Устный счет, как средство познавательной деятельности на уроках математики

    Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного матери... Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный счёт как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках математики.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Целями данного этапа урока можно определить следующее:

1) достижение поставленных целей урока;

2) развитие вычислительных навыков;

3) развитие математической культуры, речи;

4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

  1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

  2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

  3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

  4. Повышение познавательного интереса.

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  1. Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

  2. Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

  3. Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

  4. К устному счету должны привлекаться все ученики.

  5. При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:


  1. Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

  2. Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

  3. Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

  4. Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют

кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд

задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым

вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой

точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных

упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно

определить их место в системе формирования понятий и навыков.

Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися

разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать

числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при

этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение

полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100-9; 100 минус 9

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных

ступеней, например:

- 47+24-56

- 72:12·9

- 400-7·4 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения

в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную

формулировку, например:

- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-

480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,

как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над

числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-

-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его

можно предлагать для устных вычислений.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

|Разность | | | | | |

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений - выработать

у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению

вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше

или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо "*" поставить знак <, >, =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из

выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:

однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть

с разными действиями.

Главная роль таких упражнений - способствовать усвоению теоретичес-

ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

- найдите неизвестное число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений - выработать умение решать уравнение,

помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,

они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных

навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

их мыслительную деятельность.


© 2010-2022