Рабочая программа факультатива по математике Живая математика (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"




принято

на заседании ШМО учителей __________

цикла

Протокол №________

от «____»________________2013 г.


Руководитель МО__________________

согласовано

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе

______________________________

ФИО

«____»__________________2013г.

утверждаю

Директор

________________________________

ФИО


Приказ №_______

от «____»________________2013 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Живая математика»

2013 -2014 учебный год

5 класс (1ч в неделю)







Учитель: Самохвалова Е.А.



















Усть-Абакан, 2013

Пояснительная записка

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьниковс применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Содержание направленона воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей. В программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.Курс предполагает социализацию учащихся.Предусмотрены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Цель программы:

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Задачи программы:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Программа состоит из разделов:

-Числа. Арифметические действия. Величины.

-Мир занимательных задач.

-Геометрическая мозаика.

Формы занятий (перечислить)

-математические игры;

-работа с конструкторами;

-групповая форма;

Режим занятий

Программа рассчитана на 35 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин. Всего 34 занятия.

Календарно - тематическое планирование




занятия

Дата проведения

занятий





Тема занятия

Элементы содержания

темы


План

Факт

Модуль 1. Числа. Арифметические действия. Величины (11 часов)

1



Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Занимательные задания

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Сбор информации и выпуск математической газеты

Не переставляя числа, соединить их знаками действий

2-3



Числа-великаны

4-5



Римские цифры

6-7



Числовые головоломки

8-9



В царстве смекалки

10-11



Решай, отгадывай, считай

Модуль 2. Мир занимательных задач (15 часов)

12-13



Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др.

Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы электронные математические игры (работа на компьютере), головоломки, задачи.

«Открой» способ быстрого поиска суммы

Составление сборника числового материала, взятого из жизни

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

14-15



Секреты задач

16-17



Математический марафон

18-19



Интеллектуальная разминка

20-22



Математические фокусы

23-24



Математическая копилка

25-26



В царстве смекалки

Модуль 3. Геометрическая мозаика (9 часов)

27-29



Геометрическая мозаика.

Работа с набором «Танграм».

Объёмные фигуры

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

Игра

30-31



Занимательное моделирование

32-33



Кто что увидит?

34



Математический праздник


Ожидаемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов - формирование осознанного выбора жизненной траектории

Второй уровень -формирование настойчивости, целеустремлённости,умения преодолевать трудности. Воспитание чувства справедливости, ответственности;

Третий уровень - формирование самостоятельности суждений, независимости и

нестандартности мышления. Получение опыта работы в группе, объединённой общей целью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 - 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Просвещение», 1974 г.

13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 1994 г.


© 2010-2022