Использование рефлексивного контроля уровня освоенности детьми новых знаний

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли. В переводе с латинского слово «рефлексия» обозначает «обращение назад».  В современной педагогике под  рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Словарь  иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.   Рефлексия - обязательная составляющая ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование рефлексивного контроля уровня освоенности детьми новых знаний.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять,

что нужно делать дальше.

Б. Дизраэли.

В переводе с латинского слово «рефлексия» обозначает «обращение назад». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока; своеобразное подведение итогов учебной деятельности обучающихся; самоанализ, позволяющий зафиксировать полученный результат и оценить свою работу. Как же проводить рефлексию эффективно и интересно? Это решает для себя сам педагог, это наше с вами творчество.

Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: на эмоциональную сферу, настроение ребенка, на учебную деятельность, процесс и содержание, на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Техника рефлексивной работы включает приемы рефлексивного выхода, то есть такого поворота сознания, в результате которого ученик видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя, так как рефлексия - это отражение чувств, возникающих в ходе занятия, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы учителя и учеников, это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе урока, конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате преодоления его силой воли собственного характера.

К современному уроку предъявляется множество требований. Одно них это сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребенка и интеллектуальное истощение. В этот ряд входят и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.

От обучающихся современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества.

Для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений.

Обучающийся должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, целеполагание, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде, оценка и др.

Одной из основных таких компетенций является рефлексия, то есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем.

Обучающийся может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в этих способах.

Рефлексивной деятельности надо обучать, потому что она помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, откорректировать свою образовательную траекторию, соединить результаты с целями.

Благодаря проведению рефлексии достигается значительный образовательный эффект:

- рефлексия создает условия для положительной мотивации на деятельность, приближение содержания обучения к ребенку;

- эффективность в овладении учащимися необходимыми учебными действиями обеспечивается только при включении направляемой рефлексии, за счет которой выделяют этапы деятельности;

- осуществляя на уроке рефлексию, ученики усваивают соответственные мыслительные процедуры, что очень важно для последующей успешности во взрослой жизни.

Исходя из функций рефлексии, ее можно классифицировать следующим образом:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. Рефлексия деятельности

  3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексивная деятельность может организовываться в разных режимах:

индивидуальный, групповой, коллективный.

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе а на каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

обмен информацией

  1. взаимодействие

  2. взаимопонимание

  3. были равномерно задействованы все уровни

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Я использую эффективный прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексию достижения цели, «Утверждение», «Оцени себя на уроке», «Аргументация своего ответа», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я знал…Теперь я знаю…»), прием анализа субъективного опыта, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока я подвожу итоги с обсуждением того, что узнали и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Например, ребята по кругу высказываются одним предложением выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, или использую упражнение «Плюс - минус - интересно», или провожу анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, я использую упражнение «Комплимент» (Комплимент - похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Надо ли проводить рефлексию на уроке?

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. С введением рефлексии повышается ответственность обучающихся за результаты своего труда, она снимает страх перед плохой оценкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, использовать помощь других ребят, учителя или работая самостоятельно. Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а ее полноправной составляющей, совместной деятельностью обучающихся и учителя, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ребенка на уроке.

Литература.

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока», практическое пособие, «Учитель», Ростов- на-Дону, 2004 г.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», практическое пособие, «Учитель», Ростов- на-Дону, 2005 г.

  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей», «Образование и культура», 2007 г.

  4. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе», №1,2005 г.

  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, «Сентябрь», 1996 г.


© 2010-2022