- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока математики на тему Координатная плоскость
Разработка урока математики на тему Координатная плоскость
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Велавичене А.Е. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс: | 6 Дата: 13.02.15.г. | ||
Тема: | Координатная плоскость | ||
Ключевая идея: | Показать роль системы координат в жизни человека. | ||
Цели и Задачи: | Формирование знаний учащихся о прямоугольной декартовой системе координат. Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: "координатная плоскость", "система координат", "прямоугольная система координат", их использование в практических целях и в жизни человека, научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости. Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания, самоопределения и самореализации. Воспитывать уважение к мнению других.
| ||
Ожидаемый результат: | Учащиеся научатся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости. | ||
Оборудование (ресурсы): | Учебник, тетрадь, карточки (приложение1, приложение 2), сигнальные карты светофор (зеленая, желтая, красная карточки), проектор, презентация. | ||
Задания: | 1 | Взять фигуру и занять соответствующий стол. | |
2 | Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников. | ||
3 | Работа в тетрадях | ||
4 | Работа с карточками «Зоопарк». Приложение 1 |
Этапы урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма работы
Применяемые модули
Вызов
Организационный момент:
-
приветствие;
-
готовность учащихся к уроку;
-
рапорт дежурных;
-
санитарное состояние класса.
Контролирование процесса деления учащихся на группы.
Создание коллаборативной среды.
Актуализация знаний.
-
Фронтальный опрос учащихся по домашнему заданию. №1022(2)
-
Посмотрите на чертеж и ответьте на следующие вопросы:
- Какие прямые пересекаются?
- Какие прямые параллельны?
- Какие прямые перпендикулярны?
Сообщение темы, целей и задач урока.
Деление на группы: выполнение задания №1.
Ответы учащихся. Самооценивание.
Фронтальные ответы учащихся.
ab, f c, c b
a II m, a _ b.
Фронтальная
Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ,
ОдО и ОО.
Осмысление
Изучение нового материала.
Беседа учителя.
В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: "Оставьте свои координаты".
- Что означает это выражение?
- А зачем надо знать чьи-то координаты?
- Что может послужить координатами?
- Действительно, суть координат или, как обычно говорят, системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Давайте рассмотрим примеры, где окружают нас системы координат:
- Что надо знать, чтобы правильно занять своё место в зрительном зале?
- Что надо знать, чтобы занять в данном поезде своё место?
- Как определить положение географического объекта на карте или на глобусе?
- Как на игровом поле в игре "Морской бой" мы определяли положение корабля? Определите положение этого корабля.
- А как определить положение фигуры на шахматном поле? (прил.2, слайд )
С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположение объектов. При астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Постановка задания №2.
Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.
Итак, вы рассмотрели примеры различных систем координат, и теперь сделайте вывод: сколько координат надо знать, чтобы определить местоположение того или иного объекта?
Сегодня на уроке мы должны научиться определять координаты точек, изображенных на плоскости и строить точки по заданным координатам.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова тема нашего урока? (после озвучивания детьми темы урока)
Мы с вами уже умеем находить по координате положение точки на координатной прямой. А как узнать положение точки на плоскости?
- Здесь нам необходима координатная плоскость. Как же её задать?
- Надо построить две взаимно перпендикулярные координатные прямые
-Точка пересечения прямых - начало отсчёта или начало координат. Две взаимно перпендикулярные прямые с общим началом координат и единичными отрезками образуют систему координат. Координатные прямые - это оси координат; горизонтальная ось ОХ - ось абсцисс, вертикальная ось ОУ - ось ординат.
- Какое направление (положительное или отрицательное) указывают стрелки осей?
- Такую систему называют ещё прямоугольной системой координат.
Автором координатной плоскости является французский философ, естествоиспытатель, математик Рене Декарт (1596-1650). Именно он дал описание применения координат в своей книге "Геометрия". Поэтому координатную плоскость ещё называют декартовой системой координат.
- На сколько частей делят плоскость две взаимно перпендикулярные прямые?
- Как, на ваш взгляд, целесообразно назвать одну часть?
- Первая четверть- четверть, для которой указаны положительные направления обеих осей. Порядок четвертей идёт против часовой стрелки.
- Сколько чисел на координатной плоскости соответствует каждой точке?
- Каждой точке на плоскости соответствует пара чисел : абсцисса (х) и ордината (у).
- И, наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует одна точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй - у.
Закрепление нового материала.
Постановка задания №3.
- А теперь попробуем сами строить в координатной плоскости точки с заданными координатами.
- Глядя на рисунок, подумайте и скажите, как определить координаты точки.
- Давайте сначала посмотрим, как были определены координаты точки А.
- Запишите координаты точки.
- Возьмите карточки с заданиями выполните их самостоятельно.
- Что можно сказать о координатах точек, лежащих на оси абсцисс? Ординат?
Контролирование процесса его выполнения.
- Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию в «Зоопарк»
Постановка задания №4
Какие животные живут в нашем зоопарке? Изобразите их на координатной плоскости и раскрасьте.
Фронтальные ответы учащихся.
- Месторасположение, местонахождение.
- Чтобы человека было легко найти.
- Номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail
- Ряд и место в ряду
- Вагон и место в вагоне
- Определить широту и долготу
- Двумя координатами - буквой и цифрой
- Двумя координатами - буквой и цифрой
Учащиеся каждой группы предлагают вариант системы координат, обосновывая свое предложение.
- Две
Учащиеся открывают тетради и начинают оформление классной работы.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов, из которых выбираются верные.
Делают записи и чертеж в тетрадь.
Один ученик у доски.
Индивидуальное выполнение задания №3 с использованием светофора.
Обсуждение результатов задания №3в группе.
Проверка правильности выполнения у доски.
Выполнение задания №4 в группе. Представление нарисованного животного. Проверка задания группой по образцу на слайде.
Фронтальная,
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ, обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение талантливых и одаренных учеников
Рефлексия
Обобщение изученного материала.
-
С каким понятием мы познакомились на уроке?
-
Как по-другому можно назвать координатную плоскость?
-
Как называются прямые, образующие систему координат?
-
Каково их взаимное расположение?
-
Как называют точку их пересечения?
-
Чем задаётся положение точки на плоскости?
-
Как называют первое число? Второе число?
-
У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю?
-
У каких точек равна нулю ордината?
-
Какая точка имеет координаты (0;0) ?
-
Какой знак (+ или -) имеет абсцисса точки, расположенной в 1 координатной четверти? А ордината?
Определите знаки координат точки, расположенной во второй четверти, в третьей, в четвертой.
Инструктаж по домашнему заданию.
-
§6.4, №1193
-
Творческое задание. Нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и "зашифровать" его с помощью координат точек.
Рефлексия.
А теперь я предлагаю вам сделать свой выбор. Отметьте точку в той четверти, где считаете нужным. Но при этом вы должны учитывать, что абсцисса точки характеризует ваши открытия: "+" - узнали много нового на уроке, тема важна и вы говорите спасибо Декарту; "-" - было скучно и неинтересно. Ордината точки характеризует степень усвоения: "+" - всё поняли; "-" - не понятно или частично не понятно. Выбор за вами!
Итог урока. Объявляются оценки за урок.
Фронтальные ответы учащихся.
- Координатная плоскость.
- Система координат, прямоугольная система координат, декартова система координат.
- Ось абсцисс - ОХ, ось ординат - ОУ.
- Перпендикулярны.
- Началом координат
- Абсциссой, ординатой.
- Лежащих на оси ОУ.
- Лежащих на оси ОХ.
- Точка О
- (+; +)
- (-; +), (-; -), (+; -)
Просмотр домашнего задания в учебнике.
Учащиеся выходят к доске и отмечают точки(магниты) на заранее приготовленном чертеже
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ, обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, ОдО и ОО.
Приложение 1.1
Поход в зоопарк
В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.
(3;0), (1;2), (-1;2), (3;5), (1;7), (-3;6), (-5;7),
(-3;4), (-6;3), (-3;3), (-5;2), (-5;-2), (-2;-3),
(-4;-4), (1;-4), (3;-3), (6;1), (3;0), глаз (-1;5).
Приложение 1.2
Поход в зоопарк
В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.
(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1),
(-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4),
(3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4),
(-4;2), глаз (5;0).
Приложение 1.3
Поход в зоопарк
В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.
(1;6), (0;7), (-1;7), (-2;6), (-2;5), (-3;4), (-3;3),
(-1;4), (-1;3), (-5;-1), (-5;-4), (3;-4,), (5;-1),
(5;3), (3;1), (3;2), (1;0), (1;1), (-1;-1), (-3;-1),
(1;3), глаз (-1;5)
Приложение 1.4
Поход в зоопарк
В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.
(8;-1), (6;1), (6;3), (5;2), (5;4), (4;3), (4;5),
(3;4), (2;6), (1;4), (0;6), (-1;4), (-2;6), (-3;4),
(-4;5), (-4;3), (-5;4), (-5;2), (-6;2), (-3;-3),
(-1;-3), (-2;-2), (2;-2), (3;-3), (5-3), (4;-2),
глаз (5;0).