Урок Проценты. Решение задач

Данный урок можно провести в 9-ом классе коррекционной школы 8 вида. Проблема: «Жить или курить»   Форма урока: урок-беседа, обсуждение, решение проблемного вопроса «Жить или курить» при помощи решения задач.   Цели урока:           1. Совершенствование  вычислительных навыков нахождения одного или нескольких процентов от числа.           2. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов. Содействие сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни.             3. Воспи...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Учитель математики: Меркушева В. И

Урок математики в 9 классе по теме: «Проценты. Решение задач»

Проблема: «Жить или курить»

Форма урока: урок-беседа, обсуждение, решение проблемного вопроса «Жить или курить» при помощи решения задач.

Цели урока:

1. Совершенствование вычислительных навыков нахождения одного или нескольких процентов от числа.

2. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов. Содействие сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни.

3. Воспитание умения выделять главное в поставленном вопросе, расширение знаний о вреде курения и о понятии «здоровый образ жизни».

Ход урока:

Беседа-обсуждение: На уроке мы будем обсуждать проблему для человечества -наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка-курение. Если 60-70 лет назад курение считалось более или менее безвинной забавой, то уже в последние годы ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика и его окружающих. Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение- опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2- 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в три раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».

Устный счет:

1. Что называется процентом?

2. Как находится 1% от числа?

3. Как найти несколько процентов от числа?

4.Найти 1% от числа:

128 64 130

32 270 3

5. Вычислить:

3% от 32

2% от 130

10% от 270

6. Стук в дверь. В класс заходит медработник школы. Я решил послушать , как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?» . У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

-В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты и табачного дегтя в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина, а табачного дегтя в 7,5 раз больше чем никотина.

(У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.)

- Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.

Например? (Осуждение вопроса всем классом.) (Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног.)

Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?

(Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

Работа в тетради:

-Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.

Задача: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%,

а девочек - 40% . Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. (Задачу решают самостоятельно. У доски решают двое учеников. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено.)

Вывод: Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Физминутка: (На доске на магнитах карточки с заданиями, с именем обучающегося. На обратной стороне которых написана пословица о вреде курения. Все обучающиеся выходят к доске, берут карточку, решают пример и читают пословицу.)

1. 1% от 25 («Кто курит табак, тот себе враг»)

2. 3% от 320 («Кто не курит и не пьет, тот здоровье бережет»)

3. 1% от 70 («Курение дурная привычка»)

4. 1% от 10 («Курение не личное дело, а большое общественное зло»)

5. 4% от 120 («Курец плохой делец: вместо дел он все прокуривает»)

6. 1% от 8 («Курить - здоровью вредить»)

7. 5% от 100 («Куришь - сам себя погубишь»)

8. 7% от 600 («Один курит, а весь дом болеет»)

9. 1% от 241 («Табак - здоровью враг»)

10.1% от 57 («Табак уму не товарищ»)

Работа у доски: (Задача дана на карточках. Ученик зачитывает условие, записывает краткую запись и решает. Остальные решают самостоятельно.)

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность

жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя

продолжительность жизни в России 56 лет. (Обсуждают, стоит ли начинать

курить,если срок жизни укорочен.)

- Как вы думаете, кто является примером для подражания?

(В первую очередь взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.)

- Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно.

Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения)

Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок

Задание: Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице?

Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(Решают коллективно, один ученик у доски. 32 ошибки. 48 ошибок.)

Самостоятельная работа: (Условие задачи показываю через мультимедио.)

Заработная плата рабочего составляет 20 000 рублей. Ежемесячно на сигареты

он тратит 10% от зарплаты. Сколько рублей в месяц тратит рабочий на

на сигареты? Сколько рублей в год тратит рабочий на сигареты?

(Сравниваем ответы. Правильное решение показываю через мультимедио,

делаем вывод .)

Подведение итогов: Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тези: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение»

В России с 1 июня 2013 года вступает в силу антитабачный закон, подразумевающий запрет на курение в учебных заведениях, остановках, вокзалах и других общественных местах.

Запрещено курить:

- на рабочих местах

-в транспорте

-в метро

-аэропортах

-в лифтах и на лестничных клетках

-на вокзалах

-на детских площадках

-на автобусных остановках

-в образовательных и медицинских учреждениях

-в учреждениях спорта, культуры и органов власти

Также запрещена реклама табака во всех публичных местах, включая не только улицы, транспорт, газеты, но и фильмы, сериалы, телепрограммы.

С 1 июня 2014 года антитабачный закон станет еще жестче.

Все эти меры направлены на сохранение жизни россиян, так как в России курят более 60% мужчин и свыше 20% женщин, дети начинают курить со школы. От табака ежегодно умирают 400 тысяч человек, включая и пассивных курильщиков.

Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Домашнее задание: Провести дома небольшое анкетирование ( анонимно, каждому дана карточка с вопросами)

1. Курят ли родители?

2. Курит брат или сестра?

3. Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?

4. Куришь ли ты сейчас?

5. Тебе это нравится?


Список литературы:

1. Закон РФ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 01.06.2013г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mr7.ru/articles/77577/.

2. Гладкова Л.Н. Урок математики в 6 классе по теме «Проценты. Решение задач» // Научно-практический журнал «Завуч» - 2006 - №2 г. - 93-99с.

3. Углов Ф.Г. «Береги здоровье и честь смолоду» - М., «Педагогика», 1988г. - 40-53с.

Самоанализ урока по математике

Тема: «Проценты. Решение задач».

Данный урок проведен в виде урока-проблемы с постановкой вопроса «Жить или курить?». Данный урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Задачи урока:

-организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решения задач;

-вызвать интерес обучающихся к уроку, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся;

-развивать у обучающихся потребность к творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

I. Организационно-деятельностные аспекты ориентированного урока

Ориентация на формирование деятельности.

Урок-проблема по теме: «Решение задач с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 8 мальчиков и 4 девочки, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего количества мальчиков. Попутно возникает вопрос, почему же именно жить или курить? Скорее всего потому, что наше общество резко изменилось по отношению к своему здоровью, к окружающему взрослому населению и, конечно же, в подростковом возрасте происходит большой скачок от детства во взрослую жизнь. И, естественно, подросток, пытаясь самоутвердиться, выражая свое собственное «Я», начинает очень быстро перенимать вредные привычки из взрослой жизни. чаще всего не задумываясь о последствиях.

Данный урок относится к типу урока-обобщения и закрепления знаний и проведен в виде обсуждения проблемы на поставленный вопрос.

В ходе урока на первоночальном этапе была ярко выражена постановка учебных задач: усвоение учебных действий прослеживается на протяжении всего урока.

Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

В организации развивающего пространства видно преобладание учебных заданий продуктивного характера. В ходе урока на многих этапах ярко проявляется интерес к ранее накопившимся знаниям и умениям обучающихся по изучаемой теме (в процессе решения текстовых задач с содержанием информации о курении)

II. Создание условия для развития субъективной позиции обучающихся

Актуализация и обогащение субъективного опыта обучающихся.

Урок повторения и закрепления знаний не возможен без опоры на ранее изученный материал. Обучающие обычно неплохо знают теоретический материал, а в применении на практике обычно допускают ошибки, просчеты, многие не задумываются об изученном материале, поэтому задачи подобраны так, чтобы заинтересовать обучающихся в выборе наиболее интересного хода решения, не дожидаясь подсказки учителя. Для этого необходимо уметь правильно оценивать свои возможности.

Развитие активности обучающихся в учебной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке является одной из дополнительных форм решения поставленного вопроса. Ярко видна постановка и организация разрешения проблемной ситуации: обучающимся задавались конкретные вопросы об отношении близких и самого себя к курению. Тем самым была создана ситуация, позволяющая обучающимся проявить свои способности, интересы, самостоятельность и активность.

Создание условий для развития готовности к самоопределению.

Как было уже отмечено, проблема урока поставлена таким образом, что в ходе решения задач каждый обучающийся видит по результатам произведенных вычислений свое представление к поставленному вопросу урока «Жить или курить?», а в итоге учитель акцентирует важность мнения и участия каждого в урочной деятельности, в обсуждении вопроса, поставленного в начале урока.


III. Проявление личностно ориентированной позиции педагога

Проявление ценностного отношения к личности обучающихся.

Часто в ходе урока создается ситуация, когда учащиеся необходимо проявить самопознание. Учитель на уроке выступает в роли собеседника, помогающего направить сознание подростков в верное русло, тем самым проявляя эмоциональную поддержку. Он видит, слышит и понимает каждого ученика, показывает свою личную заинтересованность в успешных результатах работы.

Реализация учителем новых педагогических функций(ролей).

Личностно ориентированный урок позволяет ярче проявить себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в отношении сотрудничества с учащимися. На протяжении всего урока прослеживается диалогическое общение, хорошо видно сотрудничество учеников между собой при работе в парах. Учитель обращается с обучающимися по имени, приветствуется в учебном процессе свободное выражение обучающимися своего мнения без опасения критики. Со стороны учителя проявляется доброжелательность, спокойствие, уравновешенность. Все это создает благоприятный психологический микроклимат на уроке.

IV.Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса

Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия.

Так как, по сути, урок является уроком-проблемой, то само собой невозможно обойтись без диалогических форм общения на протяжении всего занятия. Ученики задают вопросы, решают задачи, предлагают свои варианты решения, обсуждают назревшую проблему и в конце урока приходят к какому-то определенному мнению.

В ходе урока, общаясь с обучающимися, учитель уточняет для себя, какие темы усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают решать задачи в одиночку.

Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.

Процесс урока во многом зависит от доброжелательности, спокойствия, уравновешенности учителя. Учитель внимательно выслушивает мнение обучающихся и предлагает разобраться во всем и вместе, в результате чего обучающийся приходит к правильному решению без давления со стороны учителя. В ходе урока предполагается движение навстречу учителя к ученикам, а учеников - друг к другу.

Создание атмосферы сотрудничества.

На протяжении всего урока учитель подчеркивает важность решения данной проблемы. В конце урока подводит итог учебного процесса, тем самым обучающихся как бы направляя на рефлексию. Обучающиеся охотно разбирают свои действия на уроке, делают вывод по полученной информации, анализируют психологическое состояние, высказывают свои «за» и «против».

Домашнее задание дает обучающимся возможность продлить «творческий порыв», выполнив исследовательскую работу по заполнению индивидуальной анкеты.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

© 2010-2022