Статья на тему Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Боровская СОШ»







Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики







Статья на тему Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики











Учитель математики: Лишик Людмила Ивановна



Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то

создавай такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём

властелинами».

Ш. А. Амонашвили.

Наше время - это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Формирование познавательной активности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала -

" Смертельный грех учителя - быть скучным".Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Познавательная активность характеризуется:

  • Поисковой направленностью в учении;

  • Познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и вне учебной деятельности;

  • Эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности.

Признаки познавательной самостоятельности у учащихся являются:

  • Стремление и умение самостоятельно мыслить;

  • Способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;

  • Желания не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания;

  • Независимость собственных суждений

С целью выявления уровня развития познавательной активности у школьников существуют различные методики. Одна из них- наблюдения, анкетирование учащихся.

Диагностика познавательного интереса у учащихся

Вопросы Ответы

1. Как ведет себя учащийся, когда задан вопрос на сообразительность

А) предпочитает помучиться, но сам находит ответ (5б.)

Б) когда как (3 б.)

В) предпочитает получить готовый ответ от других (0 б.)

2. Много ли читает учащийся дополнительной литературы по предмету?

А) постоянно (5 б.)

Б) мало читает (3 б.)

В) не читает совсем (0 б.)

3. Часто ли учащийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?

А) часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) не задает совсем (0 б.)

4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?

А) очень эмоционально (5 б.)

Б) средний уровень выраженности эмоций (3 б.)

В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0 б.)

5. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

А) просит часто (5 б.)

Б) иногда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

6. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?

А) часто (5 б.)

Б) не всегда (3 б.)

В) никогда (0 б.)

7. Старается при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?

А) старается сделать это сам, без участия учителя (5 б.)

Б) перед тем как сделать интересуется у учителя (3 б.)

В) дальше предложенного метода не движется (1б.)

Интерпретация результатов:

35 - 30 - высокий уровень

20 - 29 - средний

0 - 19 - низкий



Анкета. Исследование познавательной активности учащихся.

Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________

Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.

Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак "+". В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте "+" только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.

Предметы

Вопросы:

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета)

2. Люблю предмет потому, что

а) нравится, как преподает учитель

б) получаю удовольствие при изучении

в) легко усваивается

3. Как часто ты занимаешься этим предметом?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету?

а) постоянно, много

б) иногда

в) мало, совсем не читаю

5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути?

а) почти всегда

б) иногда

в) очень редко

6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету?

а) в гимназии

б) в другом месте

в) не посещаю

7. Откуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету?

а) из книг, журналов

б) из интернета

в) только из учебников

8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету?

а) часто

б) иногда

в) редко

Обработка результатов.

Количество заданных предметов может варьироваться, в зависимости от поставленных вами целей, для данной методики желательно не менее 5, не более 9 школьных предметов.

Пример:

  • математика

  • иностранный язык

  • русский язык

  • литература

  • и т.д.

Если учащийся выбирает 1 предмет, рассматриваем ПА как низкую, при выборе 2-3 предметов как среднюю, 4 предмета и более - высокая, но возможно выбор, очень большого количества предметов говорит о том, что внимание ученика рассредоточено, что является отрицательным результатом

В процессе наблюдения отмечают наличие следующих проявлений у учащихся:

1.Активность:

-Проявляет интерес к предмету.

-Задает вопросы, стремится на них ответить.

-Интерес направлен на объект изучения.

-Проявляет любознательность.

2. Самостоятельность:

-Самостоятельно выполняет задания.

-Проявляет устойчивость в достижении цели.

3.Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).

Оценка результатов:

Если ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического, но и теоретического материала, все его действия имеют познавательный характер, выполняет самостоятельно задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить о высоком уровне познавательной активности.

Если ребенок задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности.

Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, если его вопросы не имеют никакого познавательного характера или не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.

В педагогике выделяют следующие уровни познавательной активности:

«Уровни познавательной активности»

Основание для классификации

Подход

по Г.И. Щукиной

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Нулевая активность

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Репродуктивно-подражательная активность.

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.

Воспроизводящая активность.

Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность.

Активность учащегося проявляется лишь в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием.

Поисково-исполнительская деятельность.

Ученик не просто принимает задачу, но сам отыскивает средства её выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

Интерпретирующая активность.

Выявление смысла проникновения в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях

Исполнительная активность.

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения

Творческая активность.

Сама задача может ставиться школьником, и пути её решения избираются новые, нестандартные

Творческая активность.

Не просто проникновение в сущность явлений, а попытка найти для этой цели новый способ

Творческая активность.

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для решения

Большую роль в формировании познавательной активности учащихся имеет учитель, его педагогическое мастерство, личные качества.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объем домашних заданий;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, ситуацию успеха; самоуправления в учебной деятельности;

-использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

- нестандартная форма проведения уроков;

Для формирования познавательной активности учащихся необходима

сильная мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке учитель может с помощью анкеты, диагностической карты изучения педагогического мастерства учителя.

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Цель: Изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Коллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа:

2 - применяю регулярно; 1 - применяю иногда; 0 - не применяю.

Эмоциональные методы мотивации (I):

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуации успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации (II):

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации (III):

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекция,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV):

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 - рецензирование.

Подсчитать количество баллов

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересыучащихся в процессе обучения- главная задача педагога. Она состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихсяразнообразными, творческими , продуктивными.Реализовать данные цели можно применяя различные методики, технологии, приемы, направленные на формирование познавательного интереса учащихся к процессу обучения, конкретно к данному предмету:

-информатизация учебного процесса

-проблемное обучение, коллективные способы обучения.

-проекты, рефераты, творческие работы учащихся,дидактические игры

-участие в конкурсах, олимпиадах, внеклассных мероприятиях.

Побуждать познавательную активность учащихся необходимо на каждом этапе урока:

1. Актуализация знаний.

2. Определение темы урока учащимися.

3. Мотивация на основе рефлексии.

4. Практическое значение изучаемого материала

5. Самостоятельная и творческая деятельность учащихся на каждом этапе урока

6. Рефлексия, оценка деятельности ученика, поощрение.«Сегодня на уроке я работал лучше, чем раньше, … мне было интересно, я много успела».

7.Творческие и посильные домашние задания, задания по выбору.

Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

.







© 2010-2022