Применение интерактивных технологий учебы

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ В работе рассматриваются возможности применения интерактивных технологий учебы в процессе изучения высшей математики в ВУЗЕ І-ІІ уровня аккредитации. Рассматриваются примеры возможного использования некоторых интерактивных технологий. Таким образом, применение интерактивных технологий учебы в процессе изучения математики в высших учебных заведениях нуждается основательного исследования в направлении: -      от...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УЧЕБЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

В ВУЗЕ




Вступление

В работе рассматриваются возможности применения интерактивных технологий учебы в процессе изучения высшей математики в ВУЗЕ І-ІІ уровня аккредитации. Рассматриваются примеры возможного использования некоторых интерактивных технологий.

Ключевые слова: технологии учебы, интерактивные технологии, высшие учебные заведения, учеба высшей математике.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УЧЕБЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

В ВУЗЕ

Подготовка специалистов в соответствии с потребностями современного общества требует уплотненности и комплексности учебного процесса, увеличения объема информации, которую должен усвоить студент за определенный срок учебы.

Новые требования к уровню образования и образованности, развития личности специалиста приводят к необходимости усовершенствования технологий учебы в высших учебных заведениях.

Исследование комплекса проблем, связанных с изучением и внедрением новых педагогических технологий основаны в работах Дж. Брунера, Л. Лейя, Н.Ф. Талызиной, Т.А. Ильиной, Ф. Янушкевича, Ч. Куписевича, О.П. Околелова и др.

Дидактичные и психологические аспекты применения новых педагогических технологий в учебном процессе рассмотрены в работах В.П. Безпалька, Н.И. Бурды, Я.И. Грудьонова, В.П. Зинченка, Ю.И. Машбица, О.И. Падалки, О.И. Пометун и др.

Наиболее перспективными и результативными считаются технологии, которые позволяют организовать учебный процесс, ориентированный на личность студента, его способности, наклоны, интересы, с учетом профессиональной направленности учебы.

Цель - охарактеризовать интерактивные технологии учебы, которые можно применять в процессе изучения высшей математики в высших учебных заведениях І-ІІ уровня аккредитации .

Интерактивные подходы к учебе не совсем новые для школы. Еще в 20-ые годы получили распространение в практике советской школы бригадно-лабораторный метод организации учебы, и метод учебы в парах переменного состава.

В начале 90-х годов интерактивные технологии начали использовать для учебы взрослых при переподготовке кадров.

Последнее время применение интерактивных технологий приобрело широкую популярность в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.

Внедрения новых технологий в высшей школе и их влияние на развитие познавательного интереса студентов в настоящее время являются актуальным вопросом.

Среди инновационных технологий важное место занимают интерактивные технологии учебы. (Слово "интерактив" происходит из английской от слова "interact", где "inter" - взаимный и "act" - действовать. Интерактивность в учебе - взаимодействие, динамика между участниками учебного процесса.)

Организация интерактивной учебы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее решение проблем.

Суть интерактивной учебы в высших учебных заведениях видим в том, что учебный процесс происходит при условии активного взаимодействия студентов. Это учеба в сотрудничестве. Студенты превращаются из пассивных слушателей на инициативных, равноправных партнеров в процессе получения знаний. В пределах совместной деятельности есть стремление получить результат, какой выгодный для всех членов группы и для каждого в частности.

В интерактивных технологиях происходит перемещение акцента из процесса преподавания на процесс обучения добытчиков знаний, усвоения ими знаний и опыта под руководством преподавателя в процессе индивидуализации работы.

Интерактивные технологии разделяются на разные группы за видами совместной деятельности. В частности:

1. Интерактивные технологии кооперативной учебы.

К таким технологиям отнесем:

- работу в парах (друг против друга, один - вдвоем - все вместе);

- ротационные ( изменяемые) тройки;

- карусель (аквариум) - этот вариант наиболее эффективен для одновременного включения всех участников в активную работу с разными партнерами из общения для обсуждения дискуссионных вопросов;

- работа в малых группах.

2. Технологии коллективно-групповой учебы.

- микрофон - технология, которая предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или выражая свое мнение;

- мозговой штурм - известна интерактивная технология коллективного обсуждения, которое широко используется для выработки нескольких решений конкретной проблемы.

- уча - учусь ("броуновское движение", "каждый учит каждого") - используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Дает возможность студентам участвовать в передаче свои знаний товарищам;

- ажурная пилка ("Мозаика", "Джиго - со") - технология используется для создания на занятии ситуации, которая дает возможность студентам работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени поощряет студентов помогать друг другу учиться, обучать;.

- Case - метод (Анализ ситуации) - применяются в основном при изучении гуманитарных и специальных дисциплин, в ситуациях где возникает определенная дилемма;

- дерево решений - как вариант технологии решения проблем. Помогает студентам проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений.

3. Технологии ситуативного моделирования.

Модель учебы в игре - это построение учебного процесса с помощью включения студента в игру (прежде всего игровое моделирование явлений, которое изучается)

К технологиям ситуативного моделирования отнесем:

- симуляции или имитационные игры;

- разыгрывание ситуации за ролями ( "ролевая игра", "драматизация")

4. Технологии проработки дискуссионных вопросов.

- метод пресс;

- займы позицию;

- изменения позицию;

- непрерывная шкала мыслей;

- дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу;

- оценивающая дискуссия [2].

Заметим, что перечень технологий неполный и может дополняться разными новыми технологиями или иметь другое название.

Не все из описанных выше технологий можно применять при учебе высшей математике.

Преподаватель должен видеть целесообразность применения той или другой интерактивной технологии на конкретном занятии.

Применение интерактивных технологий при изучении высшей математики требует от преподавателя усилий, направленных на, :

- отбор содержания материала, пригодного для интерактивной работы;

- определение организационных форм учебы, благоприятных для применения интерактивных технологий;

- организацию предыдущей подготовки студентов к интерактивной работе.

Для примера рассмотрим практическое занятие, которое проводится перед контрольным срезом знаний из темы "Дифференциальные уравнения".

Накануне занятия создаются группы по 4 студентов, в каждой из которых преподаватель определяет студента-консультанта и работает с ними индивидуально при подготовке к занятию.

На занятии группам раздаются информационные пакеты, которые содержат карточки-задания, дополнительные карточки, разработанные студентами-консультантами под руководством преподавателя. Преподаватель выступает в роли эксперта.

  1. Каждая группа получает карточку вида :

Уравнение

Тип уравнения

Способ решения

Применение интерактивных технологий учебы

Применение интерактивных технологий учебы

Применение интерактивных технологий учебы

Применение интерактивных технологий учебы

Применение интерактивных технологий учебы

Студенты обсуждают выводы по каждому из уравнений. На заполнение таблицы группам отводится 3 мин.

Представитель от каждой группы характеризует одно из уравнений, поданных в таблице, по указанию преподавателя. Таблица, спроектированная на доску, заполняется в процессе обсуждения.

Другие группы при потребности исправляют и дополняют ответы.

Подобное интерактивное упражнение помогает проводить систематизацию знаний, развивать у студентов приемы анализа, сравнения, синтеза, и, как следствие, умения за внешним видом устанавливать тип уравнения, стимулировать к активной познавательной деятельности.

2. Каждому члену группы консультант раздает основные карточки вида :

Решить уравнения:

1.Применение интерактивных технологий учебы;

2.Применение интерактивных технологий учебы;

3.Применение интерактивных технологий учебы;

4. Применение интерактивных технологий учебы.

Консультант проверяет правильность решения каждого уравнения из карточки.

Если уравнение решено правильно и самостоятельно, студенту рекомендуется переходить к следующему уравнению.

В ином случае - студент получает объяснение консультанта, а потом дополнительную карточку, вида:


Решить уравнение: Применение интерактивных технологий учебы

Если при выполнении задания дополнительной карточки допущенная ошибка, студент имеет право воспользоваться помощью эксперта.

Такая форма интерактивной работы позволяет студенту-консультанту разъяснять материал членам своей группы, а каждый студент активно участвует в учебном процессе и имеет возможность научиться делать то, которое знает и умеет делать консультант. При этом у студентов повышается ответственность перед товарищами за уровень своих знаний.

Однако, неграмотное использование технологий, снаружи похожих на интерактивные может привести к чрезмерной зависимости между членами группы, возникновения нездоровой конкуренции и даже конфликтных ситуаций.

Вывод

Таким образом, применение интерактивных технологий учебы в процессе изучения математики в высших учебных заведениях нуждается основательного исследования в направлении:

- отбора содержания учебного материала из высшей математики, пригодного для использования интерактивных технологий;

- отбора организационных форм учебы, которые способствуют использованию интерактивных технологий;

- рационального сочетания с традиционными технологиями в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса.

Литература

1. Педагогические инновации в современной школе / За ред. І.Г. Ермакова - К.: Образование - 1994. - 86с.

2. Пометун О., Пироженко Л. Интерактивные технологии учебы. К.: А.С.К. - 2004. - 192с.

3. Пидкасистый Л. И., Фридман Л. М., Гарунов И. С. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы - М.: 1999.- 356с.

4. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в учебном процессе// Современная высшая школа - 1977 - №1 - с.91-96.

5. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М.: Высшая школа - 1986. - 135с.



© 2010-2022