Конспект урока на тему: Внутреннее строение Земли

План-конспект урока на тему "Внутреннее строение  Земли: ядро, мантия, земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры." разработан с учётом требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.   Предмет: природоведение, разработка для 5 класса. УМК: Природоведение. 5 кл.:учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Тип урока: УРОК "ОТКРЫТИЯ" НОВЫХ ЗНАНИЙ. Урок спроектирован с  использованием  учебной ситуации, на которой строится проблема...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: Внутреннее строение ЗемлиПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна

Место работы МАОУ СОШ №35

Предмет Природоведение

Класс 5 класс

Тема урока: Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели: сформировать у учащихся понятие о внутреннем строении Земли, литосфере и разных типах земной коры.

Задачи урока:
1.
Обучающие: Усвоение учащимися основных знаний, понятий о строении Земли: земная кора, материковая, океаническая, мантия, ядро, а также о способах изучения земной коры.
2.
Воспитательные: Воспитать чувство ответственности за сохранение недр Земли и их рационального использования.
3. Развивающие: Развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, навыки работы с информационными технологами, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету.

Ход урока

I. Мотивация (2 минуты)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Учитель предлагает послушать легенду:

«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой (учитель рисует круги на доске).

«Твои желания, - это маленький круг, а мои - большой. Но всё, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Учитель: Ребята, что нужно сделать, чтобы круг ваших знаний стал шире? ( ответы учащихся: узнать что-то новое).

II. Актуализация знаний (3 минуты)

Цель: организовать актуализацию знаний:

На слайде появляется кроссворд (учащиеся разгадывают кроссворд)

Учитель: А задумывались ли вы, что находится внутри Земли?

Чтобы узнать это:

  • на уроке мы познакомимся с оболочками Земли и их свойствами,

  • узнаем о строении земной коры, понятии «литосфера»,

  • научимся отличать материковую кору от океанической.

III. Создание учебной ситуации

5 минут

Цель: организовать постановку проблемы, используя учебную ситуацию

- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Учитель спрашивает учащихся как они думают о чём мы будем сегодня говорить.

Учитель объявляет тему урока ( учащиеся записывают в тетрадь) .

Выводятся цели совместно с учениками.

При помощи видеоролика перед учащимися ставится учебная ситуация, из которой возникает вопрос: А можно ли добраться до центра земли?

Учитель: А задумывались ли вы, что находится внутри Земли?

IV «Поиск решения проблемы»(построение проекта выхода из затруднения) (19 минут)

Цель:

- организовать поиск решения учебной проблемы

Вопрос учителя: А кто знает как называются оболочки Земли?

Ответы учащихся. Затем просмотр видеоролика.

Запись в тетрадь.

Гипотеза: в литературных источниках нашу планету сравнивают с яйцом. Давайте разберёмся почему? Сначала версии учащихся..


  1. На доске таблица, в которой перечислены внутренние оболочки Земли:

Внутренние оболочки Земли

Размер

Состояние вещества

Температура

Ядро

Мантия

Земная кора

Учащиеся чертят таблицу в тетрадь.

  1. Класс делится на группы по цвету «кругов знаний»

  2. 1 группа - ядро (синий круг)

2 группа - мантия (жёлтый круг)

3 группа - земная кора ( красный круг)

  1. Работа с учебником. Задание: дать характеристику по плану:

  1. Размер

  2. Состояние вещества

  3. Температура

Итог работы записывают на листах бумаги.

  1. Презентация работы групп. Результаты работы группа вывешивает на доске в виде таблицы, класс вносит себе в тетрадь:

Внутренние оболочки Земли

Размер

Состояние вещества

Температура

Ядро

Радиус 3 500 км

Наружная - расплавленное

Внутренняя - твёрдое

6000

Мантия

3 000 км

Твёрдое кристалическое

2 500º

Земная кора

35 км

твёрдое

Увеличивается на 3º каждые 100 м

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.

Учитель: Давайте вернёмся к гипотезе. Насколько верно предположение, что в литературных источниках нашу планету сравнивают с яйцом.

Учащиеся: Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:

скорлупа - земная кора,

белок - мантия,

ядро - желток.

Ученики сравнивают, объясняют.

6. Характеристика земной коры. Различие по толщине материковой и океанической коры.

  1. Как Вы думаете где земная кора толще: под материками или под океанами?

  2. Сколько слоёв имеет материковая кора?

  3. Сколько слоёв имеет океаническая кора?

  4. Какой слой отсутствует?

Просмотр видеоролика и обсуждение по вопросам.

Материковая:

- Самый верхний слой земной коры образуют осадочные горные породы, т.е. породы, которые образовались или из обломков древних пород, или представляют собой затвердевший осадок, состоящий из раковин отмерших организмов.

-Найдите среди образцов горную породу осадочного происхождения. Как она называется?

- Продолжим наше погружение. Следующий слой - гранитный. Он состоит в основном из гранита. Найдите его в коллекции. Гранит образовался в результате застывания магмы в толще земной коры в условиях высокой температуры и давления.

- Миновав гранитный слой, мы попадаем в слой, состоящий преимущественно из базальта

- горной породы также магматического происхождения.

- Сравните, чем отличается гранит и базальт? ( базальт более тяжѐлый и содержит больше кальция и железа).

Более подробно с горными породами, слагающими земную кору ,мы познакомимся на следующих уроках.

-А если бы мы отправились к центру земли в районе Тихого океана, какой бы слой мы не встретили?

- Какой вывод можно сделать по различию в строении земной коры?

( выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая, которые отличаются толщиной и составом).

7. Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?

- Основной метод изучения - сейсмический (предположения учащихся). Просмотр видеоролика

Учитель: А теперь вспомним наш вопрос в начале урока: Можно ли добраться до центра Земли?

V. Применение нового знания (10 минут)

Цели:

- организовать применение новых знаний;

- организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.

Тест- опрос с проверкой по алгоритму. Учащиеся выставляют себе отметки.

Учитель проводит опрос: какие у кого отметки.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 минут)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Какая у нас была тема?

На какой основной вопрос урока мы искали ответ?

(Можно ли добраться до центра Земли?)

Как мы ответили на данный вопрос?

Давайте заполним листы самооценки

Сегодня на уроке я узнал

Меня удивило

Мне захотелось

Ставлю себе отметку

VII.Домашнее задание

1 минута

Цель:

- организовать выполнение домашнего задания

Учитель объявляет домашнее задание:

Текст учебника на с. 56 изучить, ответить на вопросы 1-4 на стр. 60. Сделать вырезки с различными веществами.

По желанию (дополнительно) подготовить макет Земли.






© 2010-2022