Особенности работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ                                        УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. Одна  из  главных  проблем,  которую  приходится  решать   педагогам,   -   это  работа    со  слабоуспевающими  учащимися.    В  глазах  учителей   все  неуспевающие    школьники   на  одно   лицо.  Нет  четкого  представления  о  причинах,  вызывающих  неуспеваемость,  о  характере  мыслительной  деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения.     Работая над данной  проб...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого

представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной

деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения. Работая над данной

проблемой, я выявила три типа слабоуспевающих.

Первый тип - СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной

деятельности сочетается с положительным

отношением к учению.

Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза,

сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает

серьезные трудности в усвоении учебного материала.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом

не являются для них источником морального конфликта,

что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной

моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь

учителей и товарищей.

Второй тип - НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности

сочетается с отрицательным отношением к учению.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с

желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им

нравится. Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых

требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по

устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не

формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них

складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий

темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному

конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими

интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что

объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.

Третий тип - СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности

сочетается с отрицательным отношением к учению.

Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в

усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду.

Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других

школьников.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется

в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности

личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к

знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Их больше всего

привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная

истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп

учащихся дифференцированную помощь.

КОМУ КАКАЯ ПОМОЩЬ НУЖНА?

СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых

характерны низкая обучаемость, слабое развитие

мыслительной деятельности и у которых преобладает

репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению

учебных задач, должна заключаться главным образом в

формировании приемов познавательной деятельности.

Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они

работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей

в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не

даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для

успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить

учиться.

Остановимся на некоторых приемах работы. К ним

относятся: Обучение алгоритмам дает возможность достичь

обязательного уровня обучения наиболее слабым

учащимся и не приводит к стандартизации мышления и

подавлению творческих сил детей.

Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач

осуществляется на уроке-лекции и включает в себя три

этапа. Первый этап: Схема к задаче, которая содержит

условие и вопрос. Второй этап: Составление плана

решения. Третий этап: Заключительный анализ решенной задачи (ученик еще раз

рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое

действие).

Дальнейшая отработка алгоритма выполняется на практических занятиях при различных

формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного

контроля за усвоением материала очень часто (каждый урок или через урок) провожу

небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а

выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается

оперативная помощь.

Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания

и образцы выполнения заданий. По основным темам

выделяем несколько основных задач. Теперь, имея

алгоритм, учащиеся могут перейти к математической

модели задачи без большого труда.

Другое дело, что здесь нужны вычислительные навыки. В

этом могут помочь систематические задания устного

характера. Для решения этой проблемы я использую

папки для устного счёта (комплект таблиц). В начале

урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная

работа с классом, а индивидуальнаазнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в

парах, работа в парах сменного состава и т. д.

Следующая применяемая форма устного счета

«Молчанка».

На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них

располагаются четыре числа, а внутри записано

действие, которое надо выполнить над каждым из

«внешних» чисел. Ответы можно давать молча, написав

рядом с данным числом верный результат указанного

действия. Задания легко поменять, достаточно только

заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

Учащимся нравится ставить оценки учителю! Для этого

необходимо выполнить задания «Графического

диктанта», в котором допущены ошибки. Если ученик

согласен с утверждением, то он ставит «+», если нет «-».

Самое интригующее впереди - учитель, за выполненную

работу, может получить любую оценку, даже двойку!

Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда

наградой служит право определенным образом

дополнить рисунок. Например, изобразим печку,

составив две лесенки. Тот, кто выполнит все

необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т.

е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение

и как дети хотят его заслужить!

Для достижения учащимися того или иного уровня

усвоения я применяю при изучении некоторых тем

карточки-тренажеры. Карточка предназначен

проверены, ребята меняются ролями, и уже первый ученик отвечает на вопросы

товарища.

У многих слабоуспевающих учеников существуют

проблемы с запоминанием. Работа с «разрезными»

теоремами способствует развитию зрительной памяти

ребенка, она может быть организована и в классе и дома.

Ученики получают таблицу с теоретическим материалом

(название признака, чертеж, словесная формулировка),

распечатывают ее и разрезают. Перемешав полученные

прямоугольники, собирают таблицу так, чтобы в одной ее

строке оказалась вся информация для первого признака, в другой - для второго и т. д.

После того, как вся таблица будет собрана, проверяют себя, используя справочный

материал, или просят, чтобы проверили родители.

Неприятие математики многими учащимися связано с

необходимостью заучивать наизусть массу формул и не

до конца понятных формулировок. Понимая трудности

учащихся «нематематического уровня», применяю

разнообразные «методические уловки», мнемонические

правила. Приведу пример: избегать ошибок при

раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал,

основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши»

начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».

Следующий прием позволяет не только повысить интерес

учащихся к обучению, но и развить познавательные

способности школьников, их общенаучные умения и

навыки.

4. Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца

августа в году?

5. Результат деления первого числа на четвертое?

6. Порядковый номер какого дня недели получится при умножении второго числа на

третье?

Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа

является их внутренняя личностная позиция - нежелание

учиться. Как увлечь ребят познанием нового? Задача

педагога в этом случае:

 Помочь учащимся осознать необходимость

получения новых знаний.

 Развивать ответственность.

 Поддерживать уверенность учащихся в

собственных силах вырабатывая позитивную самооценку.

Преодоление неуспеваемости учащихся этого типа начинается с воспитательной работы

на уроке. Этих ребят я привлекаю к участию во внеурочной деятельности, прошу чем-

либо помочь: смастерить своими руками наглядный материал (стереометрические

фигуры для уроков геометрии), напечатать карточку-консультант. Эти наглядные пособия

используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и

ведёт к изменению отношения к предмету.

Для того чтобы повысить познавательный интерес,

применяются активные формы обучения. Это: ЗАПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РЯД ЧИСЕЛ!

КОМУ КАКАЯ ПОМОЩЬ НУЖНА?

СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых

характерны низкая обучаемость, слабое развитие

мыслительной деятельности и у которых преобладает

репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению

учебных задач, должна заключаться главным образом в

формировании приемов познавательной деятельности.

Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они

работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей

в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не

даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для

успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить

учиться.

Остановимся на некоторых приемах работы. К ним

относятся:

• Алгоритмизация деятельности.

• Отработка вычислительных навыков.

• Многократное проговаривание и закрепление

материала урока.

• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки,

таблицы, схемы, план).

• Рациональное распределение учебного материала (трудное - сначала!) Обучение алгоритмам дает возможность достичь

обязательного уровня обучения наиболее слабым

учащимся и не приводит к стандартизации мышления и

подавлению творческих сил детей.

Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач

осуществляется на уроке-лекции и включает в себя три

этапа. Первый этап: Схема к задаче, которая содержит

условие и вопрос. Второй этап: Составление плана

решения. Третий этап: Заключительный анализ решенной задачи (ученик еще раз

рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое

действие).

Дальнейшая отработка алгоритма выполняется на практических занятиях при различных

формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного

контроля за усвоением материала очень часто (каждый урок или через урок) провожу

небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а

выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается

оперативная помощь.

Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания

и образцы выполнения заданий. По основным темам

выделяем несколько основных задач. Теперь, имея

алгоритм, учащиеся могут перейти к математической

модели задачи без большого труда.

Другое дело, что здесь нужны вычислительные навыки. В

этом могут помочь систематические задания устного

характера. Для решения этой проблемы я использую

папки для устного счёта (комплект таблиц). В начале

урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная

работа с классом, а индивидуальная, с последующей

проверкой каждого учащегося. В начале урока дежурные

раздают папки, учитель объявляет номер таблицы и

распределяет варианты между учащимися. Выполняя

задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Время выполнения

работы и количество заданий определяет учитель, в зависимости от уровня

подготовленности класса. Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать . разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в

парах, работа в парах сменного состава и т. д.

Следующая применяемая форма устного счета

«Молчанка».

На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них

располагаются четыре числа, а внутри записано

действие, которое надо выполнить над каждым из

«внешних» чисел. Ответы можно давать молча, написав

рядом с данным числом верный результат указанного

действия. Задания легко поменять, достаточно только

заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

Учащимся нравится ставить оценки учителю! Для этого

необходимо выполнить задания «Графического

диктанта», в котором допущены ошибки. Если ученик

согласен с утверждением, то он ставит «+», если нет «-».

Самое интригующее впереди - учитель, за выполненную

работу, может получить любую оценку, даже двойку!

Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда

наградой служит право определенным образом

дополнить рисунок. Например, изобразим печку,

составив две лесенки. Тот, кто выполнит все

необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т.

е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение

и как дети хотят его заслужить!

Для достижения учащимися того или иного уровня

усвоения я применяю при изучении некоторых тем

карточки-тренажеры. Карточка предназначена для

работы в паре. Каждая пара получает карточку, где

проделаны сквозные отверстия и около них записаны

формулы или задания, а на обороте - раскрытие этих

формул или ответы. Первый ученик вставляет в отверстие

карандаш. Второй ученик вслух раскрывает формулу или

называет ответ. Когда все задания первым учеником проверены, ребята меняются ролями, и уже первый ученик отвечает на вопросы

товарища.

У многих слабоуспевающих учеников существуют

проблемы с запоминанием. Работа с «разрезными»

теоремами способствует развитию зрительной памяти

ребенка, она может быть организована и в классе и дома.

Ученики получают таблицу с теоретическим материалом

(название признака, чертеж, словесная формулировка),

распечатывают ее и разрезают. Перемешав полученные

прямоугольники, собирают таблицу так, чтобы в одной ее

строке оказалась вся информация для первого признака, в другой - для второго и т. д.

После того, как вся таблица будет собрана, проверяют себя, используя справочный

материал, или просят, чтобы проверили родители.

Неприятие математики многими учащимися связано с

необходимостью заучивать наизусть массу формул и не

до конца понятных формулировок. Понимая трудности

учащихся «нематематического уровня», применяю

разнообразные «методические уловки», мнемонические

правила. Приведу пример: избегать ошибок при

раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал,

основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши»

начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».

Следующий прием позволяет не только повысить интерес

учащихся к обучению, но и развить познавательные

способности школьников, их общенаучные умения и

навыки.

ЗАПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РЯД ЧИСЕЛ!

А ТЕПЕРЬ ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ.

1. Сколько было четных чисел?

2. Сколько чисел делятся на 5 без остатка?

3. На каком месте стоит число, равное двум

квартетам?

4. Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца

августа в году?

5. Результат деления первого числа на четвертое?

6. Порядковый номер какого дня недели получится при умножении второго числа на

третье?

Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа

является их внутренняя личностная позиция - нежелание

учиться. Как увлечь ребят познанием нового? Задача

педагога в этом случае:

 Помочь учащимся осознать необходимость

получения новых знаний.

 Развивать ответственность.

 Поддерживать уверенность учащихся в

собственных силах вырабатывая позитивную самооценку.

Преодоление неуспеваемости учащихся этого типа начинается с воспитательной работы

на уроке. Этих ребят я привлекаю к участию во внеурочной деятельности, прошу чем-

либо помочь: смастерить своими руками наглядный материал (стереометрические

фигуры для уроков геометрии), напечатать карточку-консультант. Эти наглядные пособия

используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и

ведёт к изменению отношения к предмету.

Для того чтобы повысить познавательный интерес,

применяются активные формы обучения. Это:

• Создание проблемных ситуаций.

• Использование исследовательского подхода.

• Связь учебной информации с жизненным опытом

ученика.

• Организация сотрудничества, использование

командных форм работы, построенных на соревновании с

периодической сменой состава групп.

• Позитивное эмоциональное подкрепление.

• Индивидуальная и групповая работа над проектами.

Остановимся на основных методических приемах создания проблемной ситуации:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ,

ФАКТОВ, ИХ АНАЛИЗ С ЦЕЛЬЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

ОБЪЯСНЕНИЯ.

Наибольший общий делитель. 6 класс. Какое

наибольшее число подарков можно сделать из 48

конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если

надо использовать все конфеты.

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО,

ПРИКЛАДНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА.

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность

жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56

лет.

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЛИ

ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.

Индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке,

пользовался отрицательными числами.

Положительные числа представлял как «имущества»,

отрицательные числа - как «долги».

Правила: «сумма двух имуществ - имущество»:

(+х)+(+х)=(+х).

«сумма двух долгов - есть долг»: (-х)+(-х)=(-х).

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С

ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Области возрастания и убывания функции.

Изображаем самолет. Ученикам задаем вопрос: «Где

самолет поднимается?», «Где самолет опускается?», «Где

самолет пересекает ось ОХ?» Ребята с удовольствием

записывают интервалы.

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у

слабоуспевающих школьников можно распределить на этапы (таблица).

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным

причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше?

Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом

становится все больше. Современный английский

психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто

учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить

влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы

неверно поддерживать у школьников, которые не

проявляют больших способностей к учебе, представления

о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является

только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои

положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить

прочный фундамент позитивной самооценки».

Литература:

  1. Тестов по математике к учебнику Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс», В.Н..Рудницкая, Издательство «Экзамен», 2014 год.

  2. В конструкторе для создания тестов в редакции презентаций PowerPoint (2007) А.Н.Комаровского.


© 2010-2022