- Преподавателю
- Математика
- Урок геометрии в 8 классе по теме Четырехугольники
Урок геометрии в 8 классе по теме Четырехугольники
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Айбатова Р.Я. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока геометрии в 8-м классе.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольники»
Цели урока:
-
повторение понятия четырехугольника, его видов, свойств;
-
развитие мыслительной деятельности при практической работе, развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; развитие математической речи, умения систематизировать и обобщать знания;
-
воспитание самостоятельности, активности.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-
Мотивация урока.
Мы изучили материал главы «Четырёхугольники», работая с каждым видом отдельно. В ходе работы научились применять полученные знания на практике. Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал по семейству четырехугольников в устной работе и в процессе решения упражнений. В ходе выполнения самостоятельной работы и проверочного тестирования выявим уровень овладения знаниями, умениями, навыками и устраним пробелы.
Девиз сегодняшнего урока «Дорогу осилит идущий, геометрию - думающий»
-
Актуализация опорных знаний.
Итак, мы видим геометрические фигуры. Давайте назовем их. Кто лишний в семье? Почему?
Прямоугольник. Ромб. Треугольник. Параллелограмм. Трапеция. (Треугольник)
Каким общим названием можно объединить оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)
Мы уже изучали эти геометрические фигуры, их свойства и признаки.
Отец семейства - четырехугольник, противоположные
стороны которого попарно параллельны. (параллелограмм)
Параллелограмм применяется в физике при изучении сил, в жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ.
Старший сын - параллелограмм, у которого углы прямые.
(прямоугольник)
Применение
Прямоугольник несёт красоту, чёткость, стройность. Оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность стола - все это прямоугольники.
Попробуйте построить дом или сделать раму для картины, не зная свойств прямоугольника.
Средний из семьи - параллелограмм, все стороны которого равны (ромб) Применение
-
Любят рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщицы.
-
Плиточники укладывают плитки
в виде ромба,- из них получаются красивые узоры.
-
Реечный домкрат для легковых автомобилей также имеет форму ромба.
Узнайте имя младшего сына - имеет 3 псевдонима:
-
- параллелограмм.
-
- прямоугольник.
-
- ромб.
Обладает всеми их свойствами... (квадрат) Применение
В основании мраморных колонн лежит квадрат. Ваши товарищи, играя в шахматы, фигуры по квадратам передвигают.
А ребятишки как любят! Тетрадки у них разрисованы голубыми квадратиками.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке.
В сельском хозяйстве применяют квадратно- гнездовой способ посадки и т.д
Близкая родственница - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны (трапеция).
4. Решение задач
Работаем в рабочих тетрадях. Решаем задачи №9, № 22, №24.
№9
В параллелограмме АВСD диагональ АС, равная 24 см, образует со стороной АD угол в 30°, О-точка пересечения диагоналей АС и ВD, ОЕ перпендикулярно АD. Найдите длину отрезка ОЕ.
Решение.
Диагонали параллелограмма точкой пересечения _______________________,
поэтому АО = ____ = ____ см. Треугольник АОЕ-прямоугольный с
гипотенузой ____ и острым углом А, равным _____. Поэтому катет ОЕ,
лежащий, против угла в ____, равен ____, т. е. ОЕ = ____см= ___ см.
О т в е т. ____ см.
№22.
В прямоугольнике АВСD сторона АВ равна 12 см, а диагональ ВD образует со стороной АВ угол в 60°. Найдите диагональ АС.
Решение.
В прямоугольном треугольнике в ABD угол А = 90°, угол В = 60°, поэтому угол D= ____0, и по свойству катета, лежащего ____________,
имеем: ВD= 2 •___=_____см.
Так как в прямоугольнике диагонали ________ , то АС = ____=____см.
Ответ. АС =____см.
№24
5. Теоретическая самостоятельная работа (сначала раздать,
затем проверка на интерактивной доске)
Заполнить таблицу, отметив знаки + (да), - (нет).
параллелограмм
прямоугольник
ромб
квадрат
1 .Противолежащие стороны параллельны и равны.
+
+
+
+
2. Все стороны равны.
-
-
+
+
3.
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.
+
+
+
+
4. Все углы прямые.
-
+
-
+
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
+
+
+
+
6. Диагонали равны.
-
+
-
+
7. Диагонали взаимно
перпендикулярны и являются биссектрисами углов.
-
-
+
+
6. Геометрическая пауза.
История происхождения геометрических терминов. (Сообщение ученика)
7. Проверочный тест. (Раздать, собрать на проверку)
1 вариант
2 вариант
1. Любой прямоугольник является:
а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
1. Любой ромб является:
а) квадратом;
б) прямоугольником;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
2. Если в четырехугольнике диагонали
перпендикулярны, то этот четырехугольник-
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм:
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
Ромб - это четырехугольник, в котором...
а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.
Прямоугольник - это четырехугольник, в котором:
а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;
б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами углов;
в) два угла прямые и две стороны равны;
г) нет правильного ответа.
8. Кроссворд. (Раздать листочки, дать время на решение, проверка на интерактивной доске)
По горизонтали:
-
Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
-
Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны.
-
Параллелограмм, у которого все углы прямые
-
Точки, из которых выходят стороны четырехугольника
По вертикали:
1. Сумма длин всех сторон.
-
Отрезок, соединяющий противолежащие вершины.
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны.
-
Параллелограмм, у которого все стороны равны.
-
Отрезок, соединяющий соседние вершины.
5Д
6К
И
В
А
А
7Р
Г
Д
О
1П
А
Р
А
Л
Л
Е
Л
О
Г
Р
А
М
М
Е
Н
А
Б
2Т
Р
А
П
Е
Ц
И
Я
А
Т
И
Л
М
Ь
Е
8С
Т
Т
3П
Р
Я
М
О
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
К
Р
О
4В
Е
Р
Ш
И
Н
А
А
Подведение итогов урока.
Мы побывали в семействе четырёхугольников и узнали, что:
-
Противолежащие стороны равны у ромба, квадрата, параллелограмма, прямоугольника.
-
Противолежащие углы равны у квадрата, параллелограмма, прямоугольника, ромба.
-
Диагонали равны у прямоугольника и квадрата.
-
Диагонали взаимно перпендикулярны у ромба и квадрата.
-
Диагонали являются биссектрисами углов у ромба, квадрата.
-
Диагонали равны и являются биссектрисами у квадрата.
Выставление оценок.
10. Домашнее задание. (Раздать)
Задача 1.
Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, угол АВО = 36°. Найдите угол АОВ.
Задача 2.
Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
Задача 3.
Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4.
В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5.
Найдите периметр ромба АВСD, если угол В равен 120°, а ВО=8 см.
Любые две задачи на «3»
Любые три задачи на «4»
Любые четыре или все пять задач на «5»