Рабочая программа по факультативному курсу по математике Решение логических задач для 5 классов

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по факультативному курсу по математике Решение логических задач для 5 классов

Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Рабочая программа курса по математике

«Решение логических задач» 6 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года, № 74;

  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 ( ФГОС НОО) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х классов и 2-х классов);

  • учебным планом МБОУ СОШ №6 на 2012/2013 учебный год;

Математика факультатив 6 класс. Разработала: учитель математики Султанова Л. И. , Самара 2013 год


Соответствие факультативного курса.

Место факультативного курса в структуре основной образовательной программы.

Курс «Решение логических задач» можно рассматривать в качестве начального этапа на пути углубленного изучения математики.

Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.

Особенностью данного курса является формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры, усиление практического аспекта в преподавании, развитие умения применять математику в реальной жизни.

На уроках математики при изучении той или иной темы, я указываю учащимся на возможности углубления и расширения рассматриваемых вопросов. Этим интересующиеся учащиеся и привлекаются на факультативные занятия. Стараюсь раскрыть содержание программы факультативных курсов в виде доступных аннотаций.

Цели и задачи факультативного курса.

Данный курс призван расширить и углубить знания учащихся по программному материалу. Формы заданий различные: работа с раздаточным материалом, групповая работа, самостоятельные и тестовые задания.

Целью его преподавания является развитие у учеников логического мышления, умений и навыков читать и интерпретировать таблицы, схемы, графики, применять математические методы для предсказания результата, что развивает, в свою очередь,формирование навыков системного анализа, которые могут быть применены не только в математике.

Главной задачей курса является помощь ученику в формировании у него устойчивого интереса к математике, выработка у учащихся навыков самостоятельной работы, а также содействовать осознанному выбору в пользу углубленного изучения математики в старших классах.

В своей теоретической основе курс опирается на базовую программу по математике. Однако, при решении ряда задач могут встретиться новые понятия и термины.Они разъясняются в процессе решения соответствующих задач. Программа курса предполагает дифференцированный подход к использованию различных форм и методов проведения занятий.

Актуальность данного курса заключается в том, что он поможет обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Также включенные в программу вопросы дадут возможность им подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам семинарам и конференциям.

Содержание курса определяется его названием. Но если вспомнить, что логика - это наука о правилах и способах рассуждений, то следует заметить, что название «Решение логических задач» является весьма условным. В самом деле, решение любой математической задачи (и не только математической) использует логические рассуждения.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение одного учебного года).


Содержание программы.

В данном разделе рассмотрены шесть основных тем курса: «Задачи, головоломки», «Упражнения с числами и буквами», «Геометрия вокруг нас», «Упражнения со спичками», «Сообразите», «Олимпиадные задачи».

1. Задачи, головоломки (5)

Содержание.Составление выражений, головоломки, числовые ребусы, метаграммы, анаграммы и шарады. Решение задач иллюстрированного характера как средство построения простейших доказательных рассуждений.

Основная цель - совершенствование логического мышления учащихся и развития у учеников таких качеств как наблюдательность, умение сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их.

2. Упражнения с числами и буквами (4)

Содержание. Четность, угадывание чисел, магические и латинские квадраты.

Основная цель - развитие таких функций, как внимание, память, речь, а также логического мышления учащихся. В упражнениях логического характера особое внимание уделено обучению классификации, лежащей в основе построения любого определения. Большое место занимают упражнения на анализ отношений.

3. Геометрия вогруг нас (4)

Содержание. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге на части. Пентамимо. Решение простейших задач по теории графов.

Основная цель - развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

4. Упражнения со спичками (3)

Содержание. Фигуры из спичек, равенства из спичек.

Основная цель - развитие пространственного мышления.

5. Сообразите (5)

Содержание. Задачи на переливания, перекладывания, задачи на взвешивание, на деление между двумя и тремя, переправы и разъезды, фальшивые монеты. Решение сюжетных задач, основанных на нахождении соответствия между множествами и решаемых путём построения таблиц и графов.

Основная цель - формирование способностей составлять "цепочку рассуждений", логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

6. Олимпиадные задачи (13)

Содержание. Старинные задачи, задачи на совместную работу, задачи на проценты, олимпиадные задачи. Решение логических задач с применением таблиц истинности логических операций и логических задач тестового характера.

Основная цель - развитие логического мышления, умение составлять таблицы, ознакомление с некоторыми законами логики, различными способами решения логических задач и умению их применять при решении задач различной сложности; подготовка докладов школьников к участию в Ломоносовских чтениях, во Всероссийском конкурсе Кенгуру, олимпиадах различного уровня, городских конференциях, математической перестрелке, проводимой в Медико техническом лицее.


Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Технология реализации

Примерные сроки


1. Задачи, головоломки (5)

1

Введение

Составление выражений

Дискуссия

Сентябрь

2-3

Головоломки

практикум

4-5

Числовые ребусы, метаграммы, анаграммы и шарады

комбинированный урок, практикум


2. Упражнения с числами и буквами (4)

6

Четность

комбинированный урок, практикум

Октябрь

7

Угадывание чисел

урок - игра

8

Магические квадраты

комбинированный урок, практикум

9

Латинские квадраты

практикум


3. Геометрия вогруг нас (4)

10

Упражнения с листом бумаги

комбинированный урок, практикум

Ноябрь

11

Разрежте и сложите.

урок - игра

12

Мосты и острова

практикум

13

Лабиринты. Пентамимо

урок - игра


4. Упражнения со спичками (3)

14

Фигуры из спичек

практикум

Декабрь

15-16

Равенства из спичек

практикум


5. Сообразите (5)

17

Переправы и разъезды

практикум

18

Переливания

практикум

Январь

19

Фальшивые монеты

практикум

20

Расположение

практикум

21

Перекладывание

урок-игра

Февраль

6. Олимпиадные задачи (13)

22

Круги Эйлера

практикум

23-24

Разбор некоторых задач «Кенгуру»

Задачи на площади

комбинированный урок, практикум

25-26

Решение задач дистанционных олимпиад по математике

комбинированный урок, практикум

Март

27-28

Принцип Дирихле

практикум

29-31

Логические задачи. Метод инверсии

комбинированный урок, практикум

Апрель

32

Задачи-шутки

урок-игра

33

Некоторые старинные задачи

практикум

Май

34

Заключительное занятие.

Портфолио достижений

беседа.















Формы подведения итогов реализации программы



Тема раздела

Подведение итогов после каждого раздела

кол-во

часов

1.

Задачи, головоломки

Составление занимательных задач

1

2

Упражнения с числами и буквами

Стенгазета к ежегодному математическому празднику

1

3

Геометрия вокруг нас

Подготовка макетов объемных геометрических фигур

1

4

Упражнения со спичками

Подготовка школьников к Ломоносовским чтениям

1

5

Сообразите

Игра «Клуб Весёлых Математиков» (КВМ)

1

6

Олимпиадные задачи

Участие школьников в Ломоносовских чтениях, во Всероссийском конкурсе Кенгуру, Олимпиадах различного уровня, Городских конференциях

в течение учебного года



Ожидаемые результаты

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • уметь анализировать и сравнивать, применять метод аналогий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


Список литературы

А) Основная литература:

  1. Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2003.

  2. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.

  3. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 - 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.

  4. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.

  5. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады: метод. Пособие для 5-6кл. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2007.

  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учеб пособие для 5-6 классы. М.: Просвещение, 2006.

  7. Шейкина О. С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6кл. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2007.

Б) Дополнительная литература:

  1. Дорофеева А.В. Страницы истории на уроках математики. - Серия "Квантор",1991

  2. Игнатьев Е.И.. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 1994 г.

  3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров.: АСА, 1994.

  4. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.

В) Интернет- ресурсы:

  • Портал Внеурока.ru ( vneuroka.ru)

  • Фестиваль Педагогический идей «Первое сентября»

( festival.1september.ru)

  • chkola-24new1.ucoz.ru/rab_programmy/2012-2013/zueva/p...

Программа рассмотрена и утверждена на МО учителей математики, информатики и администрацией МБОУ СОШ №6


© 2010-2022