинаковы и больше 1, то последнее неравенство равносильно системе неравенств:
2х+10,
2х +1
2х- 1,
2х 4;
х ,
х . х (- ; 2)
Т.к. число 2 данному промежутку не принадлежит, то наибольшее целое значение х равно 1. Ответ: 1.
Выполните письменную самостоятельную работу (15 мин.)
I вариант
II вариант
1.Найдите наибольшее целое решение неравенства:
0 (2б)
-
Найдите наибольшее целое решение неравенства:
-0 (2б)
-
Найдите наименьшее целое решение неравенства:
0 (3б)
2.Найдите наименьшее целое решение неравенства:
0 (3б)
Рекомендации к оцениванию:
Ну а теперь , можно подвести итоги.
Набранные баллы по каждому учебному элементу запишите
в оценочный бланк и подведите итоги работы.
Сделайте выводы.
Если вы набрали при выполнении учебных элементов №1-5
от 15 баллов до 20 - оценка «3»
от 21 баллов до26 - оценка «4»
от 27 баллов до 29 - оценка «5»
не менее 15 оценка «2»