• Преподавателю
  • Математика
  • Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время

Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.


Логарифмы и их свойства

А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.

" Алгебра и начала анализа" 11 класс (профильный уровень).

Понятие логарифма вводится для обдумывания ситуации с показательным уравнением. А именно: показательное уравнение решается графически и по чертежу мы не можем определить значение корня, поэтому нужно вводить новый символ.

Определение: логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b.

На языке символов Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = b.

Операцию нахождения логарифма числа обычно называют логарифмированием. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.

Особо выделяют три формулы:

logaa = 1

loga1 = 0

logaac = c

Одна и та же зависимость logab = c и ac= b.

Логарифм по основанию 10 называется десятичным логарифмом.

Свойства логарифмов: (все свойства формулируются для положительных значений переменных, содержащихся под знаками логарифма)

  1. Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел: logabc = logab + logac.

Доказательство:

Введем следующее обозначения:

logabc = х, logab = у, logac = z.

Нужно доказать, что выполняется равенство х = у + z.

Так как logabc = х, то ах = bc.

Так как logab = у, то ау = b.

Так как logac = z, то аz = c.

Итак, ах = bc, ау = b, аz = c.

Значит, ау · аz = ах, т.е. ау+z = ах.

Но если степени двух положительных чисел равны и основания степеней равны и отличны от 1, то равны и показатели степеней. Значит, у + z = х, что и требовалось доказать.

Теорема остается справедливой и для случая, когда логарифмируемое выражение представляет собой произведение более двух положительных чисел.

  1. Если а, b,c - положительные числа, причем аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1, то справедливо равенство logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = logab - logac. ( логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя или логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя). Без доказательства.

  2. Если а и b - положительные числа, причем аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1, то для любого числа r справедливо равенство logabr = r logab. (логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени.)

Доказательство:

Введем следующие обозначения:

logabr = х, logab = у.

Нужно доказать, что х = rу.

Из logabr = х следует, что ах = br; из logab = у следует, что ау = b. Возведя обе части последнего равенства в степень r, получим аrу = br. Итак, ах = br, аrу = br, значит, ах = аrу, т.е. х = rу, что и требовалось доказать.

  1. Равенство loga t = loga s, где а > 0, аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1, t > 0, s >0, справедливо тогда и только тогда, когда t = s. Без доказательства.

  2. Если а, b,c - положительные числа, причем а и с отличны от 1, то имеет место равенство logab = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. .

Доказательство:

Введем следующие обозначения:

logab = х, logcb = y, logca = z.

Нужно доказать, что х = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. .

Из logab = х следует, что ах = b; из logcb = y следует, что су = b. Итак, ах = су. Далее, из logca = z следует, что сz = а. Значит, (сz)х = су, т.е. zх = у, что и требовалось доказать.

Следствие 1: Если а и b - положительные и отличные от 1 числа, то справедливо равенство logab = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. .

Доказательство:

Применив формулу logab = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. к случаю, когда с = b, получим: logab = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. =Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время..

Следствие 2: Если а и b - положительные числа, причем аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1, то для любого числа r Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 0 справедливо равенство logab = logar br.

Доказательство:

Перейдем к выражению logar br к логарифмам по основанию а: logar br = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.

Вычисление значений логарифмов сводится к решению некоторого показательного уравнения.

А. Н. Колмогоров.

" Алгебра и начала математического анализа" 10 - 11 класс.

Уравнение ax = b, a > 0 и аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1 не имеет решений при bПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.0 и имеет единственный корень в случае b > 0. Этот корень называют логарифмом b по основанию а и обозначают logab, т.е. aloga b = b (основное логарифмическое тождество).

Определение: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени , в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.

Основные свойства логарифмов: ( при любом а > 0, аПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1 и любых

положительных х и у).

  1. loga 1 = 0.

  2. logaa = 1.

  3. logaxy = logax + logay (логарифм произведения равен сумме логарифмов).

Доказательство:

Воспользуемся основным логарифмическим тождеством: х = аlogax, y = alogay. Перемножая почленно эти равенства, получаем: ху = аlogax· alogay = аlogax+logay, т.е. ху = аlogax+logay. Следовательно по определению логарифма logaxy = logax + logay.

  1. logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = logax - logay (логарифм частного равен разности логарифмов.)

Доказательство:

Воспользуемся основным логарифмическим тождеством: х = аlogax, y = alogay. Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. , следовательно, по определению logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = logax - logay

  1. logaxp = p logax , для любого действительного p.(логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания этой степени.)

Доказательство:

Воспользуемся тождеством х = аlogax, откуда хр = (аlogax)р = арlogax. Следовательно, по определению logaxp = p logax.

  1. logax = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. (формула перехода от одного основания логарифма к другому основанию.)

Доказательство:

По правилу логарифмирования степени и основному логарифмическому тождеству получаем: logbx = logblogax), откуда logbx = logax·logba. Разделив обе части полученного равенства на logba, приходим к нужной формуле.

М. И. Башмаков.

" Алгебра и начала анализа" 10 - 11 класс.

Определение: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить число b. (t = logab)

На основе определения вводится понятие логарифма. Рассматривается только степень. Все выкладки и формулы производятся путем подстановки в равенство at = b. Например, подставляя в равенство at = b запись числа t в виде логарифма, получаем равенство, называемое основным логарифмическим тождеством: alogab = b.

Свойства логарифмов: (числа b, b1, b2 положительны)

  1. logab1b2 = logab1 + logab2 ( логарифм произведения равен сумме логарифмов множителей.)

Доказательство:

Обозначим logab1 = t1, logab2 = t2. По основному логарифмическому тождеству имеем: at1 = b1 и at2 = b2. Перемножим эти равенства: at1· at2 = b1b2. По свойству степеней at1· at2 = at1+ t2, т.е. b1b2 = at1+ t2. По определению логарифма logab1b2 = logab1 + logab2, что и требовалось доказать.

  1. logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = logab1 - logab2 ( логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя). Без доказательства.

  2. logabk = k logab (логарифм степени равен показателю степени, умноженному на логарифм основания). Без доказательства.

Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев - Мусатов, С. И. Шварцбурд.

" Алгебра и математический анализ" 11 класс.

Вначале рассматривается только натуральный логарифм, как функция, который вводится на основе интеграла, а затем путем рассмотрения натурального логарифма и логарифмической функции получают логарифм х по основанию а. А уже показательная функция здесь основывается на логарифмической.

Свойства функции натурального логарифма:

  1. ln ax = ln a + ln x

  2. lnПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = ln a - ln x

  3. ln xn = n ln x

  4. ln Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. ln x, x > 0

Свойства логарифма: (Без доказательства)

  1. logaax = x

  2. alogab = b, b > 0

  3. logaxy = logax + logay, x > 0, y > 0

  4. logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.= logax - logay, x > 0, y > 0

  5. logaПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. logax, x>0

  6. logab = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. , a > 0, b > 0, c > 0, cПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.1

Логарифмическая функция

Рассмотрим последовательность введения логарифмической функции в современных школьных учебниках.

А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.

" Алгебра и начала анализа" 11 класс (профильный уровень).

Рассматривается показательная функция у = ах. Значит, по теореме об обратной функции для функции у = ахсуществует обратная этой обратной функцией является х = logaу или у = logах. Ее график получается из графика показательной функции у = ах с помощью преобразования симметрии относительно прямой у = х. График функции у = logах называется логарифмической кривой.

Свойства функции y = logax, a>1:

  1. D(f) = (0;+Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  2. не является ни четной, ни нечетной.

  3. возрастает на (0;+Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  4. не ограничена сверху, не ограничена снизу

  5. не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений

  6. непрерывна

  7. E(f) = (-Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.; +Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  8. выпукла вверх.

Свойства функции y = logax, 0<a<1:

  1. D(f) = (0;+Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  2. не является ни четной, ни нечетной.

  3. убывает на (0;+Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  4. не ограничена сверху, не ограничена снизу

  5. не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений

  6. непрерывна

  7. E(f) = (-Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.; +Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.)

  8. выпукла вниз.

А. Н. Колмогоров.

" Алгебра и начала математического анализа" 10 - 11 класс.

Определение: Функцию заданную формулой y = logax называют логарифмической функцией с основанием а.

Свойства:

  1. Область определения логарифмической функции - множество всех положительных чисел R, т.е. D (loga) = R+.

  2. Область значений логарифмической функции - множество всех действительных чисел.

  3. Логарифмическая функция на всей области определения возрастает ( при а >1) или убывает (при 0<a<1).

Графики показательной и логарифмической функций симметричны относительно прямой у = х.

М. И. Башмаков.

" Алгебра и начала анализа" 10 - 11 класс.

Определение: Логарифмической функцией называется функция вида y = logax.

Определение логарифмов основано на понятии степени, при доказательстве свойств логарифмической функции используют свойства показательной функции.

Свойства:

  1. Область определения - множество всех положительных чисел, т. е. промежуток (0;+Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.).

  2. Монотонность: если а>1, то логарифмическая функция строго возрастает, если 0<a<1, то она строго убывает.

  3. Область значений: множество всех вещественных чисел R.

Доказательство:

Всякое вещественное число t может быть логарифмом некоторого числа х. Так как степень at определена при любом t, то, взяв х = аt, получим logaat = t, что и требовалось доказать.

Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев - Мусатов, С. И. Шварцбурд.

" Алгебра и математический анализ" 11 класс.

Вначале вводится определение ln x, ее свойства и график. Затем логарифмическая функция и степень с любым показателем. И только после изучения логарифмической функции изучается показательная функция.

Логарифмическая функция вводится на основе натурального логарифма, который в свою очередь представляет собой интеграл.

В профильных классах можно рассмотреть следующие свойства:

Свойство 1. При положительном основании отрицательные числа и нуль не имеют действительных логарифмов.

Дано: logaN

NПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 0

a>0, aПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время..

Доказать: не существует действительного значения для logaN.

Доказательство: Предположим что logaN, где N<0 существует и равен k т.е. logaN = k. Тогда по определению логарифма ak=N. Но ak>0 (при положительном основании функция у=ах- положительна), а N<0.

Таким образом, пришли к противоречию: положительное число (ак) равно отрицательному числу или нулю (N).

Следовательно отрицательные числа и нуль при положительном основании не имеют логарифмов.

Свойство 2. При положительном основании каждое положительное число имеет логарифм.

Дано: N>0, a>0, aПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время..

Доказать: lgaN - действительное число.

Покажем на частном примере нахождение логарифма некоторого положительного числа по какому-либо основанию с любой степенью точности.

Пусть требуется например lg 2 с точностью до 0,1.

Положим lg 2 = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. . Отсюда ( по определению логарифма) Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. = 2 или возвысив обе части последнего равенства в 10-ю степень получим:

10x=210 или 10x= 1024Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.1000=103, т.е. 10x Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 103 и xПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.3.

Значит, lg 2 =Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.=0,3.

Для нахождения log 2 с точностью до 0,01 положим lg 2 = Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. .

Сделав аналогичные преобразования получим:

Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.=2,10x=2100=(210)10=102410 Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. (103)10=1030, т.е.

10x Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 1030 и xПоследовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.30, a lg 2 =Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время.0,3.

Замечание. Применяя указанный способ и рассмотренные ниже свойства логарифмов можно было бы составить таблицы логарифмов чисел по любому положительному основанию с любой степенью точности но указанный способ очень сложный. Математика дает более простые способы вычисления которые выходят за рамки школьной программы.

Свойство 3. Числа, имеющие при одном и том же основании равные логарифмы, равны между собой.

Дано: logaN1=logaN2.

Доказать: N1=N2.

Доказательство. Обозначив logaN1=logaN2 через к по определению логарифма получим: N1=ak и N2=ak, откуда N1=N2.

(Две величины порознь равные третьей равны между собой.)

Свойство 4. При одном и том же основании равные числа имеют равные логарифмы.

Дано: N1=N2

Доказать: logaN1=logaN2.

Доказательство. Положив logaN1=k , a logaN2=m (1) рассмотрим относительно основания а два случая: 1) а>1

2)a<1

Случай 1. (а>1). Из (1) по определению логарифма имеем: ak=N1 и am=N2, откуда ak=am, или ak-am=0, ak(1-am-k)=0. Но ak Последовательность введения понятия логарифма и логарифмической функции, а также их свойств в школьных учебниках, использующих в настоящее время. 0, следовательно, 1- am-k=0,

am-k=1.

Последнее равенство возможно при m-k =0, т.е. при m=k. В самом деле если

m-k>0, то am-k>1, а если m-k<0, то am-k<1 ( по свойству показательной функции при а >1).

Случай 2 доказывается аналогично.

Итак доказано, что m=k, т. е. logaN1=logaN2.

Замечание. Так как логарифм есть показатель степени, то это свойство можно сформулировать и так: если степени равны, основания степеней равны, то и показатели степеней равны.

Из свойств 2 и 4 заключаем:

Каждое положительное число имеет единственный логарифм.

Свойство 5: (Теорема о логарифмах).

Я считаю целесообразным доказать справедливость теоремы о логарифмировании произведения произвольного числа n сомножителей, применяя метод математической индукции.

Будем считать доказанным равенство:

loga(N1 ·N2) = logaN1+logaN2.

Докажем справедливость равенства:

loga(N1N2N3…Nn-1Nn) = logaN1+logN2+…+lognNn-1+logaNn. (1)

Доказательство:

1. Теорема справедлива для произведения двух сомножителей:

loga(N1 ·N2) = logaN1+logaN2.

2. Предположим, что теорема справедлива и для произведения произвольного числа k сомножителей, т.е. что

loga(N1N2...Nk) = logaN1+logaN2+…logaNk.

Докажем, что эта теорема будет справедлива и для произведения k+1 сомножителя, т.е. справедливо равенство:

loga(N1N2…NkNk+1) = logaN1+logaN2+…+logaNk+logaNk+1.

Действительно:

loga(N1N2…NkNk+1) = loga((N1N2…Nk)Nk+1) = loga(N1N2…Nk)+logaNk+1.

Но по предположению

loga(N1N2…Nk) = logaN1+logaN2+…+logaNk.

Следовательно, окончательно имеем:

loga(N1N2…NkNk+1) = logaN1+logaN2+…+logaNk+logaNk+1.

что и требовалось доказать.

Свойство 6: (Основное логарифмическое тождество).

alogaN = N

Это тождество вытекает из определения логарифма. В самом деле, положив logaN=k, получим ak=N, но k=logaN, а поэтому alogaN=N.

Пользуясь этим тождеством, можно доказать теоремы о логарифмах.

Свойство 7: ( Модуль перехода от одной системы логарифмов к другой).

Существуют различные системы логарифмов. Основными являются десятичные (основание 10) и натуральные (основание - иррациональное число е=2,718231…). Покажем, как, зная логарифм некоторого числа по основанию, например а, найти логарифм того же числа по основанию b.

Итак, пусть logbN=k. Найдем logaN.

LogbN=k, отсюда bk=N.

Прологарифмировав обе части полученного равенства по основанию а, получим: k·logab=logaN, откуда

k=logaN/logab, т. е.

logbN=logaN/logab.

Поясним на примере, как с помощью этой формулы, зная логарифм числа по одному основанию, найти логарифм того же числа по другому основанию. Например, пользуясь десятичными таблицами логарифмов, найдем log28.

Таким образом, с помощью этой формулы, пользуясь таблицей десятичных логарифмов чисел, мы можем найти логарифм любого положительного числа по другому положительному основанию.


© 2010-2022