Статья Развитие речевой активности учащихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речевой активности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики

Кожевникова Л.А.,

учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа № 10»


В жизни каждого человека большое значение имеет общение, будь то общение со сверстниками, родителями, коллегами, начальниками. От того как мы умеем разговаривать во многом зависит наша успешность в жизни, и тут важно всё: и богатый словарный запас, и умение правильно сформулировать свою мысль, и умение найти нужные аргументы, чтобы отстоять свою позицию. Поэтому развитие речевой активности учащихся является главной задачей для любого педагога, особенно при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление высших психических функций. К сожалению, детей с речевыми диагнозами с каждым годом становится всё больше и больше, что обусловлено многими факторами.

Наша школа единственная в городе. Обращений родителей с направлениями ПМПК очень много, но принять всех учебное заведение не в состоянии - ограничение наполняемости. Поэтому, дети даже с поставленным диагнозом обучаются в массовых школах. Также много учеников, у которых все признаки заболевания в наличии, но по каким-то причинам диагноз не поставлен, а значит, хотя бы один такой ученик есть у вас в каждом классе. Значит, проблема развития речевой активности на уроках близка и вам всем.

Несформированность моторных и высших психических функций - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления, вынуждает и обязывает учителей математики нашей школы находить рациональные пути и методы обучения и коррекции речевых недостатков детей с ТНР.

У таких детей сужен объём памяти, происходит быстрое угасание возникших следов, наличествует ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая в себя память на слова, фразы, целостные тексты, в результате чего у учащихся возникают большие проблемы при усвоении и воспроизведении нового теоретического материала. Поэтому на уроке учитель вводит теоретический материал небольшими дозированными порциями, требуя от учеников повторения своих слов, а при решении - чёткого проговаривания правил.

Только отработав отдельные детали, учитель соединяет материал в единое целое. Часто требуется повторение с применением материализованных опор, схем, кластеров, таблиц.

Слайд 4. Так, при изучении темы «Сложение положительных и отрицательных чисел» учащимся предлагается выполнять рассуждение по схеме:

Статья Развитие речевой активности учащихся на уроках математики



При решении примеров, учитель следит затем, чтобы ученик комментировал своё решение, чётко проговаривая вопросы и ответы на них.

При изучении темы «Разложение на множители» учащиеся сами в течение нескольких уроков составляют и последовательно заполняют кластер:

Статья Развитие речевой активности учащихся на уроках математики



Кластер - это прием систематизации материала в виде схемы, когда выделяются крупные смысловые единицы. Использование кластеров позволяет каждому ученику активно участвовать в образовательном процессе, облегчает запоминание и воспроизведение нужной информации. Составление кластеров позволяет ученикам размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память, а значит и речь, развивает умение строить прогнозы и обосновывать их.

На уроках обращается внимание на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного усвоения предмета, правильное понимание и воспроизведения новых терминов, активизацию словаря в речи. Для этого на каждом уроке ведется словарная работа или речевая разминка. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Над понятиями и терминами, встречающимися на протяжении всего курса математики, учителя работают несколько уроков. Наряду с лексическим толкованием, данные термины включаются в различные грамматические конструкции, требующие изменение форм числа и падежа. У детей с ТНР постоянно формируется механизм словоупотребления:

- конструирование различных предложений с новыми словами;

- подбор слов, сочетающихся с новыми отрабатываемыми терминами и т.д.

Чтобы не вызывать отторжение у детей и не слышать их реплики типа «Опять говорить!», «Надоело, на русском говори, на литературе говори, хоть бы на математике дали помолчать!» резонно проводить речевые разминки с использованием игровых моментов и соревнований. Вот примеры некоторых из них:

1.Аукцион слов:

  • «Кто больше назовет терминов по изучаемой теме?»

Например, по теме «Функция»: функция, зависимость, аргумент, область определения, множество значений, линейная функция, прямая пропорциональность, график функции.

  • «Кто больше назовет терминов на заданную букву или оканчивающихся заданной буквой?»

2. Составление и разгадывание учащимися кроссвордов. 3. Сочинение стихотворений на заданную тему.

4. Математический футбол (учитель или ученик, подготовивший задание, задает вопросы классу, неправильный ответ принимается за гол).

Например, в 7 классе при изучении темы «Одночлены» классу предлагается выражение 8х3у6. Вопросы:

- как называется это выражение?

- чему равен коэффициент этого одночлена?

- чему равна степень этого одночлена?

- сколько переменных в этом одночлене?

- как представить его в виде куба некоторого одночлена?

- возведите в квадрат данный многочлен.

Здесь идет и звуковая зарядка и закрепление терминов по теме и автоматизация словаря.

5. Математический диктант. Данный вид работы позволяет активизировать моторную память и развивать письменную речь.

Работа с текстом учебника неотделима от формирования словарного запаса детей. Поскольку чтение поверхностно, а силы часто тратятся на чтение, а не на понимание прочитанного, то многое остается непонятным. На уроках в младших классах целесообразнее использовать выборочное чтение, привлекая внимание к ключевым моментам: формулировкам теорем и определений. Изучаемые правила, необходимо упрощать, излагать в более простой формулировке, разбивать на пункты. После чтения правила, необходимо проводить беседу с учащимися, задавая им вопросы: «Как это сказать по-другому? Расскажи своими словами то, что ты сейчас прочитал». В старших классах применяется способ ИНСЕРТ (пометки на полях), который способствует осмыслению прочитанного текста, выделению главного.

I - interactive интерактивное
N - noting записи
S - system система
E - effective эффективное
R - reading чтение
T - thinking думание

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом или полоской бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки могут быть следующие:

v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;

? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст ещё один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

Этот прием работает и на стадии осмысления и на стадии воспроизведения. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, а значит, развивается умение построения предложений.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, вследствие чего с трудом решают задачи и доказывают теоремы. Часто они не могут самостоятельно проанализировать условие задачи или теоремы, составить план решения или доказательства. Решая задачу самостоятельно, учащиеся часто производят случайные действия с числами, не анализируя полученные результаты, не сопоставляя их с исходными данными, т.е. процесс решения задачи представляет собой хаотическое манипулирование с числами. Но решение этой же задачи может стать доступным, если оказать помощь в организации их интеллектуальной деятельности в виде развернутого плана, вопросов, рисунков, графических схем и таблиц. При решении практических задач используем компьютеры и другое высокотехнологическое оборудование. Но и при работе на компьютере просим учеников комментировать свои действия.

Обязательным на каждом уроке является этап рефлексии, который мы стараемся проводить не в письменной, а в устной форме, что способствует развитию у учащихся коммуникативных действий, раскрепощает их, а также устраняет боязнь разговора.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, которая неотъемлема от речевой, большое внимание уделяется использованию занимательного, исторического, местного краеведческого материала при составлении задач, что нашло своё отражение в «Сборнике задач по математике с использованием краеведческого материала», изданного совместно с РИРО.

Обобщая всё вышесказанное, хочется отметить, что для развития речевой активности учащихся урок должен соответствовать единым требованиям, а именно:

- введение речевого компонента на всех видах уроков;

- чередование видов работ с опорой на различные анализаторы;

- широкое использование разнообразной зрительной и слуховой наглядности: опорных схем, чертежей, графиков, алгоритмов, речевых клише, тестов, рисунков, таблиц;

- ежеурочная словарная работа, направленная на освоение математической терминологии, пропедевтическое введение новых терминов, их осмысление, активизацию, ведение в экспрессивную речь;

- дозирование учебного материала на уроке, варьирование количества часов на тему в зависимости от степени усвоения ее учащимися;

- широкое применение комментирования учениками решения заданий, ссылка при выполнении действий на правила, свойства, теоремы.

Конечно такая работа требует много временных затрат, и можно услышать возражения, по поводу нехватки времени на уроке. Но если мы не научим ребёнка говорить, выражать свои мысли, то эффективность нашего обучения будет сводиться к нулю.

Результаты - это участие наших ребят в проектной деятельности, различных мероприятиях, проведение ими уроков во время дней самоуправления, а также их дальнейшая социальная адаптация.


© 2010-2022