- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)
Технологическая карта по математике на тему Десятичная система счисления. ФГОС (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Масленченко Е.Ю. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
10
Технологическая карта урока
Тема урока «Десятичная система счисления» (5 класс, математика)
Цели (задачи) урока
-
образовательные:
Формирование представлений учащихся о математике как о
методе познания действительности; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
-
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
развивающие:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты урока
Предметные
записывать числа в позиционном способе
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала;
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование урока
Доска, карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,
алгоритм самооценки.
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др. - 15-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 270 с..
Опорные понятия, термины
Арабские цифры, натуральные числа, римские цифры
Новые понятия и связи между ними
Чтение и запись римских цифр
Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах
Домашнее задание.
Прочитать теоретический материал учебника стр. 5-6 §1
№ 5, № 13, № 12 - по желанию.
Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны римские числа»
Этап урока
Деятельность и действия учителя
Деятельность и действия ученика (ов)
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
Познакомиться с учениками. Познакомить ребят с учебником.
- Далее полезно провести анкетированный опрос.
Учитель: «Вам предлагается список целей изучения математики. Отметьте те цели, которые для вас являются самыми главными. После заполнения анкеты необходимо сдать».
Учитель знакомит с учебником и его структурой.
Следует обратить внимание учеников на раздел учебника «Ответы, советы, решения», открыть список дополнительной литературы, а также посмотреть главу 6 «Повторение». Каждый пункт главы «Повторение» начинается с исторического материала, который можно привлекать как к изучению материала основных пунктов, так и при итоговом повторении.
Подводит итог этого этапа урока. При этом необходимо подчеркнуть, что начинается изучение математики в 5 классе с повторения и систематизации материала, изученного в начальной школе, что дает возможность ученикам быть успешными с самых первых уроков. В то же время ученики должны понять, что в 5 классе их ждет много нового и интересного.
Психологическая минутка.
Показать смайлики для настроения.
- Ребята отметьте свое настроение по линеечки
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Ученики знакомятся с форзацами учебника. Ищут известный материал, который они изучили в начальной школе, и неизвестный, который будет изучен ими в 5 классе.
Ученики знакомятся с оглавлением учебника и читают названия глав. Ученики видят, что в первой главе много уже знакомого им материала, а названия других глав и пунктов им незнакомы.
Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Готовность учащихся к обучению.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Устная работа
-
Какие вы знаете цифры?
-
Какие числа называются натуральными?
-
А 0 будет натуральным числом?
-
Вспомнить историю чисел с древних времен…
-Арабские (1,2,3,4,5,6,7,8,9)
-Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов
- нет
- раньше использовали римские цифры
Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .
Коммуникативное УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .
Уметь анализировать данные.
3.Целеполагание и мотивация
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите тему в тетрадь.
Тема урока: Десятичная система счисления
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию?
- Десятичная система счисления
В тетрадь ученики записывают тему урока.
- записывать, пользуясь римской нумерацией, числа Познакомиться с системами счисления. работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
-Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения
юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .
Уметь сформулировать тему и цель
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
- Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры?
1000 М Мы
500 D Dарим
100 C Сочные
50 L Lимоны,
-
X Хватит
5 V Vсем
1 I Iх.
- Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее?
- Подумайте, как записать римскими цифрами число 4?
-Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам:
*не ставить больше трех одинаковых цифр подряд
*все цифры складывать
*если младшая цифра (только одна!) стоит слева (перед) от старшей, её нужно вычесть из суммы
IV=5 - 1 = 4
Наблюдение, проблемная
ситуация
работа с текстом
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
5. Первичное закрепление
- Работа с учебником стр. 8. № 3 (устно)
- Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19.
(проверка с помощью учебника на стр. 6)
-Карточка №1
- Работа с учебником № 15
Работа в тетрадях
работа в парах
2 ученика у доски
Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь записывать римские числа в арабские, разлаживать числа по разрядам
6. Релаксация (физминутка).
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
(Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).
Снять утомление.
7. Организация первичного контроля
- Самостоятельная работа с проверкой на уроке. Карточка №2
Работа в тетрадях
Самостоятельная
работа,
взаимоконтроль.
Регулятивные УУД :
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь записывать римские числа в арабские, разлаживать числа по разрядам
8. Подведение итогов урока.
- Система счисления - удобная, быстрая, помогает, считает, записывает.
"Счёт и вычисления - основа порядка в голове" (И. Песталоцци)
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Выставляет оценки
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
9. Информация о домашнем задании
Прочитать теоретический материал учебника стр. 5-6 §1
№ 5, № 13, № 12 - по желанию.
Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны римские числа»
Учащиеся получают домашнее задание, записывают.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.
10. Рефлексия
Организует рефлексию.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вы достигли цели урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины своих неудач.
Карточка №1(практика)
Карточка №2 Самостоятельная работа с проверкой на уроке.
Вариант I
Вариант II
1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:
а) MMCCCXLII б)MMMCCLXX
2. Запишите число цифрами:
А) 305 тысяч 200;
Б) 408 миллионов 256 тысяч;
В) 29 триллионов 78 миллионов
1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:
а) MMCCXVIII б)MMDLXXX
2. Запишите число цифрами:
А) 604 тысячи 500;
Б) 205 миллионов 37 тысяч;
В) 37 триллионов 45 миллиардов
3. Для числа 36 738 513 807 263 3. Для числа 85 758 364 350 508
укажите: укажите:
а) старший разряд; а) старший разряд;
б) цифру разряда десятков б) цифру разряда десятков
миллионов; миллионов
в) разряды, в которых стоит в) разряды, в которых стоит
цифра 3. цифра 5.
4. Найдите значение выражения: 4. Найдите значение выражения
А) 8+48:4; б) 14*3-11 А) 12*4+7; б) 77:7-5
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
-
а)1000+1000+100+100+100+40+2=2342
б) 1000+1000+1000+100+100+50+10+10=3270
1. а) 1000+1000+100+100+10+5+3=2218
б) 1000+1000+500+50+10+10+10=2580
-
а) 305 200; б) 408 256 000;
в) 29 000 078 000 000
2. а) 604 500; б) 205 037 000;
в) 37 045 000 000 000
-
а) десятки триллионов
б)1
в) десятки триллионов, десятки миллиардов,
миллионов, единиц
-
а) десятки триллионов
б) 6
в) триллионов, десятки миллиардов,
десятки тысяч, сотни
-
а) 20 б) 31
4. а) 55 б) 6
Анкета
-
Фамилия и имя.
-
Ряд, № парты, № варианта? (Р__ , П__, В__)
-
Как ты относишься к математике?:
-
математика - мой любимый предмет;
-
мне нравится заниматься математикой;
-
я равнодушен к предмету;
-
мне не нравится заниматься математикой; математика - мой самый нелюбимый предмет.
-
Какая итоговая отметка у тебя была по математике в 4 классе?
-
Ты будешь заниматься математикой, чтобы:
-
изучить материал учебника;
-
подготовить доклад;
-
хорошо подготовиться к контрольной работе;
-
выполнить самостоятельное исследование по теме;
-
участвовать в олимпиадах по математике;
-
проявить и развить свои способности (перечислить какие);
-
научиться правильно оформлять письменные работы;
-
научиться аргументированно доказывать свою точку зрения в ходе изучения темы;
-
получать хорошие отметки на уроках и контрольных работах;
-
научиться решать задачи;
-
научиться выполнять творческие задания;
-
свой вариант цели (указать какой).