- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7 кл Смирновы
Рабочая программа по геометрии 7 кл Смирновы
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Купцова О.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по алгебре 10 класс
1. Пояснительная записка.
Данные программа и тематическое планирования составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования и предназначены для работы по учебникам, рекомендованным к использованию Министерством образования и науки РФ и входящим в Федеральный перечень учебной литературы:
Смирнова И.М. Геометрия. 10-11 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). - М.: Мнемозина.
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). - М.: Мнемозина.
Известно, какую большую роль играет геометрия в науке и образовании. На протяжении всей истории человечества она служила источником развития не только математики, но и многих других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии.
Многие геометрические задачи способствовали появлению новых научных направлений. Наоборот, решение многих научных проблем получено с использованием геометрических методов.
Вообще современная наука и её приложения немыслимы без геометрии и её разделов, таких как топология, теория графов, дифференциальная геометрия, алгебраическая геометрия, компьютерная геометрия и др.
Появление компьютеров не только не снижает, но и увеличивает роль и значение геометрического образования школьников, поскольку при этом существенно расширяются возможности графического представления материала и компьютерного моделирования.
Мы исходим из того, что геометрия это элемент общей культуры человека, который вносит неоценимый вклад в развитие мышления, воображения, исследовательских способностей.
Об этом говорили и говорят многие видные учёные-математики. Например, Н.Ф. Четверухин подчеркивал важность развития пространственных представлений для всех учащихся вне зависимости от направления их дальнейшего образования и выбора будущей профессии. «Хорошее пространственное воображение нужно конструктору, создающему новые машины, геологу, разведывающему недра земли, архитектору, сооружающему здания современных городов, хирургу, производящему тончайшие операции среди кровеносных сосудов и нервных волокон, скульптору, художнику и т. д.».
А.Д. Александров, говоря о целях преподавания геометрии, указывал, что «особенность геометрии, выделяющая её среди других наук вообще, состоит в том, что в ней самая строгая логика соединена с наглядным представлением. Геометрия в своей сущности и есть такое соединение живого воображения и строгой логики, в котором они взаимодействуют и дополняют друг друга». В соответствии с этим он делал вывод о том, что преподавание геометрии в школе должно включать в себя три тесно связанные, но вместе с тем и противоположныё элементы: логику, наглядное представление и применение к реальным вещам. Задача геометрии заключается в развитии у учащихся трёх соответствующих качеств: логического мышления, пространственного воображения и практического понимания.
В.Г. Болтянский в статье «Математическая культура и эстетика» говорил о том, что природа геометрии предоставляет богатые возможности для воспитания у школьников эстетического чувства красоты в самом широком значении этого слова. Красота геометрии заключается в её проявлениях в живой природе, архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, строительстве и т. д., а также в смелых, оригинальных, нестандартных доказательствах, выводах и решениях.
2. Цели и задачи.
1) в направлении личностного развития:
- формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математике;
-
развитие математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
- овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задача, которую ставили перед собой авторы предлагаемых программ по геометрии для 10-11 классов, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать геометрию современным и интересным предметом, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, её месте и роли в современном мире.
3. Изменения, внесенные в примерную(типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.
В связи с тем, что в авторской программе не 70, а 68ч., добавлены 2 ч на повторение.
4. Содержание учебного предмета (курса).
1. Начала стереометрии
История возникновения и развития геометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пространственные фигуры (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Моделирование многогранников. Развёртка.
2. Параллельность в пространстве
Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Взаимное расположение двух плоскостей. Параллельность двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур. Сечения многогранников.
3. Перпендикулярность в пространстве
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. *Центральное проектирование. *Изображение пространственных фигур в центральной проекции.
4. Многогранники
Многогранные углы и их свойства. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). *Полуправильные и звёздчатые многогранники. *Кристаллы - природные многогранники.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Предполагается, что в результате обучения выпускники 11-го класса будут обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками:
Иметь сформированные представления
- об истории возникновения и развития геометрии, учёных, внёсших существенный вклад в геометрическую науку;
- о сущности аксиоматического метода построения геометрии и роли математического доказательства;
- о значении геометрии в системе других наук и в познании окружающего нас мира;
- о некоторых современных направлениях развития геометрии и её приложениях.
Знать
- основные геометрические понятия и отношения между ними;
- определения и примеры пространственных фигур;
- формулировки основных свойств и теорем;
Уметь
- изображать и моделировать пространственные фигуры;
- проводить доказательства основных свойств и теорем;
- решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- применять геометрию для решения практических задач.
Готовы
- к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике (часть «Геометрия») за курс средней школы;
- к самостоятельному изучению литературы по геометрии;
- к продолжению образования.
6. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Основной учебник:
Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. /И.М.Смирнова, В.А. Смирнов/ «Мнемозина». Москва. 2010.
Методические пособия для учителя:
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
-
Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2009 год.
-
Т.Л. Афанасьева. Геометрия 10 (поурочные планы). Издательство «Учитель», 2002 г.
-
А.И. Медяник. Контрольные и проверочные работы по геометрии. М., Издательский дом «Дрофа», 1996г.
-
П.И. Алтынов, Тесты. Издательский дом «Дрофа», 1997.
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. «ИЛЕКСА». Москва. 2004.
-
М.А. Максимовская. Тесты. Математика (5-11 кл.). М.: ООО «Агентство « Олимп»: ООО « Издательство АСТ», 2002.
-
П.И. Алтынов. Математика. 2600 тестов и
проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы.
М., издательский дом «Дрофа», 1999. -
Л.Д. Лаппо. Геометрия. (Ответы на экзаменационные билеты) 11 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2003г.
-
И.М.Смирнова, В.А. Смирнов Геометрия 10-11 Дидактические материалы.
-
Балаян Э.Н. Геометрия. Лучшие задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА И ЕГЭ 7-11 классы. Ростов-на Дону 2015 "Феникс"
Геометрия 10 класс
2ч в неделю, 70ч в год.
№
раздела
Наименование раздела
программы, количество часов на раздел
Тема урока
Дата проведения урока по плану
Дата проведения урока фактически
Номер урока
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
1.
Начала стереометрии
Вводная беседа
3.09
1
Перечислять основные понятия стереометрии.
Приводить примеры реальных объектов, идеализацией которых служат основные понятия геометрии.
Изображать и моделировать пространственные фигуры
Контрольная работа
Основные понятия и аксиомы стереометрии
5.09
10.09
2-3
Следствия из аксиом стереометрии
12.09
17.09
4-5
Пространственные фигуры
19.09
24.09
6-7
Моделирование многогранников
26.09
1.10
8-9
Контрольная работа № 1" Начала стереометрии"
3.10
10
2.
Параллельность в пространстве
Параллельность прямых в пространстве
8.10
10.10
11-12
Формулировать определения параллельности прямых и плоскостей.
Распознавать на моделях и чертежах взаимное расположение прямых и плоскостей.
Изображать различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей.
Формулировать признаки параллельности прямых и плоскостей.
Формулировать определение вектора. Устанавливать равенство, коллинеарность и компланарность векторов.
Производить операции сложения векторов и умножения вектора на число.
Формулировать определение параллельного переноса.
Изображать фигуры в параллельной проекции.
Строить сечения многогранников.
Контрольная работа
Скрещивающиеся прямые
15.10
17.10
13-14
Параллельность прямой и плоскости
22.10
24.10
15-16
Параллельность двух плоскостей
Контрольная работа № 2 " Параллельность прямых в пространстве"
29.10
31.10
12.11
17-18
19
Векторы в пространстве
14.11
19.11
20-21
Коллинеарные и компланарные векторы
21.11
26.11
22-23
Параллельный перенос
28.11
3.12
24-25
Параллельное проектирование
5.12
10.12
26-27
Параллельные проекции плоских фигур
12.12
17.12
28-29
Изображение пространственных фигур
19.12
24.12
30-31
Сечения многогранников
26.12
14.01
32-33
Контрольная работа № 3" Параллельное проектирование"
16.01
34
3.
Перпендикулярность в пространстве
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых
21.01
23.01
35-36
Формулировать определения угла между прямыми и плоскостями.
Находить углы между прямыми и плоскостями.
Формулировать определения перпендикулярности прямых и плоскостей.
Формулировать признаки перпендикулярности прямых и плоскостей.
Применять признаки для установления перпендикулярности прямых и плоскостей.
Находить расстояния между точками, прямыми и плоскостями.
Контрольная работа
Перпендикулярность прямой и плоскости
28.01
30.01
37-38
Перпендикуляр и наклонная
4.02
6.02
39-40
Угол между прямой и плоскостью
11.02
13.02
41-42
Контрольная работа № 4" Угол между прямыми в пространстве"
18.02
20.02
43-44
Расстояния между точками, прямыми и плоскостями
25.02
27.02
3.03
5.03
10.03
45-49
Двугранный угол
12.03
17.03
50-51
Перпендикулярность плоскостей
19.03
52
Контрольная работа № 5 " Расстояния между точками, прямыми и плоскостями
"
2.04
53
4.
Многогранники
Многогранные углы
7.04
9.04
54-55
Формулировать определение многогранных углов, распознавать их на моделях и чертежах.
Формулировать определение выпуклого многогранника. Распознавать на моделях и чертежах выпуклые и невыпуклые многогранники.
Формулировать определение правильного многогранника. Распознавать на моделях и чертежах правильные многогранники
Выпуклые многогранники
14.04
16.04
56-57
Правильные многогранники
21.04
23.04
58-59
Контрольная работа № 6 "Многогранники"
28.04
60
Итоговое повторение
Решение задач
30.04
5.05
7.05
12.05
14.05
19.05
21.05
26.05
28.05
61-69
Итоговая контрольная работа
2.06
70