- Преподавателю
- Математика
- Спецкурс Математика для экономистов
Спецкурс Математика для экономистов
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Детистова М.Б. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
спец. курса
по математике в 11 классе
«Математика для экономистов»
34 часов
Автор: М.Е. Козина
Составитель: учитель математики
Детистова М.Б.
2015
Пояснительная записка
Современный выпускник школы не получает представления об экономике как совокупности методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Поэтому создание этого элективного курса необходимо для того, чтобы включить учащихся в типичные для экономических вузов, показать им важность применения математического аппарата в экономических изысканиях, научить математически рассчитывать и показывать, "как государство богатеет и чем живет".
Курс рассчитан на 34 учебных часа. Его можно расширить за счет включения в него элементов логического мышления и работы с графами.
Первые темы курса предполагают знакомство учащихся математическим моделированием. Под моделью мы будем понимать приближенное описание какого-либо явления внешнего мира, выраженное с помощью математической символики и заменяющее изучение этого явления исследованием и решением математических задач. С математическим моделированием учащиеся встречаются при решении текстовых задач, но при этом упор делается на нахождение ответа, а в рамках элективного курса внимание акцентироваться на построении модели, ее уточнении после исследования, сравнении результатов, полученных при работе с моделью с реальностью и прогнозами. Помимо перевода экономических задач на язык математического моделирования, предполагается рассмотреть уже известные, апробированные математические модели - задачи на выбор оптимального решения среди альтернативных, а далее эти же задачи на оптимизацию решаются с помощью нового для учащихся математического аппарата - матричного счисления. Эти дополнительные сведения, далеко входящие за рамки основного курса, помогут школьнику, избравшему экономическое направление, осознано воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели.
Следующие темы предполагают изучение математических моделей в банковских операциях. Рассматриваются простые и сложные проценты, в связи с этим повторяются темы "Арифметическая прогрессия" и "Геометрическая прогрессия".
Далее учащиеся знакомятся с понятием производственной функции - зависимости количества окончательного продукта, которое может произвести фирма, от объема затрат ресурсов на производство. В этом случае предстоит находить значение функции, значение аргумента, решать уравнения и их системы.
Завершающей темой курса является решение задач, связанных со спросом и предложением. Ребята будут строить графики, читать их, учиться рассуждать, обосновывать свои прогнозы вычислениями.
Таким образом, содержание курса направлено на выработку общих учебных умений и навыков по решению математических задач с экономическим содержанием, а также на формирование обобщенных способов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся могут включится в такие виды деятельности, как:
-
поиск и анализ экономической информации, т.ч. с помощью Интернета;
-
перевод полученной информации на математический язык - моделирование;
-
решение математических задач с экономическим содержанием;
-
работа в группах при решении задач или участие в проекте;
-
устные выступления учащихся с последующей дискуссией;
-
оформление результатов деятельности в форме решения проблемной задачи, компьютерной презентации и т.д.
Входной контроль предполагает проверку знаний экономических терминов. Текущий контроль представлен типовыми задачами. Поскольку курс предполагает личностно-ориентированный подход, то школьники могут выбирать или не выбирать участие в проектах.
Оценка работы учащихся в процессе изучения курса дихотомическая: зачет и незачет. Для получения зачета достаточно:
-
предоставить конспект занятий;
-
успешно пройти не менее 4 заданий текущего контроля;
-
участвовать в одном из проектов или активно работать в группе на итоговом контрольном занятии.
Формой итоговой отчетности может быть защита проектов или групповая работа с презентацией решенных задач в форме"математического боя".
Цели курса: создать условия для получения старшеклассниками знаний в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, продемонстрировать типичные для экономических вузов способы учебной деятельности.
Задачи курса: 1. Повышение интереса к математике за счет насыщения математических моделей экономическим содержанием, введения элементов матричного исчисления;
2. Познакомить учащихся с применяемым в экономике математическим аппаратом;
3. Дать опыт коммуникативной, творческой, проектной деятельности.
Обязательные результаты обучения
Учащиеся должны:
-
осознанно воспринимать широко используемые в экономике оптимизационные модели, решать прикладные задачи на максимум и минимум;
-
уметь проводить расчеты операций с деньгами и ценными бумагами;
-
уметь читать графики спроса и предложения;
-
уметь вычислять значения производственных функций в простейших ситуациях;
-
использовать полученные знания в практической, исследовательской, проектной деятельности и повседневной жизни;
-
уметь представлять результаты своей деятельности, отстаивая свою точку зрения в дискуссии.
Список литературы
Для учителя:
1. Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики / Г.П. Барашин // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1995. - № 27.
2. Бутузов, В.Ф. Математика: учебник для экономистов. 10-11 кл. / В.Ф. Бутузов, Ю.М. Калягин и др. - М.: САНТАК-ПРЕСС, 1996.
3. Винокурова, Е.Н. Экономика в задачах / Е.Н. Винокурова // Математика: приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 34.
4. Крылова, О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.
5. Степанова, В.М. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / В.М. Степанова; под ред. А.П. Тряпициной. - СП.: КАРО, 2005.
6. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.
7. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
8. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
Для учащихся:
1. Трунин, В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для учащихся 9 кл. общеобразов. учр. / В.И. Трунин. - М.: Вита-ПРЕСС, 1999.
2. Прикладная экономика: сборник заданий / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
3. Прикладная экономика: учебное пособие / пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. "Достижения молодых - Junior Achievement Russia". - 4-е изд. - М.: Поли-экспресс, 2003.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Основные понятия
Технология реализации
Постановка задач курса, входной контроль
1
Экономические понятия: деньги, акции, банки ит.д.
Беседа, тестирование
Понятие о математических моделях, схемах процесса математического моделирования
1
Модель, математический язык
Лекция
Оптимизационные модели
2
Оптимальность, альтернативные варианты. Системы уравнений и неравенств, графики уравнений
Комбинированный урок, урок - практикум
Решение простейших задач линейного программирования
4
Системы линейных неравенств
Практикум, текущий контроль, групповая работа с возможным выходом на проект "Материалы для ремонта"
Алгебра матриц
4
Матрица, умножение матриц, обратная матрица
Лекция, семинар, практикум
Матрицы в математической экономике
4
Принцип отраслевого баланса, принцип планирования по валу и т.д.
Групповая работа над проблемной задачей с возможным выходом на проект
Накопительные модели в схеме простых процентов
4
Простой процент, арифметическая прогрессия, банки, акции, дивиденды
Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на исследовательский проект "Сколько стоит кредит"
Накопительная модель в схеме сложных процентов
4
Сложный процент, геометрическая прогрессия, банки
Практикум по решению задач, групповая работа с возможным выходом на проект "Депозит"
Понятие о производственных функциях
4
Окончательный продукт фирмы, ресурсы, издержки
Лекция, практикум по решению задач
Графические и аналитические задачи на тему "Спрос и предложение"
4
Спрос, предложение, равновесная цена
Практикум, групповая работа
Защита проектов, итоговый контроль
2
Итого
34