Проект по теме «Анализ урока и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО»

В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть требования к современному уроку.  На каждом уроке необходимо уделять внимание формированию УУД, формирование предметных знаний должны позволить решать важные жизненные задачи. Каким же   должен стать современный урок. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный  метод позволяет ученику  не получать знания в готовом виде, добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. При...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования МО «Академия социального управления»

Дополнительное профессиональное образование








Проект

по теме «Анализ урока и внеурочной деятельности

в соответствии с ФГОС ООО»


Выполнил

слушатель учебного курса г. Сергиева Посада

«Достижение новых образовательных результатов с использованием новых образовательных технологий»

учитель математики

МБОУ ХООШ № 4

Сергиево - Посадского района

Волуй Татьяна Юрьевна

Руководитель курса:

Зам. директора УМЦО Бадикова Е.М.








Москва

2014г.

В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть требования к современному уроку. На каждом уроке необходимо уделять внимание формированию УУД, формирование предметных знаний должны позволить решать важные жизненные задачи. Каким же должен стать современный урок. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный метод позволяет ученику не получать знания в готовом виде, добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Приоритетными задачами современного урока становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

При проектировании урока всегда нужно помнить о результативности данного урока. Результативность урока зависит поставленной цели. В соответствии с целью учитель выбирает тип урока

Типы уроков по ФГОС

Урок первичного предъявления знаний

Целевое назначение

Результативность

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов,

выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных умений

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных умений

Применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации

Систематизация предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения

Закрепление предметных умений, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Учителю необходимо помнить, что получаемая информация усваивается следующим образом :. Лекция - усваивается 5 % информации.Чтение - 10%.Аудиовизуальные средства - 20 %.Демонстрация - 30%.Дискуссии - 50%.Практические действия - 70%.При обучении других усваивается -90% информации

При планировании урока по ФГОС можно использовать следующую схему оформления

Во время урока учителю необходимо:

- систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) ¨

-владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы. ¨

- эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески. ¨

-на уроке задавать четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). ¨

-добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. ¨

-стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. ¨

- специально планировать коммуникативные задачи урока. ¨

- принимать и поощрять выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения. ¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. ¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Во время посещения уроков у учителей школы необходимо оценить увиденное по следующим критериям

Критерии результативности урока по ФГОС

Что оценивается

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности. Какова работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока. Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока. Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей. .

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока. Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.

7. Формирование и развитие УДД. Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения. Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником



Анализ урока с точки зрения достижения дидактической задачи урока.

  1. Соответствие дидактической задачи отобранному содержанию

  2. Результативность решения дидактической задачи

  3. Соответствие форм обучения ( фронтальной, групповой, парной) решению основной дидактической задачи

  4. Целесообразность самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока. Характер самостоятельной деятельности. Оказание взаимопомощи. Степень помощи учителя.















Внеурочная деятельность

Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка - главную цель и ценность образования. Главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике вызвана ещё и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике - органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.

Внеурочная работа по математике предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады и т.д. Особая роль должна быть уделена проектно - исследовательской деятельности. Проектная деятельность школьников - наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Наиболее целесообразной формой работы являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.

На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. В связи с тем, что с каждым годом всё настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии, необходимо эти технологии использовать во время проведения внеурочных занятий. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, как на уроках, так и во внеурочное время.

От современного учителя, требуется не только дать детям определённый набор знаний, умений, навыков. Самое главное - мне необходимо всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников. Основной целью внеурочной работы является приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования. Это способствует успешной социализации в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

  • создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;

  • расширение рамок общения школьников с социумом.

Модель внеурочной деятельности ориентирована на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства. На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека. Для успешного воспитания членов нового информационного общества необходима установка на самостоятельное получение знания, на самообразование, на самопознание.

На внеурочных занятиях важная роль отводится проектно - исследовательской деятельности в ходе которой чётко выделяются следующие этапы:

  • подготовительный этап (формулировка темы для исследования, деление учеников на группы по направлениям работы, обсуждение плана работы в группах, определение сроков работы над проектом);

  • этап реализации проекта (работа в группах - сбор информации, отбор материалов, обмен информацией с одноклассниками; оформление результатов работы);

  • заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:


  • чётко продуманная логика занятия;

  • преемственность этапов;

  • активная позиция ребёнка;

  • максимальная смена образовательной среды;

  • наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • творческое разнообразие занятий;

  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;

  • умение ставить цель, делать выводы.

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их родителями, корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Работа с обучающимися во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источник получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Анализируя внеурочную деятельность, необходимо задать вопрос: «Что приобрели дети, посещая внеурочные занятия, выполняя проектно - исследовательскую деятельность?»

Прежде всего, ученики должны приобрести навыки различных видов деятельности.

Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, то есть происходила мыслительная деятельность.

Должна быть и коммуникативная деятельность - все делились информацией, своими идеями, брали интервью, задавали вопросы.

Проводилась практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.

В результате внеурочной деятельности по математике был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал достигнутое. Это было значимо и интересно для детей. Их математический кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно - узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Результаты внедрения проектно - исследовательской деятельности:


  • формируются организационные навыки;

  • сформировано умение найти нужную информацию;

  • самостоятельность;

  • потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;

  • математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;

  • увеличение возможностей для творчества;

  • личностное развитие происходит не только у детей, но и у педагогов.











Список использованной литературы:

  1. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

  2. © 2011 Сайт Валеевой Натальи Александровны.

  3. Издательство «Академкнига/Учебник» [email protected]

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - Москва: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).



© 2010-2022