Урок Дифференцирование Сложной функции

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 53 г. ВОРОНЕЖА»

Методическая разработка урока математики

по теме:

Дифференцирование сложной функции











Преподаватель:

Шатунова Ольга Алексеевна

Тема урока: «Дифференцирование сложной функции».

Цели урока:

Обучающие: закрепить и проверить знания, умения, навыки студентов по теме «Формулы и правила дифференцирования»; обеспечить усвоение нового понятия «сложная функция»: определения, умения составления сложной функции и нахождения её производной.

Развивающие: способствовать развитию вариативного и критического мышления; навыков анализа и синтеза, самооценки; продолжить развитие математической речи.

Воспитательные: способствовать укреплению коммуникативной культуры, навыков самоконтроля, взаимопомощи.

План урока:

1. Организационный момент. (1 минута)

2.Актуализация знаний. (10 минут)

3.Постановка проблемы. (3 минуты)

4. Изучение нового материала. (15 минут)

5. Первичное закрепление учебного материала. (12 минут)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)

7. Информация о домашнем задании. (1 минута)

Используемые методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени взаимодействия преподавателя и студента:
эвристическая беседа и самостоятельная работа

По характеру познавательной деятельности студентов и участия преподавателя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический).

По принципу расчленения или соединения знаний:
сравнительный, обобщающий.

Оборудование урока: таблица производных простейших функций; презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

  • Проверка домашнего задания (устно)

На дом заданы примеры на нахождение производной функции:

(найти ошибки в решениях)

1) y = хcos x; у'=cos x-хsinx

2) y =x5+sin x ; у'=5 x4 + cosx

3) y = хsin x; у'= sin x+xcos x

4) y =4 x5 +tq x; у'=20 x4+1/ cos x

5) y =sin x-2x; у'=cos x-2x

  • Устная работа

y = x³ + 2x5

y = 2√x

y=-3cos x + x

y = Урок Дифференцирование Сложной функции

y = sin x

y =2 sin x - 4x

y = √x - 3

3.Изучение нового материала.

На практике с производной сложной функции приходится сталкиваться очень часто, я бы даже сказала, почти всегда, когда Вам даны задания на нахождение производных.

Смотрим в таблицу на правило (№5) дифференцирования сложной функции:

Урок Дифференцирование Сложной функции

Функцию Урок Дифференцирование Сложной функции я буду называть внешней функцией, а функцию Урок Дифференцирование Сложной функции - внутренней (или вложенной) функцией.

Пример 1

Найти производную функции Урок Дифференцирование Сложной функции

Под синусом у нас находится не просто буква «икс», а целое выражение Урок Дифференцирование Сложной функции, поэтому найти производную сразу по таблице не получится.

В данном примере уже из моих объяснений интуитивно понятно, что функция Урок Дифференцирование Сложной функции - это сложная функция, причем многочлен Урок Дифференцирование Сложной функции является внутренней функцией (вложением), а Урок Дифференцирование Сложной функции - внешней функцией.

Первый шаг, который нужно выполнить при нахождении производной сложной функции состоит в том, чтобы разобраться, какая функция является внутренней, а какая - внешней.

После того, как мы РАЗОБРАЛИСЬ с внутренней и внешней функциями самое время применить правило дифференцирования сложной функции Урок Дифференцирование Сложной функции.

Начинаем решать. Из прошлого урока мы помним, что оформление решения любой производной всегда начинается так - заключаем выражение в скобки и ставим справа вверху штрих:

Урок Дифференцирование Сложной функции

Сначала находим производную внешней функции Урок Дифференцирование Сложной функции (синуса), смотрим на таблицу производных элементарных функций и замечаем, что Урок Дифференцирование Сложной функции. Все табличные формулы применимы и в том, случае, если «икс» заменить сложным выражением, в данном случае:

Урок Дифференцирование Сложной функции

Обратите внимание, что внутренняя функция Урок Дифференцирование Сложной функции не изменилась, её мы не трогаем.

Ну и совершенно очевидно, что Урок Дифференцирование Сложной функции

Результат применения формулы Урок Дифференцирование Сложной функции в чистовом оформлении выглядит так:

Урок Дифференцирование Сложной функции

Далее мы берем производную внутренней функции, она очень простая:

Урок Дифференцирование Сложной функции

Постоянный множитель обычно выносят в начало выражения:
Урок Дифференцирование Сложной функции

.

Пример 2

Найти производную функции Урок Дифференцирование Сложной функции (комментирование решения преподавателем, привлекая студентов)

Пример 3

Найти производную функции Урок Дифференцирование Сложной функции(комментирование решения преподавателем, привлекая студентов)

4. Первичное закрепление учебного материала (работа у доски; студенты комментируют решение)

Урок Дифференцирование Сложной функцииУрок Дифференцирование Сложной функции;Урок Дифференцирование Сложной функции; Урок Дифференцирование Сложной функции;Урок Дифференцирование Сложной функции

5. Самостоятельная работа: на экране высвечены задания для студентов

Найти производные функций. (А., В., С. - ответы)

Вариант 1.

Задание

Ответы

А

В

С

1

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

2

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

3

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

4

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Вариант 2.

Задание

Ответы

А

В

С

1

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

2

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

3

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

4

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Урок Дифференцирование Сложной функции

Проверка выполнения (самоконтроль)

6.Подведение итогов урока с привлечением студентов, которые формулируют цель урока и результат выполнения целей и задач урока.

7.Домашнее задание (комментирование):

Ст.85, №28.28(а,б);

№28.29(а,б).









© 2010-2022