- Преподавателю
- Математика
- План-конспект по теме Цифра 3
План-конспект по теме Цифра 3
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Антипова Л.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Число и цифра 3»
Цель: создать условия учащимся для знакомства с число и цифрой 3.
Задачи:
- познакомить учащихся с образованием и составом числа 3;
- закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам;
- развивать память, внимание, речь, умение отвечать предложениями.
- воспитывать активность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал - картинки: светофор, 3 грибочка (по одному), 3 поросенка (по одному), иллюстрация к сказке «Три медведя», домино и игральные кости; модели монет: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля, кубики или кегли от 3 до 8;
Раздаточный материал - кости домино, геометрические фигуры: круги или овалы (вместо поросят), грибы - 3 штуки (по одной картинке); монеты: 5 монет по 1 руб. и 2 монеты по 2 руб.
Ход занятия:
-
Знакомство с числом и цифрой 3.
-
Образование числа 3.
Педагог читает стихи. По ходу чтения он выставляет на доске соответствующее число предметов. Такие же операции выполняют учащиеся с раздаточным материалом.
- На поляне у дубка крот увидел два грибка.
А подальше, у осин, он нашел еще один.
Кто ответить нам готов: сколько крот нашел грибов? (три).
- Как получили три грибка? (к двум грибам прибавили один грибок).
Б) Мне навстречу бежали поросята: один позади двух, один между двух, один впереди двух. Сколько всего поросят бежало? (три).
- Как можно получить число 3?
- К двум прибавить один: 2+1=3.
- К одному прибавить два: 1+2=3.
- к одному прибавить один и еще один: 1+1+1=3.
2) Знакомство с цифрой 3.
- Ребята, а кто знает, как обозначить число 3?
- Третья цифра - это три.
- А вот посмотри, выступает цифра три.
Тройка - третий из значков - состоит из двух крючков. (С. Маршак).
- Хорошенько посмотри: это твой велосипед на земле оставил след.
Ну-ка, сколько здесь полос? Ну-ка, сколько здесь колес? (С. Маршак).
- Какой третий день недели? Какой третий месяц года?
3) Веселые загадки.
А) - Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя).
- Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный - стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз - погоди, а зеленый - проходи! (светофор).
- Ребята, какие еще вы знаете сказки, где живут 3 героя или 3 героини? В названии каких сказок встречается число 3?
2. Физкультминутка: «Крот».
До темна трудился крот - рыл большой подземный ход.
До утра идет веселье у крота на новоселье.
3.Закрепление представлений о числе и цифре 3.
1) Задание № 1.
- Ребята, прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.
- Как можно набрать 3 рубля?
1+1+1=3, 2+1=3, 1+2=3.
- Положите три палочки разными способами.
2) Задание № 2.
В задании формируется умение обозначать количество 1,2 и 3 предметов с помощью точек. В зависимости от подготовки учащихся задание можно выполнить с комментированием, самостоятельно или самостоятельно по готовому образцу.
3)Задание № 3.
В задании закрепляется в зрительной памяти образ цифры 3. Вначале учащиеся рассматривают картинку в тетради. Педагог спрашивает, что им напоминает цифру 3 на рисунке, а затем предлагает дорисовать ее и чешую на картинке, чтобы картинка получилась красивой.
Затем можно подключить двигательные, тактильные упражнения, использовать модели цифр, изготовленные из пластилина: 3.
4. Физкультминутка.
- Я иду, и ты идешь: раз-два-три.
Я пою, и ты поешь: раз-два-три.
Мы идем, и мы поем: раз-два-три.
Очень дружно мы живем: раз-два-три.
5. Повторение.
1) Задание № 4.
В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, понимание взаимосвязи между целым и частью, сложением и вычитанием. Задание выполняется с комментированием. Примерные ответы учащихся:
- Здесь не видно часть, зато известны целое и другая часть. Соединим «волшебными ниточками» фигуры в 1-м мешке и в сумме. Общие фигуры: желтый прямоугольник, красный круг и два синих треугольника. Без пары остались красный квадрат и синий круг. Значит, эти фигуры «спрятаны» во 2-м мешке. Подрисуем их во 2-й мешок.
- здесь видно, что лежит в двух маленьких мешках, но не видно, что лежало в большом мешке. Надо найти целое, для этого все фигуры из маленьких мешков сложим снова в большой мешок. Из первого мешка положим в большой мешок красный треугольник, зеленый овал и желтый квадрат. Из второго мешка положим в большой мешок желтый круг и синий прямоугольник. Теперь все пять фигур лежат вместе в большом мешке.
В случае затруднений педагог помогает учащимся наводящими вопросами и кто-либо из учащихся дублирует все действия с помощью демонстрационного материала.
-
Задание № 5
В задании закрепляются умение работать с таблицами, понятия строки и столбца, умение сравнивать предметы по свойствам.
А) Отношения: «пустой» - «полный».
- Ребята, рассмотрите предметы в 1-й строке. Что нарисовано на первой картинке? (здесь две коробки: одна с яйцами, другая - пустая).
- Что нарисовано на второй картинке? (два стакана: один с водой, другой пустой).
- Что нарисовано на третьей картинке? (ваза с цветами, стоящими в воде).
- Как выдумаете, что надо дорисовать? (пустую вазу).
Б) Отношение: «большой» - «маленький».
- Ребята. Рассмотрите картинки во второй строке. По какому признаку можно сравнить слона и муху, взрослого мужчину и маленького мальчика? (по размеру: «большой» - «маленький»).
- Какой по размеру мяч нарисован в третьей рамочке? (большой). Чего не хватает? (маленького мяча). Дорисуйте.
В) Отношение: «толстый» - «тонкий».
- Ребята, сравните по толщине Малыша и Карлсона, сравните два шарика.
Подумайте, какой должна быть вторая свечка? (толстая. Дорисуйте.
Г) Отношение: «Внутри» - «снаружи».
- Ребята, что происходит с собакой, с попугаем в четвертой строке?
- Что должно произойти на последней картинке? (красный кружок надо нарисовать снаружи треугольника).
6. Итог занятия.
- С какой новой цифрой в сегодня познакомились?
- Как можно получить число 3 (набрать 3 рубля, 3 гриба …).
- Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?
- Придумайте картинки к сказам, в которых встречаются 3 героя, и дорисуйте фигуры в клетках. Какой ритм? Не сбейтесь! Желаю удачи!