- Преподавателю
- Математика
- Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, д
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, д
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хамицевич Н.Ю. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Наталья Юрьевна Хамицевич
учитель математики
руководитель МО «Точных наук»
Шолаксайская средняя школа
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики
Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почувствовать ребенку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться от того, что непонятно, дать возможность поверить в свои силы.
Немало зависит и от самого человечка, его активности, самостоятельности, индивидуальности. Несомненно, школа должна способствовать развитию этих качеств личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека. Абсолютной ценностью в школе является ребенок. Анализ личного педагогического опыта приводит к выводу, что конкретные результаты поможет получить только «Педагогика успеха», принципы которой я вот уже не один год реализую как на уроках математики, так и в работе классного руководителя.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений. В зависимости от указанных факторов необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств.
Важной задачей является привитие интереса к математике. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Для развития интереса к предмету можно использовать оба направления: работу на уроке и внеклассную деятельность. Главной из них является, конечно, работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся. Поддержать интерес, активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления.
Интерес - один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Увеличение общеучебной нагрузки на уроках заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию фантазии. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках и во внеурочное время, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. Игра - творчество и труд одновременно. Игра и работа неразделимы: работа и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры. Значение игры в личностно ориентированном образовании трудно переоценить. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Этап устного счёта должен присутствовать практически на каждом уроке в 5-7 классах. Из урока в урок просто предлагать детям выполнять действия в уме - не самое удачное решение вопроса. Игровые моменты могут дать больший эффект, так как игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал, вынесенный на обсуждение.
В частности, широко используются на уроках следующие формы организации устного счета. Математическая эстафета, кроссворды, математическое лото, ребусы, анаграммы.
Для закрепления материала или проверки навыков по решению примеров и задач по определенной нами регулярно используется форма турнира. Учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания предлагались просто в виде самостоятельной работы, то не вызвали бы особого интереса у обучающихся.
В обоснование полезности использования игровых ситуаций на уроках математики необходимо отметить следующий момент. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость - одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований.
Математические эстафеты в различных формах проявления способствуют не только формированию знаний и умений, быстроты и гибкости мышления, но и воспитывают чувство коллективизма. В такой форме можно проводить отдельные этапы уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, повторения пройденного материала. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, необходима доброжелательная обстановка на уроке, то есть необходим личностно ориентированный подход к учащимся на уроках и во внеурочной деятельности.