Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков

Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков.     До курсов повышения квалификации по программе третьего (базового) уровня, я проводила свои уроки в традиционной форме обучения. Своим ученикам  я сама объясняла тему, цель, готовые примеры, практически не давала времени на обдумывание, но самое главное я не давала возможности развивать им навыки «саморегулирования» и «самообразования». Теперь я понимаю, что это было моей большой ошибкой.  Так как, «развитие навыков саморегулир...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кобжанова Ботагоз Орсаковна Портфолио учителя Отчет С

Группа № 3 3- го уровня

Город Астана 6.11.2014 год

Рефлексивный отчет

по проведенной серии последовательных уроков.


До курсов повышения квалификации по программе третьего (базового) уровня, я проводила свои уроки в традиционной форме обучения. Своим ученикам я сама объясняла тему, цель, готовые примеры, практически не давала времени на обдумывание, но самое главное я не давала возможности развивать им навыки «саморегулирования» и «самообразования». Теперь я понимаю, что это было моей большой ошибкой. Так как, «развитие навыков саморегулирования является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками» (Руководство для учителя, с.149).

На первом этапе «Лицом к лицу», я ознакомилась с научными (теоретическими) материалами, которые являются основными аспектами современной педагогики. Все это необходимо для обеспечения теоретической основы, на которую я могу полагаться при рассмотрении стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в данную Программу.

Изучив теорию я открыла для себя то, как нужно направить учащихся на понятие и принятие ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно. Идеи модуля «Обучения тому, как обучаться» направлены на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение. Это нужно для того, чтобы мои ученики могли формулировать цели уроков; целей перед собой; отвечали за свое обучение; отслеживали, как они обучаются; какие результаты имеют, по предмету и какие они могу иметь; самостоятельно добывать знания; уметь применять их на практике и в жизни. Я училась и учусь постигать принципы обучения, определять способности, отслеживать, оценивать, контролировать учащихся и как они мыслят и обучаются. Это и определяло направление дальнейшей совместной работы, стимулировало учащихся к поиску дальнейшей информации, выявлению главного в изученной теме и формированию умения излагать изученный материал. Я применила в обучении своих учащихся:

- «математические исследования» различных функций;

- создание проблемной ситуации, которое позволило им научиться самостоятельно, без комплексов высказывать свое мнение;

- научить анализировать и делать выводы;

- развивать грамотную речь, что и способствовало развитию критического мышления учащихся.

Свою практику я начала с того, что решила изменить расположение парт в классе. Хотя данную расстановку я уже применяла, считается, что «новое это хорошо забытое старое». Этот момент учащиеся восприняли положительно, при этом говорили: «Как хорошо, будем сидеть друг перед другом!», «Мы вместе будем видеть», но были и учащиеся, которым это не совсем приносит удовлетворения. В основном это учащиеся, имеющие низку самооценку, которые стеснительны: «Не хочу так сидеть!», «Зачем это!?»…. Данное действие не означало для меня рассадить их так, как они хотели. При проведении уроков и конечно в дальнейшем я буду менять расположение парт в классе, это необходимо мне для того, чтобы учащиеся, работая в различных группах, учились друг у друга; передавали свои уже имеющиеся знания другим, пополняли свой потенциал, кругозор.

Но конечно расстановка парт это не самое главное, а самое главное это эмоциональный настрой перед уроком. При работе с детьми необходимо знать и регулярно обращать внимание на психологическое состояние учащихся по иерархии потребностей А. Маслоу (возможно в семье какие-нибудь проблемы, возникшие на этот момент). Даже небольшие стрессы могут отразиться на учебе учащегося. Это факт имел место в моей практике, когда ученик Никита пришел без настроения, был пассивен. В таких ситуациях я должена быть достаточно тактична, чтобы не нанести еще большую психологическую травму.

Стиль обучения и убеждения учителя оказывают большое значение на учебный процесс. Конечно, я очень восприимчива к новым идеям. Прежде чем менять свой стиль работы, менять мышление учащихся, необходимо поменяться мне самой. Таким образом, самым необходимым должно - быть: в - первых должен быть контакт с учащимися; во - вторых уметь определить его перспективы, возможности на дальнейшее будущее. Конечно, при этом нужно быть восприимчивым к личности ученика.

На начальном этапе я должна создать оптимальные условия для дальнейшего обучения, то есть эмоционально настроить учащихся на урок; проводя «Активити» в начале урока, а также физминутки в течение урока для снятия напряжения. На первом уроке учащиеся не совсем правильно реагировали на эти упражнения, в последствии, они с интересом ждали таких моментов, я предложила самим учащимся готовить и проводить «Активити». Для себя я определила, что в начале урока и во время урока необходимы упражнения для снятия напряжения и создания более комфортной среды для учащихся. Я очень довольна тем, что я смогла привлечь на этом этапе учащихся в учебный процесс.

Цели урока учащиеся определяли самостоятельно, при этом выдвинутые предложения они соотносили к себе, отвечая на вопросы, на пример: «Для чего необходима изучение темы «График функции у=ах2»?; «Как можно использовать графики функции?»; «Для какой профессии необходимы графики? Зачем? Почему?» Конечно, на первых уроках не все правильно воспринимали вопросы при этом ответы были зачастую и смешными. Формулирование целей урока также позволяет развивать культуру математической речи. Я принимала любой ответ, при этом выдерживала паузу, хотя практически я этого не делала, с связи с нехваткой времени. Теперь давала учащимся возможность высказаться, аргументировать, отстоять свои предложения и даже вступать в дискуссии. Это позволило мне быть достаточно внимательной, более сдержанной. Принимая ответы учащихся, я старалась тактично корректировать и направлять ответы в нужном направлении.

90 % информации сохраняется, если учащийся может передать свои знания другим. Для этого я использую групповую и парную работу. Поэтому на каждом уроке было деление на группы, различными способами, для того, чтобы учащиеся в какой - то мере осознавали и понимали важность, ответственность за свое обучение, чтобы они могли продолжать обучение самостоятельно. На начальном этапе не все конечно получается, но тем не менее я сумела правильно организовывать деление на группы, при этом учащиеся уже довольно быстро и с интересом выполняют деление на группы, пары и сейчас нет удивления, огорчения, пассивности.

В процессе таких работ учащиеся учатся правильному общению; умению слушать и слышать; быть сдержанными и терпеливыми к другим. Когда учащиеся выполняют различные виды работ сообща, то большая часть информации, практические навыки запоминаются надолго. При работах в группе, были учащиеся, которые брали инициативу в свои руки, распределяли обязанности в группе, четко проводили инструктаж - этих учащихся можно было назвать «лидерами».

Я довольна тем, что учащиеся стали лучше по отношению к себе, к своим одноклассникам; перестали реагировать на ответы и действия некоторых учащихся не совсем адекватно. В связи с этим у меня поменялось мнение о некоторых учащихся, если поменялось мое мнение, то значит поменялась и я сама.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При проведении этапов урока, я поводила рефлексию, которая помогала не только мне для определения степени усвоения учащимися изучаемого материала, но помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Первая моя цель на первом уроке серии последовательных уроков, определить уровень знаний, умений и понимания учащихся. Для этого я использовала стратегию «Дерево знаний», по которой учащиеся определили, на каком уровне они находятся; по каким моментам пройденного материала у них возникли вопросы; где необходима помощь для устранения пробелов в знаниях. Учащиеся, используя «стикеры», в виде листочка, приклеили их на «Дерево знаний» определили свою степень понимания и умения по данной теме. Проведя эту работу, я для себя определила и построила дальнейший урок с учетом каждого учащегося, хотя на тот момент я изучила характеристику класса - и на кого необходимо обратить внимание в течение урока. Я заметила, что некоторые учащиеся имеют низкую самооценку своих знаний и наоборот есть учащиеся, имеющиеся завышенную самооценку. Конечно используя на первом уроке «Дерево знаний», учащимся это было в «диковинку» и не совсем было понятно, но выслушав инструкции, учащиеся достаточно уверенно определи место на дереве. По окончанию урока я вернулась к «Дереву знаний», что бы определить по окончанию урока степень усвоения, понимания учащихся. На последующих уроках это помогало мне для возможного изменения сценария урока; для изменения видов работ; соответствия работ для учащихся по уровню знания и понимания. В дальнейшем, я, конечно, буду использовать такого вида рефлексию в различных интерпретациях: «Гора знаний и умений», «Подводное царство» и так далее. Различные виды рефлексии, применяемые на своих уроках помогли мне для вовлечении всех учащихся в учебный процесс, для коррекции знаний; для привлечения более сильных учащихся для оказании помощи своим одноклассникам. Я считаю, что знания, переданные от ученика к ученику достаточно эффективны.

Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Поставленные учениками целей в начале каждого урока предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Для повышения стимула и мотивации учащихся необходимо поощрять учащихся, не только выставлением отметок, но и словами. Даже для учащегося, имеющего низкую самооценку, похвала является достаточным стимулом для дальнейшего роста. При проведении уроков я использовала «Оценочные листы», где учащиеся выставляли себе оценку за определенный вид работы; за работу в группе; выставляли себе отметку, за определенный вид работы, а также выставляли отметку за весь урок. Конечно, по началу, этот момент не удался, учащиеся не совсем понимали «итоговая отметка». Так, например, Саша в разделе «итоговая отметка» - поставил «20», Вера - «14», суммировав отметки всех этапов. Но после пояснения, была выставлена нужная отметка. В таких листах по - мимо выставления отметок, я включала и вопросы: «Было ли давление, со стороны в группе?», «Доволен ли ты своей работе в группе?» и так далее. В дальнейшей своей работе я буду продолжать использовать «Оценочные листы» в соответствии с темой и заданиями, при этом в них я планирую задавать вопросы, такие как на пример: «Комфортно ли ты себя чувствуешь на уроке?», «Как тебе лучше работать: индивидуально, в паре или группе?» и так далее. При исследовании «оценочных листов» я, определяю «какова была образовательная среда на уроке?», «Всем ли было комфортно?», «Какова степень знания, понимания?» и так далее. Конечно при использовании такого приема, я информирую учащихся, о том, что я буду проводить коррекцию, то есть: «Выставленная вами отметка подвергнется коррекции, в течение урока я наблюдала за работой каждого из вас и делала для себя соответствующие пометки». На последующих уроках используя, «Оценочные листы», «Лист самооценки», «Лист наблюдений» и другие, учащиеся стали более объективными и самокритичными. Я поменяла свое отношение к оцениванию знания и понимания учащимися, критериям оценивания учебной познавательной деятельности учащихся. Новым для меня стало формативное и суммативное оценивание.

Учёба может стать увлекательным занятием, если она носит не только научный, но и поисковый и исследовательский характер. На своих уроках я проводила «Математические исследования», цель этих заданий заключалась в том, что «используя свои ранее полученные знания и использования учебного материала, построить график заданной функции и определить свойства, ответив на поставленные вопросы». На последующих уроках, учащиеся формировали свои новые учебные знания путем аналогии. Эти исследования показали навыки работы с учебным материалом, проводить аналогию, определять сходства, различия между исследованными функциями. Конечно, для меня, самым проблемным вопросом является - нехватка времени, но теперь проведя некоторые исследования, буду подбирать задания, так, чтобы учащимся было достаточно времени на их выполнение. Есть учащиеся, которые при малейшей ошибке в решении, ответе могут обижаться, плакать или просто отстраниться от деятельности, в таких случаях я использую приемы «Акмеологии»: «Эмоциональные поглаживания», или же, например: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения» и другие. Данные моменты достаточно хорошо оказывают влияние на психику учащихся.

Огромную роль в этом мне оказали теоретический материал, прослушанный на сессиях.

Самым важным я считаю, в наше время, учить детей самостоятельно добывать знания и затем уметь эффективно их использовать, передавать. Учебный материал усваивается гораздо лучше, если он основывается на том, что уже знают, понимают и умеют учащиеся. Конечно, важным также считается и «голос ученика» - так как учащиеся, являются полноправными участниками образовательного процесса. Теперь учебный процесс я буду строить с учетом мнения учащихся, для того чтобы они:

- осознали, что их уважают;

- убедились, что к их мнению прослушиваются;

- почувствовали обретение контроля над собственным обучением;

- укрепили уверенность в том, как улучшить обучение;

- сформировали положительное отношение к обучению в школе.

Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения, способствует развитию в учениках саморегуляции. (Руководство для учителя, с. 152).

По теории Шульмана (Руководство для учителя, с.112): «Главными помощниками компетентного учителя это: «голова» - профессиональное понимание; «рука» - практические навыки преподавания; «сердце» - профессионально - нравственная ценность» - это стало девизом моей дальнейшей деятельности.

Обучение на курсах дало мне больше уверенности в себе, позволило избавиться от некоторых комплексов. Я ощутила «прилив сил». Свой отчет, хочу закончить словами Джозефа Редьярда Киплинга, английского писателя:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Используема литература:

  1. Руководство для учителя третий (базовый) уровень, 2012г.

  2. Ресурс «Руководство по работе в группе»,

  3. Ресурс «Каковы качества идеального обучающегося?»,

  4. Ресурс «Консультирование учеников по вопросам преподавания и обучения»,

  5. Ресурс «Основные педагогические принципы»,

  6. Ресурс «Стратегии консультирования учителей по вопросам, как помочь ученикам преодолеть барьеры в обучении».

6


© 2010-2022