Применение опорных таблиц на уроках математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5-й класс.

Натуральные числа и их сравнение.

Цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. --- арабские

I, V, X, L, C, D, M, ------- римские

A, b, … ----- славянские

Натуральные числа (N): для счёта предметов.

1, 2, 3, 4, …, → ∞

Любое натуральное число можно записать с помощью 10 цифр:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Числа, запись которых состоит из одного знака - однозначные.

Числа, запись которых состоит из двух знаков - двузначные и т.д.

Применение опорных таблиц на уроках математики

100 000 000 000

Млрд. млн. тыс. ед. десятичная запись

7825= 7∙ 1000+ 8 ∙ 100 + 2 ∙ 10 +5

миллиарды

миллионы

тысячи

единицы

Сотни миллиардов

Десятки миллиардов

Единицы миллиардов

Сотни миллионов

Десятки миллионов

Единицы миллионов

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

Изображение натуральных чисел.

Применение опорных таблиц на уроках математикиA(4) BПрименение опорных таблиц на уроках математики(7)

Применение опорных таблиц на уроках математики

0 1 2 3 4 5 6 7 8

Применение опорных таблиц на уроках математики

Сравнение чисел (поразрядно): чем больше, тем правее Применение опорных таблиц на уроках математики

19 > 14; 121>35; 489 > 431; 1281 >1095.

Применение опорных таблиц на уроках математики

Чем меньше, тем левее

9< 14; 21<35; 489< 531; 1281 < 2395.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Сложение: →

Сложение 25 + 41 = 66

↑ ↑ ↑

слагаемые сумма

Законы сложения: 1) переместительный: a + b = b + a .

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Пример: 7+3=3+7=10

2) сочетательный: (a + b) + с = a + (b + с)

Чтобы прибавить к сумме двух чисел число, нужно к

первому числу прибавить сумму второго и третьего

чисел или в другом порядке (как удобнее).

Пример: (3+2) + 4 = 3 + (2 +4) = (3 + 4) + 2 = 9

5 + 4 = 3 + 6 = 7 + 2 = 9

3) a + 0 = a .

От прибавления нуля число не меняется.

Пример: 7 +0 = 7

Вычитание: ←

ВПрименение опорных таблиц на уроках математикиычитание: 96 - 41 = 55 Применение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Уменьшаемое - вычитаемое = разность.

Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго, иными словами, на сколько второе число меньше первого.


  1. Для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности - второе слагаемое.

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики - ( + ) =( - ) - = - -

12 - (3 + 2 ) = 12 - 5 = ( 12 -3 ) -2 = 12 - 3 - 2 = 7.

a -( b + с ) = ( a - b ) - с =( a - с) - b = a - b - с


  1. Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.

( 6 + 3 ) - 2 =9- 2 = 6 + ( 3 - 2 ) = ( 6 - 2 ) + 3 = 7.

(a + b ) -с = a + ( b - с ) = ( a - с ) + b


  1. a - 0 = a . 4. a - a = 0.

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения.

а · n = Применение опорных таблиц на уроках математикиa + a + … + a

Применение опорных таблиц на уроках математики

n раз

Умножить число а на натуральное число n означает найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно a.

Умножение: 25 · 3 = 75.

↑ ↑ ↑

Множители = произведение Законы умножения:.

  1. переместительный (от перестановки множителей произведение не изменяется)

a · b = b · a .

2) сочетательный : a · ( b · с ) = ( a · b ) · c = ( a · c) · b .

3) a · 0 = 0.

4) a · 1 = a .

5) распределительный закон: a · (b + с) = a · b + a · b .

a · (b - с) = a · b - a · b .

ДПрименение опорных таблиц на уроках математикиеление: 48 : 4 = 12

↑ ↑

Делимое : делитель = частное

Частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель.

1) На нуль делить нельзя.

2) a : 1 = a.

3) a : a = 1.

4) 0 : a =0.



Квадрат и куб числа.

a² = a · a - квадрат числа

таблица квадратов:

a

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

a³ = a · a · a - куб числа

таблица кубов:

a

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000

Формулы.

S = v · t , S- путь, v - скорость, t- время.

V = s : t .

t = s : v

P= ( a + b ) · 2- периметр прямоугольника - сумма всех сторон

S = a · b - площадь прямоугольника - произведение смежных сторон

Применение опорных таблиц на уроках математики

a

PПрименение опорных таблиц на уроках математики = 4 · a - периметр квадрата Применение опорных таблиц на уроках математики

S = a² = a · a - площадь квадрата а

а

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиа аааааааааааааааа

а V = аПрименение опорных таблиц на уроках математики= а · а ·а b в

а с

объём куба а

V = а · b · с

Объём параллелепипеда.

Диаграммы и графики

Применение опорных таблиц на уроках математики


Круговая диаграмма.

Круг - 3600

30% от 3600 - это

30: 100 ∙ 3600= 1080



График

Год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Производство чугуна, млн.тонн

160

200

180

240

220

200

290

Применение опорных таблиц на уроках математикиГод

Измерения углов. Транспортир.

Для измерения углов применяют транспортир.

Шкала транспортира - полуокружность.

Штрихи шкалы делят полуокружность на 180 долей.

Градус - это Применение опорных таблиц на уроках математики доля полуокружности.

Каждое деление шкалы транспортира равно 1 градусу (10)

Прямой угол равен 900.

Острый угол - это угол меньше 900.

Тупой угол - это угол больше 900

Развёрнутый угол равен 1800

Применение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Деление с остатком.

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

11:2=5(остаток1)

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

10:4=2(остаток2)

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

7:6=1(остаток1)

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

Обыкновенные дроби.

Применение опорных таблиц на уроках математики

Одна доля из пяти - это Применение опорных таблиц на уроках математики

  1. Числитель дроби - сколько долей взяли,

5- знаменатель дроби - на сколько разделили целое

Применение опорных таблиц на уроках математики


Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математики

Каждый может за версту видеть дробную черту.

Над чертой числитель , знайте,

под чертою знаменатель. Дробь такую, непременно, надо звать обыкновенной.

Дроби можно изображать на координатном луче.

Пример:

0 Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики 1

Применение опорных таблиц на уроках математики

ВПрименение опорных таблиц на уроках математикииды:

правильная дробь - числитель меньше знаменателя (п.д.) < 1 Применение опорных таблиц на уроках математики

НПрименение опорных таблиц на уроках математикиеправильная дробь - числитель больше знаменателя (н. д.) > 1 Применение опорных таблиц на уроках математики

НПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиеправильна дробь - числитель = знаменателю (н.д.) = 1 Применение опорных таблиц на уроках математики



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



Сложение

Вычитание

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители дробей складывают. А знаменатель оставляют без изменения.

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби. А знаменатель оставляют без изменения.

Применение опорных таблиц на уроках математики

Применение опорных таблиц на уроках математики


Примеры: 1) Применение опорных таблиц на уроках математики; 2) Применение опорных таблиц на уроках математики

Пример: 1) Применение опорных таблиц на уроках математики.

Смешанные числа.

Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной. Для краткости вместо «число в смешанной записи» говорят смешанное число.

2Применение опорных таблиц на уроках математики; 11Применение опорных таблиц на уроках математики.

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:

1) разделить с остатком числитель на знаменатель

2) неполное частное будет целой частью;

3) остаток (если он есть) дает числитель, а делитель - знаменатель дробной части.

Пример: Применение опорных таблиц на уроках математики= 47 : 9 = 5(остаток 2) = 5Применение опорных таблиц на уроках математики


Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно:

1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части;

2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части;

3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

Пример: 7 Применение опорных таблиц на уроках математики= Применение опорных таблиц на уроках математики

Сложение и вычитание смешанных чисел.

При сложении и вычитании смешанных чисел целые части складывают или вычитают отдельно, а дробные - отдельно.

Пример: 2Применение опорных таблиц на уроках математики

Иногда при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь. В этом случае из неё выделяют целую часть и добавляют её к уже имеющейся целой части.

Пример: Применение опорных таблиц на уроках математики

Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:

Применение опорных таблиц на уроках математики

У 5 заняли 1 и представили её как Применение опорных таблиц на уроках математики и добавили к дробной части первой дроби, получили новую дробь. Можно и по-другому: представить обе дроби в виде неправильных и вычитать по правилу обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Таким же образом поступают и при вычитании дроби из натурального числа, и при вычитании смешанного числа из натурального числа.

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики; Применение опорных таблиц на уроках математики; Применение опорных таблиц на уроках математики

Задачи на дроби.


Ι тип (часть от числа)



Всего - 9 км

Отремонтировано - ? км. - Применение опорных таблиц на уроках математики всей дороги

9: 3 · 2 = 6 (км) - отремонтировано

Ответ : 6 километров.

Применение опорных таблиц на уроках математики9 км

? км

ΙΙ тип (по дроби число)

Всего - ?

Отремонтировано - 8 км, что составляет Применение опорных таблиц на уроках математики

8: 2 · 3 = 12 (км) - длина всей дороги.

Ответ: 12 километров.

8 км

Применение опорных таблиц на уроках математики

? км



ΙΙΙ тип (число от числа)



Применение опорных таблиц на уроках математики

2 от 3 = ? ? Применение опорных таблиц на уроках математики










Геометрические фигуры

ОПрименение опорных таблиц на уроках математикитрезок

АВ = АС + СВ

А С В


Ломаная Многоугольник

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Звенья, вершины Стороны, вершины

Луч Прямая

О а

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Есть

начало К Нет ни начала ни конца.

нет конца


Дополнительные лучи

Применение опорных таблиц на уроках математики

А О В




Десятичная дробь и действия с десятичными дробями.

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. можно записывать без знаменателя.

Примеры:

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики= 11, 31; Применение опорных таблиц на уроках математики = 12, 024; Применение опорных таблиц на уроках математики = 0,43; Применение опорных таблиц на уроках математики = 0,0021и т.д.


Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

Если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нуль, то получится десятичная дробь, равная данной.

Примеры: 0,78 = 0,7800; 34 = 34,000; 45,700 = 45,70 = 45,7.

1Применение опорных таблиц на уроках математики. Чтобы сравнить две десятичные дроби надо : а) порязрядно

б) можно после , приписывать и убирать НУЛИ

Применение опорных таблиц на уроках математики

Чем больше, тем правее Применение опорных таблиц на уроках математики 9,76 > 9,7

Применение опорных таблиц на уроках математики

Чем меньше, тем левее 9,8 < 10,2

2. Сложение и вычитание: 1) уравнять в дробях количество знаков после запятой;

2) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

3) выполнить действие, оставив запятую под запятой.

12,14 + 3,187: 2,110 - 1,04

12, 140 __ 2, 11

+ 3, 187 1, 04

15, 327 1, 07


Инструменты для вычислений и измерений величин на местности

Инструмент для быстрого выполнения вычислений - микрокалькулятор.

Применение опорных таблиц на уроках математики

Примеры:

  1. Вычислить:

21,3 - 11,42

  1. 3Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики 11 42 9,88


  1. Вычислить:

(11+23 - 4,2) Применение опорных таблиц на уроках математики 3

1Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики1 23 4 2 3

Применение опорных таблиц на уроках математики

89,4


Инструменты для построения геометрических фигур:

Применение опорных таблиц на уроках математикитранспортир, чертёжный треугольник, линейка


Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики





Округление чисел.

При округлении числа до какого-либо разряда применяют следующий

алгоритм:

1) если число округляют до какого - нибудь разряда, то все следующие

за этим разрядом цифры заменяют нулями. А если они стоят после

запятой, то их отбрасывают;

2) если первая отброшенная или заменённая цифра равна

* 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения;

* 5, 6, 7, 8, 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.

ППрименение опорных таблиц на уроках математикиримеры: 1) округлить числа 83,54 до десятых

83, 54 Применение опорных таблиц на уроках математики83, 5

Применение опорных таблиц на уроках математики2) округлить число 83,54 до десятков

83, 54 Применение опорных таблиц на уроках математики 80

Таблица числа по разрядам:

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десяти-

тысяч

ные

Сто-

тысяч

ные

Миллионные

Целая часть

Дробная часть

Умножение и деление десятичных дробей.

Умножение

Деление

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики10

Применение опорных таблиц на уроках математики100

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики1000 ,

Применение опорных таблиц на уроках математики19,61Применение опорных таблиц на уроках математики 100 = 1961

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики0,1

Применение опорных таблиц на уроках математики0,01

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики0,001 ,

1Применение опорных таблиц на уроках математики080 Применение опорных таблиц на уроках математики 0,1 = 108

:Применение опорных таблиц на уроках математики10

: 100

:Применение опорных таблиц на уроках математики 1000 ,

:Применение опорных таблиц на уроках математики 0,1

: 0, 01

:Применение опорных таблиц на уроках математики 0,001 ,

При умножении десятичной дроби на натуральное число нужно:

  1. выполнить умножение, не обращая внимания на запятую;

  2. в ответе отделить справа налево столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Применение опорных таблиц на уроках математики1,84

Применение опорных таблиц на уроках математики3

5,52

При делении десятичной дроби на натуральное число, нужно:

  1. выполнить деление, не обращая внимания на запятую;

  2. в частном поставить запятую сразу после того, как закончится деление целой части.

Применение опорных таблиц на уроках математики

-Применение опорных таблиц на уроках математики 19,2 8

Применение опорных таблиц на уроках математики16 2,4

- 3 2

Применение опорных таблиц на уроках математики3 2

0

При умножении десятичных дробей нужно:

  1. выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;

  2. в ответе отделить справа налево столько знаков, сколько их было в обоих множителях вместе.

Применение опорных таблиц на уроках математики9,56

Применение опорных таблиц на уроках математики3, 05

+ 4 7 8 0

28 6 8

2Применение опорных таблиц на уроках математики9, 1 5 8 0 = 29, 158


При делении десятичной дроби на десятичную дробь, нужно:

  1. Перенести в делимом и делителе запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

  2. Выполнить деление как на натуральное число.

Применение опорных таблиц на уроках математики

ППрименение опорных таблиц на уроках математикироценты.



















Для перевода десятичной дроби в проценты надо умножить её на 100:

0,846 · 100% = 84,6%

Для перевода процентов в десятичную дробь надо число процентов разделить на 100:

96% = 96 : 100 = 0,96

1% от центнера - килограмм

1% от метра - сантиметр

1% от гектара - ар (сотка)


Задачи на проценты.


Ι тип

Нахождение процентов от числа

ΙΙ тип

Нахождение числа по его процентам

ΙΙΙ тип

Сколько процентов составляет одно число от другого

  1. разделить число на 100 (узнать, чему равен 1%)

  2. умножить полученный результат на данные проценты.

Пример: В книге 120 страниц. Петя прочитал 30% всей книги. Сколько страниц прочитал Петя?

РЕШЕНИЕ.


  1. 120 : 100 = 1,2 (стр.)

  2. 1,2 · 30 = 36 (стр.)

Ответ. 36 страниц прочитал Петя.

1) разделить число на количество процентов (узнать, чему равен 1%)

2)умножить полученный результат на 100%.

Пример: Петя прочитал 70 страниц, что составило 35% всей книги. Сколько страниц в книге?

РЕШЕНИЕ.


  1. 70 : 35 = 2 (стр.)

  2. 2 · 100 = 200 (стр.)

Ответ. 200 страниц во всей книге.

  1. разделить одно число на другое, частное записать в виде десятичной дроби

  2. умножить полученный результат на 100%

Пример: В парке 1000 деревьев, из них 400 берёз. Сколько процентов составляют берёзы от всех деревьев?

РЕШЕНИЕ.

  1. 400 : 1000 = 0,4

  2. 0,4 · 100 = 40%

Ответ. Берёзы составляют 40%.





Задачи на проценты.


Применение опорных таблиц на уроках математики








Применение опорных таблиц на уроках математики












































Среднее арифметическое чисел.

Применение опорных таблиц на уроках математики















































Среднее арифметическое чисел.


Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Среднее арифметическое чисел 73,5; 81,2 и 76,6 - ?


  1. 73,5 + 81,2 + 76,6 = 234,3

  2. 234,3 : 3 = 77,1 - среднее арифметическое этих чисел.

Среднее арифметическое чисел 0,8 и 1,6 - ?

(0,8 + 1,6) : 2 = 2,4 : 2 = 1,2 - среднее арифметическое чисел 0,8 и 1,6.

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

0,8 1,2 1,6

Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

А С В х

Точка С(1,2) - середина отрезка АВ, где А(0,8); В(1,6).


Применение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математикиПрименение опорных таблиц на уроках математики

Задача.

Турист 3 часа плыл по реке со скоростью 10км/ч и 2 часа шёл пешком со скоростью 5 км/ч. Найдите среднюю скорость туриста.

Решение:


  1. 3 · 10 + 2 · 5 = 40 (км) весь путь;

  2. 3 + 2 =5(ч) время движения;

  3. 40 : 5 = 8 (км/ч).

Ответ. Средняя скорость движения 8 км/ч.


Площадь прямоугольника.

Единицы площадей.

ППрименение опорных таблиц на уроках математикилощадь прямоугольника S равна:

S = a · b, где a и b -

стороны прямоугольника.

S = 5 · 3 = 15 смПрименение опорных таблиц на уроках математики


Применение опорных таблиц на уроках математики


6

© 2010-2022