Паспорт педагогического проекта Использование ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт педагогического проекта


1.1.

Наименование


Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности учащихся

1.2. Автор - разработчик педагогического проекта.

Балабанова Виктория Викторовна - учитель математики и информатики

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов.

1.4. Период реализации проекта

2011-2015 г.г.

2. Содержательные параметры проекта:

2.1. Актуальность.

Признаки актуальности (соотнесенность со стратегическими ориентирами развития образования ХМАО-Югры).

Информатизация образования предполагает внедрение в практику новых средств обучения - интерактивных учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов, новых аппаратно-технических средств, что требует разработки соответствующего методического обеспечения.

Проблема реализации деятельностного подхода обучения обуславливает усиление практической направленности обучения и адаптацию новых технологий к сложившемуся опыту организации учебного процесса.

2.2. Содержательная характеристик проекта.

Проект «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательной деятельности учащихся на уроках математики» направлен на решение проблемы апробации и адаптации новых методик, предполагающих использование ИКТ, на разных этапах урока в условиях школы с УИОП, особое значение приобретает для организации профильного обучения математике.. Проект является практико-ориентированным, разработан в результате обобщения педагогического опыта, его структура определена логикой инновационной деятельности.

2.3. Инновационная направленность педагогического проекта (новизна педагогического опыта).

Инновационный характер определяется по проявлению следующих критериев:

  • оптимальность: внедрение разработанного проекта в практику показало существенное повышение качества обучения, мотивации и творческой активности учащихся при небольших затратах на организацию учебной деятельности;

  • результативность: отслеживание результатов на протяжении с 2012 по 2015 г.г. показало устойчивость положительных результатов (повышение качества знаний обучающихся, числа учащихся, применяющих ИКТ в образовательных целях, положительную динамику результатов ЕГЭ и увеличение количества педагогов, применяющих инновационный опыт).

Обобщение результатов реализации проекта позволяет сделать вывод о достижении уровня конкретизации теоретических положений и разработанных методик внедрения средств ИКТ в образовательный процесс.

2.4. Методологическая база педагогического проекта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования деятельности. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта

Методологическая база проекта опирается на следующие психолого-педагогические теории и концепции:

  • деятельностный подход в обучении (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубиншейн, Т.Ф.Талызина);

  • теория информатизации образования (Е.В. Гриншкун, М.И. Машбиц, И.В. Роберт);

  • методика обучения математике ( В.А.Гусев, В.А.Далингер).

Теоретико - методологическая база реализуется на основе следующих принципов:

Принцип «от субъекта обучения к формам работы» означает выбор формы работы исходя из возможностей и образовательных потребностей учащихся.

Принцип минимизации педагогических потерь - использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, должно обеспечивать более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Принцип творческой деятельности - применение ИКТ в процессе обучения ориентировано на творческую деятельность обучающихся.

Ключевые понятия: образовательная деятельность учащихся, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, обучение математике с использованием ИКТ.

2.5. Педагогическая целесообразность проекта.

Цель - повышение качества знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе использования новых информационных технологий.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • подбор форм и методов обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • поиск программных средств, адекватных поставленным педагогическим задачам, разработка методики их использования на уроках математики;

  • обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.

Для решения поставленных задач используются следующие методы и средства: организация проектов с использованием ИКТ, разработка презентационного материала, использование образовательных ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов, образовательных электронных изданий (электронных учебников), автоматизированный контроль знаний.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Педагогический опыт построен на достижениях психолого - педагогической науки. Это означает ориентацию на:

повышение интереса и усиление мотивации обучения;

создание положительного эмоционального настроя и ситуации успеха на уроке;

развитие творческих качеств личности и успешную социализацию обучающихся;

дифференцированный и индивидуальный подход в работе с учащимися;

оптимальное использование временных ресурсов, снижение нагрузки на учащихся;

выбор эффективных средств изложения нового материала, организация самостоятельной деятельности учащихся, контроля и оценивания.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Социальная направленность проекта базируется на возможностях современных средств ИКТ. Для этого используются такие формы работы как:

  • вовлечение учащихся в проектную деятельность, организация учебного взаимодействия в процессе групповой и коллективной работы;

  • организация дискуссии ценностно-мировоззренческого характера (отношение к миру и своему здоровью, информационная культура и информационная безопасность);

  • поиск новых форм и методических приемов, обеспечивающих эффективное использование ИКТ, оценка их дидактических возможностей

  • взаимодействие учителя с социальными партнерами в лице родителей путем модернизации персонального сайта учителя «Инфоурок»

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта.

Основные идеи педагогического проекта «Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности учащихся» были представлены на мероприятиях различного уровня. В настоящее время проект «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательной деятельности учащихся на уроках математики» апробирован в практической работе, обобщен, выработаны рекомендации по его практическому применению.

Реализация проекта требует минимальных экономических вложений.

Результаты могут быть использованы в любых общеобразовательных учреждениях.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

Реализация педагогического проекта предусматривает использование материальных и программно-методических ресурсов (компьютерный класс, интерактивная доска со специализированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, локальная сеть, Интернет, образовательные электронные издания по математике, авторские дидактические материалы). Дополнительных ресурсов не требуется.


3. Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.


Результаты проведенной работы позволяют судить о том, что качество обучения существенно повышается (на 15%). Положительная динамика наблюдается и учебной мотивации (+25%). Обучающиеся демонстрируют более уверенное владение средствами информационных технологий, ориентируются в потоке информации, умеют адекватно ее обрабатывать, что позволяет судить о повышении информационной культуры обучающихся. Существенно возросло ( с 13% до 39%) количество обучающихся, стремящихся к участию в творческих мероприятиях, к самостоятельным исследованиям в рамках изучаемого предмета …

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

В 2007 году заняла 2 место в районном конкурсе «Учитель года», где проводила урок на тему «Теорема Пифагора» в 8 классе, с использованием ИКТ и обобщала свой педагогический опыт.

Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября» (клубная карта № 101-789-506), представляла опыт на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» в 2005 -2006 и 2007 - 2008 учебных годах.

Регулярно делилась своим опытом на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла.

В 2010 году представляла свой педагогический опыт на II Региональной научно-практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования» в Сургутском государственном педагогическом университете в секции «Информационные технологии в деятельности учителя» (имею сертификат участника).

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияние педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении (процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых педагогом, рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации и единого регионального экзамена и пр.)

Системный подход в организации педагогической деятельности позволяет добиваться стабильных показателей качества знаний учащихся.

Учебный год

Алгебра

Геометрия

2006 -2007

14 %

39 %

2007-2008

19 %

42 %

2008-2009

21 %

51 %

2009-2010

24 %

56 %

Количество учащихся, регулярно использующие ИКТ в образовательных целях:

Учебный год

% учащихся

2007-2008

13

2008-2009

28

2009-2010

39

Результаты ЕГЭ по математике:

Учебный год

Качество знаний

Успеваемость

2007-2008

1,3%

30 %

2008-2009

0 %

90 %

2009-2010

3,2 %

92 %


3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта.

Работаю по данной теме с 2007 года, рассказываю и представляю свои наработки на педагогических советах и методических объединениях, многие коллеги берут на вооружение и стараются применять мой опыт на своих уроках.

Учебный год

Общее количество педагогов

Количество педагогов, применяемых педагогический опыт

Количество обучающихся, участвующих в осуществлении педагогического опыта

2007-2008

15

1

15

2008-2009

17

5

29

2009-2010

21

7

40

2010-2011

25

9

65

Для использования опыта другими педагогами представляла его на II Региональной научно-практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования» в Сургутском государственном педагогическом университете в секции «Информационные технологии в деятельности учителя» (имею сертификат участника).

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Опыт работы размещен на сайте фестиваля «Открытый урок»: festival.1september.ru.

Открытый урок по геометрии в 8 классе на тему:«Теорема Пифагора» в разделе фестиваля «Преподавание математики».

Решение прикладных задач по теме: «Наибольшее и наименьшее значение функции» в разделе фестиваля «Преподавание математики».

«Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла» в разделе фестиваля «Общепедагогические технологии».

Балабанова, В.В. Решение прикладных задач по теме: «Наибольшее и наименьшее значение функции».-//Математика. -2007.-№7.-с.3-5.-прил.к газ. « Первое сентября».

II Региональная научно-практическая конференция «Профессия педагога в условиях модернизации образования» в Сургутском государственном педагогическом университете в секции «Информационные технологии в деятельности учителя» (имею сертификат участника).

© 2010-2022