Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10


Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)Технологическая карта урока

Тема урока «Десятичная система счисления» (5 класс, математика)

Цели (задачи) урока

  • образовательные:

Формирование представлений учащихся о математике как о

методе познания действительности; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

записывать числа в позиционном способе

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока

Доска, карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,

алгоритм самооценки.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др. - 15-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 270 с..

Опорные понятия, термины

Арабские цифры, натуральные числа, римские цифры

Новые понятия и связи между ними

Чтение и запись римских цифр

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах

Домашнее задание.

Прочитать теоретический материал учебника стр. 5-6 §1

№ 5, № 13, № 12 - по желанию.

Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны римские числа»

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1. Мотивация к учебной деятельности.


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Познакомиться с учениками. Познакомить ребят с учебником.

- Далее полезно провести анкетированный опрос.

Учитель: «Вам предлагается список целей изучения математики. Отметьте те цели, которые для вас являются самыми главными. После заполнения анкеты необходимо сдать».

Учитель знакомит с учебником и его структурой.

Следует обратить внимание учеников на раздел учебника «Ответы, советы, решения», открыть список дополнительной литературы, а также посмотреть главу 6 «Повторение». Каждый пункт главы «Повторение» начинается с исторического материала, который можно привлекать как к изучению материала основных пунктов, так и при итоговом повторении.

Подводит итог этого этапа урока. При этом необходимо подчеркнуть, что начинается изучение математики в 5 классе с повторения и систематизации материала, изученного в начальной школе, что дает возможность ученикам быть успешными с самых первых уроков. В то же время ученики должны понять, что в 5 классе их ждет много нового и интересного.

Психологическая минутка.

Показать смайлики для настроения.

- Ребята отметьте свое настроение по линеечки

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.



Ученики знакомятся с форзацами учебника. Ищут известный материал, который они изучили в начальной школе, и неизвестный, который будет изучен ими в 5 классе.

Ученики знакомятся с оглавлением учебника и читают названия глав. Ученики видят, что в первой главе много уже знакомого им материала, а названия других глав и пунктов им незнакомы.































Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Устная работа

  1. Какие вы знаете цифры?


  1. Какие числа называются натуральными?




  1. А 0 будет натуральным числом?

  2. Вспомнить историю чисел с древних времен…



-Арабские (1,2,3,4,5,6,7,8,9)


-Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов

- нет


- раньше использовали римские цифры

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Уметь анализировать данные.


3.Целеполагание и мотивация

- Сформулируйте тему урока.

- Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Десятичная система счисления

- Чему мы должны научиться на уроке?


- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию?


- Десятичная система счисления


В тетрадь ученики записывают тему урока.


- записывать, пользуясь римской нумерацией, числа Познакомиться с системами счисления. работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

-Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения

юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .



Уметь сформулировать тему и цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

- Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры?

1000 М Мы

500 D Dарим

100 C Сочные

50 L Lимоны,

  1. X Хватит

5 V Vсем

1 I Iх.

- Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее?












- Подумайте, как записать римскими цифрами число 4?











-Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам:

*не ставить больше трех одинаковых цифр подряд

*все цифры складывать

*если младшая цифра (только одна!) стоит слева (перед) от старшей, её нужно вычесть из суммы


IV=5 - 1 = 4


Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом


Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.




Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.


5. Первичное закрепление

- Работа с учебником стр. 8. № 3 (устно)

- Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19.

(проверка с помощью учебника на стр. 6)

-Карточка №1

- Работа с учебником № 15


Работа в тетрадях







работа в парах

2 ученика у доски



Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь записывать римские числа в арабские, разлаживать числа по разрядам

6. Релаксация (физминутка).

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
(Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).




Снять утомление.

7. Организация первичного контроля

- Самостоятельная работа с проверкой на уроке. Карточка №2


Работа в тетрадях

Самостоятельная

работа,

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД :

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь записывать римские числа в арабские, разлаживать числа по разрядам

8. Подведение итогов урока.

- Система счисления - удобная, быстрая, помогает, считает, записывает.

"Счёт и вычисления - основа порядка в голове" (И. Песталоцци)

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2. Выставляет оценки







Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.


Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).


9. Информация о домашнем задании

Прочитать теоретический материал учебника стр. 5-6 §1

№ 5, № 13, № 12 - по желанию.

Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны римские числа»

Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

Беседа в ходе фронтальной работы.



Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

10. Рефлексия

Организует рефлексию.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли цели урока?


Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Анализ конкретных результатов обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач.

Карточка №1(практика)


Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)


















Карточка №2 Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Вариант I

Вариант II

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCCXLII б)MMMCCLXX

2. Запишите число цифрами:

А) 305 тысяч 200;

Б) 408 миллионов 256 тысяч;

В) 29 триллионов 78 миллионов

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCXVIII б)MMDLXXX

2. Запишите число цифрами:

А) 604 тысячи 500;

Б) 205 миллионов 37 тысяч;

В) 37 триллионов 45 миллиардов

3. Для числа 36 738 513 807 263 3. Для числа 85 758 364 350 508

укажите: укажите:

а) старший разряд; а) старший разряд;

б) цифру разряда десятков б) цифру разряда десятков

миллионов; миллионов

в) разряды, в которых стоит в) разряды, в которых стоит

цифра 3. цифра 5.

4. Найдите значение выражения: 4. Найдите значение выражения

А) 8+48:4; б) 14*3-11 А) 12*4+7; б) 77:7-5


Ответы

Вариант 1

Вариант 2

  1. а)1000+1000+100+100+100+40+2=2342

б) 1000+1000+1000+100+100+50+10+10=3270

1. а) 1000+1000+100+100+10+5+3=2218

б) 1000+1000+500+50+10+10+10=2580

  1. а) 305 200; б) 408 256 000;

в) 29 000 078 000 000

2. а) 604 500; б) 205 037 000;

в) 37 045 000 000 000

  1. а) десятки триллионов

б)1

в) десятки триллионов, десятки миллиардов,

миллионов, единиц

  1. а) десятки триллионов

б) 6

в) триллионов, десятки миллиардов,

десятки тысяч, сотни

  1. а) 20 б) 31

4. а) 55 б) 6


Анкета

  1. Фамилия и имя.

  2. Ряд, № парты, № варианта? (Р__ , П__, В__)

  3. Как ты относишься к математике?:

  1. математика - мой любимый предмет;

  2. мне нравится заниматься математикой;

  3. я равнодушен к предмету;

  4. мне не нравится заниматься математикой; математика - мой самый нелюбимый предмет.

  1. Какая итоговая отметка у тебя была по математике в 4 классе?

  2. Ты будешь заниматься математикой, чтобы:

  1. изучить материал учебника;

  2. подготовить доклад;

  3. хорошо подготовиться к контрольной работе;

  4. выполнить самостоятельное исследование по теме;

  5. участвовать в олимпиадах по математике;

  6. проявить и развить свои способности (перечислить какие);

  7. научиться правильно оформлять письменные работы;

  8. научиться аргументированно доказывать свою точку зрения в ходе изучения темы;

  9. получать хорошие отметки на уроках и контрольных работах;

  10. научиться решать задачи;

  11. научиться выполнять творческие задания;

  12. свой вариант цели (указать какой).


© 2010-2022