- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа факультатива В мире чисел
Рабочая программа факультатива В мире чисел
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наумова Н.С. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласованно: Утверждаю:
Заместитель по УВР директор МКОУ «Венгеловскакя ООШ»
«___»___________2015г. «___» __________2015г.
______/Ж.Б.Жакирова/ ________/Н.С. Наумова
Программа факультатива по математике
«Математика вокруг нас»
для 6 класса
Составитель: Наумова Н.С.
учитель математики первой категории
I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Актуальность.
Очень часто учитель математики среднего звена обучения сталкивается с недостаточной подготовленностью учеников, окончивших начальную школу, поэтому важно на уроках в 6 классе формировать хорошие вычислительные навыки. Но программа по математике в 6 классе предполагает 5 часов в неделю. Необходим факультативный курс, углубляющий и расширяющий знания учеников, развивающий познавательный интерес и формирующий математические способности.
Цель курса: подготовить учащихся 6 класса к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.
Задачи курса:
-
расширение и углубление знаний по предмету;
-
развитие у учащихся логического мышления;
-
формирование пространственного воображения и графической культуры;
-
привитие интереса к изучению предмета;
-
выявление одаренных детей;
-
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В соответствии с требованием программы по математике для 6 класса 80% учащихся должны:
-
Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
-
Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
-
Решать несложные задачи арифметическим и алгебраическим способом.
-
Распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар.
-
При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.
II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
6-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
-
Делимость чисел (6 + 1 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;
уметь: применять признаки делимости при решении задач.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
-
Действия с обыкновенными дробями. (15 + 1 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики - топологией; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.
-
Действия с рациональными числами (9 + 2 часов)
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;
уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Номера уроков
Содержание учебного материала
Количество часов, отводимое на выполнение
Всего
Теория
Практика
I. Делимость чисел - 6 часов
1-2
Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики
2
1
1
3-4
Решение логических задач
2
1
1
5-6
Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления.
2
1
1
7
Контрольная работа
1
II. Действия с обыкновенными дробями - 15 часов
8
История возникновения математических терминов и понятий
1
1
9-12
Обыкновенные дроби
4
1
3
13-18
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
6
1
5
19-20
Олимпиадные задачи различного уровня.
2
1
1
21-22
Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур
2
2
23
Контрольная работа
1
III. Действия с рациональными числами - 9 часов
24-27
Составление заданий на координатной плоскости
4
1
3
28-29
Знакомство с биографиями Ковалевской, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа
2
1
1
30-32
Решение занимательных задач
3
1
2
33
Конкурс "Кто вперёд!"
1
34
Контрольная работа
1
Список литературы для учителя:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 6 класса - М.: «Просвещение», 1989 г.
2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
6.Е.В.Алтухова, «Математика 5-11 классы: Уроки учительского мастерства». Волгоград, Учитель, 2009 г.
7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.