- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по элективному курсу «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПОЛУЧЕНИЙ» 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПОЛУЧЕНИЙ» 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко В.П. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по элективному курсу
«ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПОЛУЧЕНИЙ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Замечательные неравенства» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы элективного курса «Замечательные неравенства: 10-11 кл.». Автор: С.А.Гомонов, канд.физ.-мат.наук..
Изучение курса математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
Целью данного курса является изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также применение изученного теоретического материала при решении неравенств.
Задачи курса:
- закрепление основ знаний о неравенствах и их свойствах;
- расширение представления о неравенствах;
- формирование умений решать неравенства с переменными;
- повышение общей математической культуры;
- развитие логического мышления обучающихся.
Изучение элективного курса в 10 классе реализуется на основе использования следующего учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
Гомонов С. А. Методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2007.
Общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 10 классе отводится 35 часов (1 урок в неделю), из расчета 1 учебный час в неделю из школьного компонента.
Формы организации учебного процесса.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Формы промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных и зачётных работ. Формы организации учебного процесса : общеклассные или фронтальные учебные занятия; индивидуальные, парные, групповые, коллективные формы обучения .Формы текущего контроля знаний, умений, навыков : беседа; фронтальный опрос; промежуточная аттестация: тест, самостоятельные и контрольные работы. Формы итогового контроля знаний, умений, навыков: тестовые задания с выбором ответа или задания, требующие развёрнутого решения. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование различных форм уроков: уроки изучение нового материала, закрепление первичных знаний, урок комплексного применения знаний, контроль знаний, урок закрепления, урок обобщения и систематизации знаний, повторение пройденного материала, практикум, повторение материала. Урокам сопутствует компьютерное обеспечение: задания для устного опроса, электронный учебник. Использование компьютерных технологий в преподавании курса позволяет непрерывно мёнять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать / понимать:
- определение числового неравенства и его свойства;
- определение средних величин и их свойства;
уметь:
- правильно употреблять математическую терминологию;
- работать с литературными источниками, находить и использовать информацию в бумажных и электронных изданиях;
- исследовать функцию на выпуклость, вогнутость;
- находить наибольшее и наименьшее значения функции с помощью замечательных неравенств;
- применять неравенства при решении статистических и оптимизационных задач.
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
1
Числовые неравенства и их свойства
1
2
Основные методы установления истинности числовых неравенств
2
3
Основные методы решения задач на установление истинности неравенства с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение
4
4
Метод математической индукции и его применение к доказательствам неравенств. Неравенство Корни для произвольного числа переменных
5
5
Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач
2
6
Неравенства подсказывают методы их обоснования
7
7
Средние степенные величины: свойства, происхождение и применение.
6
8
Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.
3
9
Генераторы замечательных неравенств
2
10
Применение неравенств
3
Итого
35
Календарно - тематическое планирование
№
урока
Наименование раздела и тем
Кол-во
часов
Числовые неравенства и их свойства
1
1
Числовые неравенства и их свойства
Основные методы установления истинности числовых неравенств
2
2
Некоторые методы сравнения значений двух числовых выражений
3
Некоторые методы сравнения значений двух числовых выражений
Основные методы решения задач на установление истинности неравенства с переменными. Частные случаи нераве-нства Коши, их обоснование и применение
4
4
Неравенства с переменными, основные понятия и свойства. Некоторые методы установления истинности неравенств с переменными
5
Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными.
6
Основные методы решения задач на установление истинности неравенств неизвестными. Равносильные своими утверждениями задачи и теоремы. Частные случаи неравенства Коши.
7
Некоторые частные случаи неравенства Коши и их применение для нахождения наибольших и наименьших значений функций
Метод математической индукции и его применение к доказательствам неравенств. Неравенство Корни для произвольного числа переменных
5
8
Полная индукция - метод перебора всех вариантов и ее применение к решению задач.
9
Аксиома, принцип и метод математической индукции и их применение при доказательстве неравенств с переменными.
10
Теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей.
11
Неравенство Коши для произвольного числа переменных.
12
Неравенство Коши для произвольного числа переменных.
Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач
2
13
Неравенство Коши-Буняковского и условия его реализации в варианте равенства.
14
Применение неравенства Коши-Буняковского к решению задач.
Неравенства подсказывают методы их обоснования
7
15
Метод выравнивания значений переменных и метод раздвигания значений переменных (метод Штурма).
16
Метод выравнивания значений переменных и метод раздвигания значений переменных (метод Штурма).
17
Использование для доказательств неравенств с переменными свойства симметричности функций.
18
Использование для доказательств неравенств с переменными свойства однородности функций. Условные тождества
19
Некоторые методы доказательств циклических неравенств.
20
Простейшие приемы установления геометрических неравенств.
21
Условные тождества и условные неравенства.
Средние степенные величины: свойства, происхождение и применение.
6
22
Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое и соотношения между ними.
23
Соотношения между средними гармоническим, геометрическим, арифметическим, и квадратическим и их геометрические интерпретации.
24
Симметрические средние и круговые неравенства.
25
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства.
26
Средние степенные, их свойства и применение для обоснования неравенств.
27
Средние степенные взвешенные и его свойства.
Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.
3
28
Неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения.
29
Дальнейшие обоснования неравенств Чебышеваи неравенств Коши-Буняковского.
30
Решение задач на применение обобщений неравенств Чебышева.
Генераторы замечательных неравенств
2
31
Линейная и квадратичная функции и неравенства с переменными
32
Неравенства геометрического происхождения. Определенный интеграл и методы трапеций и треугольников
Применение неравенств
3
33
Неравенства в финансовой математике
34
Некоторые задачи на оптимизацию, задача Дидоны
35
Решение задач на максимум и минимум с помощью замечательных неравенств
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНОГО КУРСА
Числовые неравенства и их свойства
Некоторые понятия и свойства, считающиеся известными. Понятия «больше» и «меньше» для действительных чисел. Числовые неравенства. Простейшие числовые неравенства. Цель - вспомнить понятие положительного и отрицательного числа, числа нуль; основные законы сложения и умножения чисел; понятия «больше», «меньше», «не больше», «не меньше» их геометрические интерпретации и свойства
Основные методы установления истинности числовых неравенств
Сравнение двух действительных чисел «по определению». Сравнение двух положительных чисел путем сравнения с единицей их отношения. Сравнение действительных чисел с помощью сравнения их степеней. Метод сравнения двух чисел с помощью нахождения «промежуточного» для них числа (метод оценок «сверху» и «снизу»). Метод применения замечательных неравенств.
Цель - закрепить навыки сравнение двух числовых выражений «по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточным числом
Основные методы решения задач на установление истинности неравенства с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение
Цель - рассмотреть различные методы установления истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод подстановки; отработать эти методы на примерах
Метод математической индукции и его применение к доказательствам неравенств.
Понятие неравенства с переменными и его решения. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Опровержимые неравенства.
Цель -ввести понятие индукции вообще и в математике в частности; рассмотреть схему применения принципа математической индукции и некоторые ее модификации на примерах
Неравенство Коши для произвольного числа переменных
Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение.
Цель - рассмотреть неравенство Коши для произвольного числа переменных; его функциональное доказательство и некоторые неравенство, эквивалентные неравенству Коши
Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач
Метод математической индукции и его применение к доказательствам неравенств. Неравенство. Корни для произвольного числа переменных
Цель - рассмотреть геометрическую интерпретацию неравенства Коши-Буняковского и векторный вариант записи этого неравенства; решить задания на применение неравенства Коши-Буняковского
Неравенства подсказывают методы их обоснования
Метод выравнивания значений переменных и метод раздвигания значений переменных (метод Штурма).
Цель - рассмотреть методы обоснования неравенств: метод штурма; использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенства; геометрический метод
Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения
Дальнейшие обоснования неравенств Чебышеваи неравенств Коши-Буняковского.
Цель - рассмотреть простейший вариант неравенства Чебышева и его обобщение.
Средние степенные величины: свойства, происхождение и применение
Соотношения между средними гармоническим, геометрическим, арифметическим, и квадратическим и их геометрические интерпретации. Симметрические средние и круговые неравенства. Среднее арифметическое взвешенное и его свойства.
Цель - ввести понятия средних степенных и средних взвешенных степенных;
рассмотреть их свойства; решить задания на их применение
Генераторы замечательных неравенств Линейная и квадратичная функции и неравенства с переменными Неравенства геометрического происхождения. Определенный интеграл и методы трапеций и треугольников
Цель - рассмотреть достаточные условия выпуклости и вогнутости функции, заданной на указанном промежутке; рассмотреть примеры функций, чья выпуклость и вогнутость устанавливается этими теоремам
Применение неравенств
Неравенства в финансовой математике. Некоторые задачи на оптимизацию, задача Дидоны. Задачи на максимум и минимум с помощью замечательных неравенств
Цель - рассмотреть задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции с помощью замечательных неравенств, обсудить применение неравенств в математической статистике и экономике; рассмотреть задачу Дидоны (упрощенный вариант)
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература:
-
Ивлев Б.М. (и др.). Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10-11-й кл. / Б.М. Ивлев. М; Просвещение, 1990.
-
Звавич Л. И. (и др.). Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. / Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, М.В. Чинкина. М; Дрофа, 1999.
-
Балаяи Э.Н. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Ростов-на-Дону; Издательство "Феникс", 2004.
-
Шабунин М.И. Математика для поступающих в вузы. Уравнения и системы уравнений. Учебное пособие. М; Аквариум, 1997.
-
Мерзляк А.Г.(и др.). Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов. / Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. М; Илекса, 1998.
-
Саакян С.М. (и др.). Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11-й кл. / С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. М; Просвещение, 2001.
-
Гомонов С. А. Методические рекомендации к элективному курсу С.А.
Гомонова Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2009.
-
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач. - М.: Просвещение, 1991.
-
Сканави М.И., Сборник задач по математике для поступающих во втузы. - М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2001.
Интернет-ресурсы:
school-collection.edu.ru/
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/mnemozina.ru - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)