Развитие метапредметных компетенций на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Выступление на семинаре

«Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов средствами современных УМК по математике»



Доклад


«Развитие метапредметных компетенций

на уроках математики»












Подготовил:

преподаватель математики

ГБПОУ СО «Марксовский

агротехнический лицей»

Елисеева Е.В.


Маркс

2015

(Слайд 1)

Добрый день,

уважаемые участники семинара!

Сегодня все мы здесь собрались, чтобы в очередной раз затронуть вопрос о проблемах качественного образования на ступени получения среднего профессионального образования и определить для себя пути повышения качества образования своих обучающихся.

Ни для кого не секрет, что проблеме качественного образования во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема (Слайд 2) обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, и в Концепции модернизации образования.

Качество современного образования всё больше связывается (Слайд 3)

с так называемой функциональной грамотностью, под которой понимают способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач.

Именно развивая функциональную грамотность обучающихся, мы и должны подготовить квалифицированных рабочих и служащих.

И поверьте, здесь нам есть, над, чем потрудиться.

Вы, наверняка слышали о международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. (Слайд 4) Целью этой программы является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

И, как показали результаты международного мониторинга 2012 года, наши учащиеся не смогли продемонстрировать высоких достижений в умении применять знания в жизни. (Слайд 5) Функциональная грамотность российских испытуемых оставляет желать лучшего.

Я не случайно сегодня вспомнила об этом тестировании ведь проходят его учащиеся, получившие основное общее образование, которые зачастую становятся обучающимися учреждений СПО. А мы - педагоги должны на своих уроках способствовать развитию функциональной грамотности, тем самым создавать условия, для подготовки квалифицированных рабочих, обладающих профессиональной компетентностью.

(Слайд 6) Профессиональная компетентность - это качественная характеристика развития личности, подготовки студента как профессионала.

Конечно, каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Однако, очень важная роль в этом принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов и как фактору, формирующему стиль мышления обучающихся. Как отмечается в Концепции развития математического образования (Слайд 7) в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2013 г. «Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных рабочих, служащих для наукоемкого и высокотехнологичного производства».

Особую актуальность вопрос повышения качества обучения математике приобрел в свете перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. (Слайд 8)

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.

При этом под метапредметными результатами (Слайд 9) в стандартах понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. То есть речь идет о метапредметных компетенциях, круг которых в науке до конца не определен и находится в стадии обсуждения. Когда компетенции называют метапредметными имеют в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов.

Доктор педагогических наук, директор Института образования человека Андрей Викторович Хуторской в предложенной им трехуровневой иерархии компетенций (Слайд 10) на первое место ставит ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования.

И к ним он относит следующие компетенции: (Слайд 11)

1. Ценностно - смысловая компетенция. Она обеспечивает механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной или иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлён. (Слайд 12)

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности. (Слайд 13)

4. Информационная компетенция, когда при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. (Слайд 14)

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями в коллективе. (Слайд 15)

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении. (Слайд 16)

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития.

Сегодня я хочу представить свой опыт работы, направленный на развитие метапредметных компетенций обучающихся на уроках математики.

Вообще, следует отметить, что нам преподавателям математики в этом плане повезло: мы имеем богатый материал для развития метапредметных умений учащихся - это математические задачи. Ведь решение задач способствует формированию важнейших качеств умений личности ребенка, необходимых ему для жизни.

Порой решение одной задачи способствует развитию сразу нескольких метапредметных компетенций и формированию различных метапредметных результатов педагогу необходимо только правильно её преподнести, сделать обучение желанным. Ведь, как писал Анатоль Франс (Слайд 17) «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Вот как это выглядит на практике?

Например, при изучении темы «Правила комбинаторики» в группе «Автомеханики» предлагаю студентам решить задачу «Автомобильные номера» (Слайд 18) (УМК Башмакова М.И.): На автомобильных номерных знаках, используемых в настоящее время в России, применяются далеко не все буквы существующего алфавита, а лишь те, которые присутствуют как в латинице, так и в кириллице.

Сколько комплектов регистрационных знаков, может быть изготовлено для каждого субъекта России в соответствии с ГОСТом?

Во время планирования урока я опиралась на слова Конфуция (Слайд 19) «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.» и решила, что моя роль на этом уроке будет незначительной. И, честно говоря, я не ожидала такой активности от своих студентов.

Для того, чтобы ответить на главный вопрос задачи «Сколько комплектов регистрационных знаков может быть изготовлено?» обучающимся приходится рассуждать, составлять план своих действий. От них поступают следующие предложения: (Слайд 20) 1. Можно просто фиксировать данные в журналах, потом проанализировать и подсчитать количество (но, хочу отметить, что это предложение отпало в дискуссии сразу, так как номера должны быть изготовлены заранее); 2. Можно просто составлять новые комбинации и потом ответить на вопрос (но и здесь обучающиеся сообразили, что этот способ нерациональный); (и, в конце концов, студенты объявляют, что) 3. Подсчитать это, наверное, не возможно, или нужна какая - то формула. И как заключение они делают вывод, что сразу на вопрос задачи точно не ответишь.

Посмотрите, короткая активная беседа с обучающимися способствовала развитию сразу нескольких компетенций: (Слайд 21) ценностно-смысловой, коммуникативной, учебно-познавательной и компетенции личностного самосовершенствования. Все они направлены на формирование следующих метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели деятельности и планы деятельности, умение продуктивно общаться и взаимодействовать, владение навыками познавательной деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения задач, умение ясно излагать свою точку зрения, освоение способов интеллектуального саморазвития.

Продолжаем решать задачу.

Следует отметить, что фраза студентов «сразу на вопрос задачи не ответишь» сыграла важную роль и помогла выстроить урок.

Подчеркиваю, что моя роль на этом уроке второстепенная, я только чуть - чуть направляю и корректирую ход событий.

И на этом этапе я задаю вопрос «Что же нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?». Обучающиеся понимают и предлагают, что необходимо выяснить, какие буквы существующего алфавита применяются при формировании регистрационных знаков.

Я сообщаю, что не знаю, какие это буквы. Как, вы понимаете, подростков это подзадорило. Они стали искать данную информацию в интернете, используя свои телефоны и мой компьютер. Выяснили про буквы, и попутно попалась информация, что номера 000 нет, решили ею тоже воспользоваться.

Как видите, и на этом этапе урока за небольшой промежуток времени продолжалась работа по развитию метапредметных компетенций и формировалось (Слайд 22) целеустремленность в поисках и принятии решений, владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, понимания границ своего знания и незнания; готовность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности и другие метапредметные результаты.

Далее определяем, как лучше записать условие в таблице или с опорными словами. Здесь тоже ни на чём не настаиваю. Разрешается оформить условие задачи по своему усмотрению. Правда, впоследствии, те, кто записывали с помощью опорных слов, пришли к выводу, что это неудобно и переписали в форме таблицы.

Вроде мелочь, а на самом деле (Слайд 23) формируется метапредметный результат умение корректировать свою деятельность.

Записав условие, начинаем рассуждать об определении вида комбинаций «Что это перестановки или размещения?».

Обучающиеся в свободном общении сделали следующий вывод: так как из 10 цифр и 12 букв каждый раз используется только по три, то получаемые соединения не являются перестановками, а значит, являются размещениями.

Принимаю ответы, так как здесь главное не точная формулировка определений перестановки или размещения, а умение их различить, понять, где и что нужно применить.

Вычислили число размещений букв и цифр на каждой позиции в регистрационном знаке. (Слайд 24)

Направляю детей на дальнейшие действия «Что нужно сделать дальше?», одни предложили сложить, полученные результаты, другие - умножить.

Предлагаю разрешить данные разногласия (Слайд 25), обратившись к главному средству обучения - учебнику (УМК М.И.Башмакова) стр.67 «Правила комбинаторики». После прочтения, обучающиеся понимают, что это правило умножения. Используя правило, определяем количество регистрационных знаков. (Слайд 26)

Как видите, реальным объектом при решении задачи здесь выступал сам студент. Он овладевал способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражалось в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры поведения.

Важную роль, по моему мнению, в развитии метапредметных компетенций и формировании метапредметных результатов играет также самостоятельное обучение. Не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а организация самостоятельного осуществления обучающимися своего обучения.

Например, по той или иной теме я предлагаю студентам разработать опорный конспект, памятку, «шпаргалку», терминологический словарь, тест или просто подготовить задания для своих одногруппников. Чтобы заинтересовать обучающихся, сообщаю, что лучшая работа будет включена в тетрадь для практических занятий. (Слайд 27)

В итоге обучающиеся усвоят материал не поверхностно, а более глубоко, научатся работать с большими объемами информации, выделять наиболее важную информацию, отделять главное от второстепенного. (Слайд 28)

Кроме того, такие виды деятельности способствуют развитию креативности, позволяют раскрыть творческий потенциал, повысить интерес к предмету.

Конечно, у каждого педагога имеются свои методы и способы организации деятельности обучающихся, которые способствуют развитию метапредметных компетенций. И говорить о них можно бесконечно.

А закончить своё выступление я хотела бы словами немецкого педагога Арнольда Дистервега: (Слайд 29) «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий...», а в условиях современного образования мы можем добавить, что именно такой метод поможет нам - педагогам выполнить требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (Слайд 30), (Слайд 31)

Список литературы:

1. А. В. Хуторской. Научно - методическое пособие «Компетентностный подход в обучении» из серии «Новые стандарты» издательства Эйдос, 2013 г.

2. Н. В. Громыко, М. В. Половкова. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009».

3. Концепция развития математического образования.

4. Теоретический и научно - методический журнал «СПО»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .

6. И.С. Фишман . Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс].

7. Интернет - ресурсы.


© 2010-2022