Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК


1. Решите относительно х уравнение: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

РЕШЕНИЕ:

Преобразуем левую часть уравнения, сгруппировав и разложив на множители:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

2. Решите в натуральных числах неравенство: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс>Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

РЕШЕНИЕ:

Найдем сумму арифметической прогрессии из х слагаемых, используя формулу:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс: 2 + 4 + 6 + ….+ 2х = 2·(1 + 2 + 3 + … + х) = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс = х2 + х

Неравенство примет вид: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс>Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс,

т.к. основание 0,3 < 1, имеем Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< 72

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< 0 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< 0.

Откуда получаем, что Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Перечислим натуральные числа, попадающие в указанный интервал: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7.

ОТВЕТ:Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

3. Докажите тождество: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

РЕШЕНИЕ:

Выполним для удобства простейшие преобразования: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс arcsin x = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

а) При х = 0 имеем верное равенство: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс arcsin 0 = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;

б) При Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс 0 <Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и 0 < arcsin x < Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Докажем равенство Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс arcsin x = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс геометрически.

Пусть Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классАВС - прямоугольный и АВ = 1, ВС = х, BD - биссектриса. Тогда по теореме Пифагора АС = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Пусть Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классА = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классВ =Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Очевидно, что 2Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс +Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

По свойству биссектрисы имеем Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

По свойству производных пропорций Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс= Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс= Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

По определению Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классarcsin x = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

И т.к. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс arcsin x = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Что и требовалось доказать.

в) При Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс<Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и -Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< arcsin x < 0

Преобразуем тождество: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Заметим, что Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс< Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс<Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. При Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, если равны косинусы данных углов, то будут равны и углы. Поэтому докажем равенство Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, из которого будет следовать и равенство углов Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Воспользуемся универсальной тригонометрической подстановкой Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс справедливой при данных значениях х, и формулой приведения Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс= sin(arcsin x).

По определению арксинусов и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс имеем: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Что и требовалось доказать.

Итак, тождествоОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс доказано для всех Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс


4. Боковую сторону трапеции с основаниями 15 и 2015 разделили на 1000 равных частей. Через каждую точку деления провели прямые, параллельные основаниям. Найдите длины всех параллельных отрезков, заключенных между боковыми сторонами трапеции.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Дано: A1BCD1 - трапеция, ВС ║ A1D1,

ВС = 15, A1D1 = 2015.

А1А2 = А2А3 = …= А999А1000;

A2D2 ║ A3D3 ║ … ║ A1000D1000

Найти: A2D2, A3D3,…, A1000D1000

РЕШЕНИЕ:

1) Проведем ВЕ1 ║СD1.

ВСD1Е1, ВСD2Е2, ВСD3Е1, …., ВСD1000Е1000 - параллелограммы по определению.

D1Е1= D2Е2= D3Е3 = … = D1000Е1000 =15, А1Е1 = 2000

2)Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классТреугольники А1ВЕ1, А2ВЕ2, А3ВЕ3, …, А1000ВЕ1000- подобны по равным углам.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(см. чертеж)

Аналогично, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(см. чертеж) и т.д.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

(см. чертеж).

Итак, длины 999 искомых отрезков составляют арифметическую прогрессию с первым членом 17 и разностью 2.

ОТВЕТ: 17, 19, 21, …., 2011, 2013.

5. Найти все значения параметра а, при которых система Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

имеет только одно решение в вещественных числах.

РЕШЕНИЕ:

1 способ. Заметим, что если данной система будет удовлетворять пара чисел (в; с), то ей будет удовлетворять и пара чисел (- в; с) в силу ее четности относительно переменной х.

Поэтому данная система может иметь единственное решение вида (0; с) в вещественных числах. Но если х = 0, то из второго уравнения системы у = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Итак, у нас всего два варианта (0; 1) и (0; -1).

а) Найдем, при каких значениях параметра а система имеет решение (0; 1).

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класса = 1

Докажем, что при а = 1 система не имеет других решений, кроме (0; 1).

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Докажем, что первое уравнений системы имеет единственный вещественный корень х = 0.

Поскольку уравнение четно, относительно переменной х, то достаточно доказать,

что уравнение Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классимеет единственный корень х = 0, при Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Заметим, что 2х Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс1, а Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класст.к. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, при Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Т.е. уравнение Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс имеет решение

при Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а, значит, х =0 - единственное решение первой системы данной совокупности, при этом вторая система решений не имеет. Это означает, что система уравнений Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классимеет единственное решение (0;1), т.е. значение параметра

а = 1 удовлетворяет заданному условию.

б) Найдем, при каких значениях параметра а система имеет решение (0; -1).

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класса = 3

Исследуем систему при а = 3 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Заметим, что данная система имеет как минимум 2 решения

(0; -1) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и (1;0) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

т.е. значение параметра а = 3 не удовлетворяет условию задачи.

2 способ. Выразим из второго уравнения у и подставить в первое: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

а) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, получили четное относительно х уравнение. Известно, что это уравнение может иметь нечетное количество нулей, только если один из этих нулей х = 0.

Пусть х = 0, подставим во второе уравнение нашей системы, тогда Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Подставляем найденные у в первое уравнение системы: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.е. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класса = 3 или а = 1. Теперь проверим, будет ли при этих параметрах не просто нечетное количество нулей, а один единственный.

В случае а = 3 получаем Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. При у = 0, из второго уравнения системы получаем Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, подставим в первое уравнение: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.е. 3 = 3. Получили ещё 2 корня, а значит это значение параметра нам не подходит.

Если а = 1 получаем Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Если Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, то Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Если корней не будет при Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, то в силу четности функции их не будет и при Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

При Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс функция Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс монотонно возрастает. Проверим возрастание функции Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классв правой части при помощи производной:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

ВОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс рассматриваемый полуинтервал Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс входит только значение Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Причем видим, что в нём достигается максимум функции. Наибольшее значение равно Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и оно меньше, чем значение левой части в этой же точке (Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс).

А значит, других корней кроме х = 0 нет.

б) Если Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, аналогично рассуждая, находим производную:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс - единственная критическая точка. Т.е. обе функции на Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс возрастают, но у левой функции область значения в этом полуинтервале от 0 до 1, а у правой от 1 до 3, поэтому эти функции не пересекутся.

А значит, других корней кроме х = 0 нет.

ОТВЕТ: а = 1

6. В правильной четырехугольной пирамиде ABCDS точка S - вершина. Через середины ребер AB, AD, CS проведена плоскость. В каком отношении эта плоскость делит объем пирамиды?

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Дано: SABCD - правильная четырехугольная пирамида. G, F, L - середины ребер AD, AB,

CS - соответственно.

РЕШЕНИЕ:

а) Построим сечение.

GFОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классBC= M, GFОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классDC=N, MLОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классSB=Q, NLОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классSD=P. GFQLP - искомое сечение.

б) Найдем SQ:QB. Для этого спроецируем все вершины пирамиды на некоторую координатную прямую ОZ, пересекающую плоскость сечения и с началом координат в этой плоскости.

Тогда координаты проекций точек, лежащих в плоскости сечения, будут равны 0.

ZG = ZF = ZQ = ZL = ZP = 0. Пусть ZA = 1, тогда ZB = ZD = -1. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классZB - ZA = ZC - ZD Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс -2 = ZC +1 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс ZC = -3 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс ZS = 3. Отсюда имеем, SO : OB =SP : PD = 3 : 1.

в) Найдем какую часть составляет объем многогранника SAFQLPG от объема данной пирамиды. Для этого разобьем многогранник на 4 тетраэдра SAGF, SGFQ, SGQP и SPQL.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Сравним объемы этих тетраэдров с объемом пирамиды. Для этого воспользуемся теоремой из школьного курса: объемы тетраэдров с общим трехгранным углом относятся как произведение длин ребер, исходящих из вершины трехгранного угла. (Аналог теоремы об отношении площадей треугольников с общим углом).

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.к. VSADB= Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (площади оснований пирамид относятся как 1 : 2, высота пирамид общая) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классVAGSF = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (площади оснований пирамид относятся как 1 : 8, высота пирамид общая) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(площади оснований пирамид относятся как 1 : 4, высота пирамид общая) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(площади оснований пирамид относятся как 1 : 2, высота пирамид общая) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;

Итак, VSAFQLPG = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс = Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.е. сечение разбивает объем пирамиды в отношении 1 : 1.

Заметим, что при решении данной задачи не использовались линейные размеры пирамиды и ее правильность. Решение не изменится, если в основании будет лежать параллелограмм, а высота пирамиды не будет проектироваться в точку пресечения диагоналей.

ОТВЕТ: 1 : 1

7. Незнайка хочет забраться на крышу своего дома по приставной лестнице. В чулане лежит много лестниц, но у большинства из них не хватает ступенек. По лестницам, у которых отсутствуют две ступеньки подряд, Незнайка забраться не может. Все его лестницы изначально были с N ступенями. У всех лестниц четко определен верх и низ. Причём нет одинаковых лестниц, и все возможные лестницы, имеются в наличии. Какова вероятность, что Незнайка сможет забраться на крышу по случайно выбранной лестнице.

РЕШЕНИЕ:

По классическому определению вероятности: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где

n - общее количество всех возможных лестниц;

m - количество лестниц по которым Незнайка сможет забраться на крышу (те, у которых нет отсутствующих двух подряд ступенек).

Найдем сначала n.

Обозначим за 1 - ступенька есть, 0 - ступенька отсутствует.

Тогда лестницы превращаются в некоторую последовательность из 0 и 1. Изначально на каждой лестнице было по N ступенек, причём каждая ступенька может принимать только два значения: 0 или 1 (есть или отсутствует), даже крайние Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс всех возможных вариантов лестниц будет Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (по правилу произведения).

Получили, что nОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Найдём теперь m.

Сколько может быть таких последовательностей из 0 и 1, чтобы не было двух нулей подряд?

Пусть таких последовательностей Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, тогда Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (0 или 1), Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.к. вариант 00 нам не подходит.

Рассмотрим теперь последовательность длины N:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

11) Если последняя цифра в этой последовательности 1 (т.е. ступенька есть), то перед ней может быть любая последовательность из 0 и 1, удовлетворяющая условию, что нет двух подряд нулей.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

N-1

ТОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классаких вариантов последовательностей будет Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (из Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс убрали последнюю ступеньку).

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

1

02) Если последняя цифра в этой последовательности 0 (т.е. ступенька отсутствует), то перед ней может быть только 1, т.к. не должно быть двух подряд нулей. А перед этой 1 опять может быть любая последовательность из 0 и 1, удовлетворяющая условию, что нет двух подряд нулей.

N-2

Таких вариантов последовательностей будет Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс (из Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классубрали две последних ступеньки).

А всё вместе - это все возможные последовательности длины N. Тогда по правилу суммы:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а это известный ряд чисел Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …), начиная с N + 2. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, т.е. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Тогда искомая вероятность Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Итак, получили, что если N = 1, то Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Для N = 2, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Для Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс,Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Проверим для примера формулу вероятности для N = 3.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Действительно: всего вариантов лестниц будет n = 8 (111, 011, 101, 110, 010, 001, 100, 000), причем подходят Незнайке только 5 из них (последние 3 не подходят, т.к. содержат 00 подряд), т.е. m = 5. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

ОТВЕТ: Если N = 1, то Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Для N = 2, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а для Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс,Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

8. Игральную кость подбросили 12 раз. Что больше - вероятность того, что каждая из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 выпадет ровно 2 раза или вероятность того, что на всех 12 костях будут только четные числа.

РЕШЕНИЕ:

Вычислим сначала вероятность того, что на всех 12 костях будут только четные числа.

При одном бросании кости количество всех возможных исходов n = 6 (выпала 1 или 2, 3, 4, 5, 6). Благоприятными для наступления нашего события будут только 3 исхода: выпала 2, 4 или 6, т.е. m = 3. По классическому определению вероятности находим, что вероятность выпадения четной цифры при одном броске Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. При 12 бросках, т.к. это независимые испытания, вероятность того, что на всех костях будут только четные числа Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Найдём теперь вероятность того, что каждая из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 выпадет ровно по 2 раза.

Количество всех возможных исходов при 12 бросках: n = 612.

При этом благоприятными для нас исходами будут (т.е. каждая из цифр выпадет ровно по 2 раза): m = 6·6·5·5·4·4·3·3·2·2·1·1 = (6!)2, т.к. события независимые, то порядок выпадения цифр не имеет значения.

Тогда по классическому определению вероятности находим, что Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Сравним эти вероятности: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

6! = 6·5·4·3·2·1 = 720 = 36·20 = 62·20

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Сравним числа Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Умножим оба числа на 24Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Получили, что вероятность выпадения на всех 12 костях четных цифр больше (хоть и не намного), чем вероятность того, что каждая из цифр выпадет ровно по 2 раза.

ОТВЕТ: вероятность того, что на всех 12 костях будут только четные числа больше.

9. Имеется неограниченное количество одинаковых кирпичей в форме прямоугольного параллелепипеда. Кирпичи кладутся друг на друга с некоторым сдвигом так, чтобы они не падали. Какой длины «крышу» можно таким образом получить?

РЕШЕНИЕ:

Положим первый кирпич длиной L, на него второй так, чтобы центр тяжести верхнего кирпича попал точно на ребро нижнего, т.е. со сдвигом на Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. У получившейся системы снова ищем центр тяжести, его проекция тоже должна попасть не ребро уже следующего кирпича Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класстретий кирпич ложим со сдвигом Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс относительно второго. И так далее, т.е. по индукции Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс кирпич можно сдвинуть относительно k-го на Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Получаем последовательность Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс Т.е. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Пусть xn - смещение центра масс стопки из n кирпичей относительно центра кирпича, на котором эта стопка лежит, тогда:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;
Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс;
Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; и т.д.

Получили, что смещение самого верхнего кирпича относительно самого нижнего (сумма всех ak) - это частичная сумма гармонического ряда. Известно, что он расходится.

Система Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классдостигает максимума в вершине, где все неравенства превращаются в равенства. А, значит, по лесенке можно забраться бесконечно далеко.

ОТВЕТ: крышу можно сделать как угодно длинной.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

10. В Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс=300, АС = 2, АМ и СN -высоты Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Найти длину MN.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Ошибки: В условии задачи сказано, что АМ и СN -высоты Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, а на предложенном Вами чертеже высоты АN и СМ. В дальнейшем решение задачи выполнено по чертежу. Если же рассматривать решение в соответствие с условием, то Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класси Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс- вырожденные, а не прямоугольные. Рассматривать нужно прямоугольные Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класси Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Далее, в решении сказано, что треугольники подобны по 2 признаку. Но классически подобие по пропорциональности 2-х сторон и общему углу, считается 1 признаком подобия. Поэтому при доказательстве подобия лучше указывать не номер признака, а равные углы или (и) пропорциональность сторон. В остальном решение, приведенное для чертежа, верно и для случая, если один из углов А или С - тупой или прямой.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Обычно, ошибки допускаются, в решении обратной к данной задаче, когда даны длины АС и MN, а найти надо Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, который может оказаться тупым.

Ученики приходят к выводу:Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, вместо правильного Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Тем самым теряя второе значение Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

11. Решить уравнение: (х2 +2х-5)2 + 2(х2 +2х-5) - 5 = х

1 способ. Группировка. Учит искусственным приемам группировки, введению новой переменной, упрощающей преобразования, развивает интуицию, аккуратность и упорство в преобразованиях. Место применения: факультативные занятия в 8 классе.

(х2 +2х+1-6)2 + 2(х2 +2х+1-6) - 4 = х+1Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс((х+1)2-6)2 + 2((х+1)2-6) - 4 = х+1.

Пусть х + 1 = у. Уравнение примет вид: (у2 - 6)2 + 2(у2 - 6) - 4 = у

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классу4 - 12у2 + 36 + 2у2 - 12 - 4 = у Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классу4 - 10у2 - у + 20 = 0Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

у4 + у3 - 4у2 - у3 - у2 + 4у- 5у2 - 5у + 20 = 0Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классу2(у2 + у - 4) - у(у2 + у - 4) -5(у2 + у - 4) = 0 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

(у2 + у - 4)( у2 -у - 5) = 0Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

2 способ. Изменение роли переменной и числа. Место применения: факультативные занятия в 8 классе. Учит решать уравнения высших степеней, сведением к квадратным. Полезно, когда не находится нужное разложение на множители. Также полезно для развития навыков выделения полного квадрата.

(х2 + 2х - 5)2 + 2(х2 + 2х - 5) - 5 = хОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(х2 + 2х - 5)2 + 2(х2 + 2х - 5) +1 - 6 = хОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

(х2 + 2х - 5 + 1)2 = х + 1 + 5Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс((х + 1)2 - 5) = (х + 1) + 5.

Пусть х + 1 = у. Уравнение примет вид: (у2 - 5)2 = у + 5. Пусть а = 5.

Уравнение примет вид: у4 - 10у2 + а2 = у + а. Это уравнение квадратное относительно а.

а2 - (2у2 + 1)а + у4 - у = 0; D = (2у2 + 1)2 - 4(у4 - у) = 4у4 + 4у2 + 1 - 4у4 + 4у = (2у + 1)2;

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс; Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

12. Разобьем задачу на 2 этапа: доказательство и вычисления .

1 способ

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Дано: АВСА1В1С1 -правильная треугольная призма. L, K -середины ребер АВ и А1С1 соответственно.

О- точка пересечения диагоналей грани ВВ1С1С.

Доказать: пл-ть(LKO)Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класспл-ти (ВВ1С1С)

Доказательство: MN ║РL║KQ║AA1.

Пл-ть (LPKQ)Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класспл-ть (AA1MN) = DR║MN.

S - середина DR(из равенства треугольников DSK и LRS. SОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класспл-ти (LKO), т.к. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классотрезку LK.

OSОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классАА1 в точке U - середине АА1.

Отрезок UO лежит в плоскости сечения и является перпендикуляром к плоскости (ВВ1С1С) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. UO║ANОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классBC и ВВ1Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс AN║ UO. Плоскость сечения (LKO)проходит через UO, являющимся перпендикуляром к плоскости (ВВ1С1С). Следовательно, по признаку перпендикулярности плоскостей плоскости (LKO) и (ВВ1С1С) перпендикулярны, что и требовалось доказать.

Данный способ доказательства применяется при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости и перпендикулярности плоскостей и связи между параллельностью и перпендикулярностью в 10 классе. Заметим, что построение сечения не требуется, достаточно доказать принадлежность перпендикуляра одной из плоскостей.

Вычисление:

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Поскольку доказано, что секущая плоскость проходит через UO║ANОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс UO║ пл-ти (АВС) по признаку параллельности прямой и плоскости. Т.к. секущая плоскость проходит через прямую, параллельную основаниям призмы, то она пересекает основания по прямым LH и KG параллельным UO. Следовательно, GHОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класссекущей плоскости. LHОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класспл-ти ВВ1С1С. LH- линия пересечения секущей плоскости и плоскости основания.

Следовательно Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс - линейный угол между секущей плоскостью и плоскостью основания. Очевидно, что ВН = 0,5 ВN= 0,25 ВС = С1G.

Угол найдем из следующей планиметрической задачи.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где h - длина бокового ребра, а - длина ребра основания.

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где h - длина бокового ребра,

а - длина ребра основания.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Данный способ применяется при отработке теорем, связанных с параллельностью в пространстве, а также полезен при повторении планиметрии. Само сечение при этом не строится, а строятся только следы секущей плоскости.

2 способ

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Доказательство: Построим сечение, используя уже доказанный факт принадлежности точки U -середины ребра АА1 данному сечению. UKОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классCC1=S1, ULОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс CC1=S2, S1S2 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классB1C1=G,

S1S2 Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классBC=H. LUKGH - искомое сечение.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс как прямоугольные, с равными катетами AL=LB=A1K=KC1 и равными острыми углами.

Отсюда следует ВS2=C1S1 = 0,5АА1 и соответственно равенство треугольников BHS2 и S1C1G -прямоугольных по катету и острому углу.

Далее, Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классGS1C1 подобен Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классHS1C с коэффициентом подобия Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Тогда GC1=BH=x, HC =3x, МС1=2х. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классC1KS подобен Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классС1А1М . Тогда KG║А1МОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс пл-ти (ВВ1С1С). Док-во приведено в 1 способе. Пл-ть ( LUKGH) проходит через KGОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс пл-ти (ВВ1С1С). По признаку перпендикулярности плоскостей пл-ть ( LUKGH) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс пл-ти (ВВ1С1С), что и требовалось доказать.

Данный способ доказательства применяется при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости и перпендикулярности плоскостей и связи между параллельностью и перпендикулярностью в 10 классе. Разница с 1 способом в том, что построено сечение.

Вычисление: LH - линия пересечения секущей плоскости и плоскости основания.

KG║LH Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс пл-ти (ВВ1С1С). Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классS1HC - линейный угол угла между плоскостями по определению. Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Откуда угол между плоскостью основания и секущей плоскостью равен арктангенсу отношения удвоенной длины бокового ребра к длине ребра основания.

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где h - длина бокового ребра, а - длина ребра основания.

Этот способ применяется при изучении темы Построение и вычисление угла между плоскостями в 10 классе.

3 способ

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Пусть АА1 : АВ = h . Поместим призму в декартову систему координат так, чтобы плоскость основания совпала с плоскостью ХОУ, начало координат с точкой N. Тогда координаты точек, через которые проходит сечение, будут иметь координаты, указанные на чертеже.

Нормальный вектор пл-ти (ВВ1С1С) будет иметь координаты Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(0; 1; 0).

Найдем координаты нормального вектора

пл -ти (LOK).

Для этого составим уравнение этой плоскости:

ах + ву + сz + d =0.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класссложим 2 и 3 уравнения и подставим с из 1 уравнения

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс

Итак, нормальный вектор пл -ти (LOK) Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Найдем скалярное произведение векторов Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(0; 1; 0) и Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Откуда следует, чтоОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс. Из перпендикулярности нормальных векторов следует перпендикулярность плоскостей, что и требовалось доказать.

Вычисление:

Угол между секущей плоскостью и плоскостью основания с нормальным вектором Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс(0; 0; 1) вычислим с помощь скалярного произведения.

Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс=Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс= Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс=Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классОлимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 классугол между секущей плоскостью и плоскостью основания равен Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где h - отношение высоты призмы к длине ребра основания.

Данный метод, как универсальный, рассматривается при изучении темы Декартовы координаты в пространстве в 11 классе. В базовом курсе математики уравнение плоскости не вводится. Поэтому данный метод рассматривается в рамках факультативных занятий. В классах математического профиля данный метод рассматривается в 11 классе. Полезно знакомить с этим методом на курсах подготовки к ЕГЭ.

ОТВЕТ: Олимпиадные задачи по математике с решениями 9-11 класс, где h - отношение высоты призмы к длине ребра основания.

Решение конкурсных задач МФ УдГУ для учителей математики, участник antropo4ka.

© 2010-2022