Мастер-класс на тему: Организация работы в группах

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс

Учитель математики МОУ-СОШ №6

Миссюра Ирина Николаевна

Организация работы в группах на уроках математики

Основная цель, которая стоит перед нами, учителями математики, - научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду учащихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности учащихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология:

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:

во-первых, реализуется принцип деятельности;

во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

• приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

• улучшение академической успеваемости;

• воспитание самоуважения;

• укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

• отсутствие соревнования в учебной деятельности;

• убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Один из ребят как-то сказал:
«Учиться дружно - всегда интересно!»

Особенности групповой работы

  • Если все работают, то и ты работаешь.

  • Партнёра в паре каждый выбрал себе сам.

  • Ученики сами проверяют друг у друга.

  • Вы сочиняете задание на дом, в котором отдельные, - ну очень элементарные - вопросы нужно спросить у родителей.

  • Ученики спрашивают у родителей, записывают ответы, приносят их на урок и используют их для работы в парах.

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать

  • Ставить вопросы

  • Решать проблемы

  • Договариваться

  • Распределять роли и ответственность

  • Слушать других

  • Убеждать других

  • Отвечать за себя

Активное обучение

  • свобода и активность,

  • оригинальность и творческий подход,

  • открытие,

  • самостоятельность

  • критическое мышление,

  • общение и совместная работа,

  • действия соответственно ситуации,

  • жизненные задачи,

  • оценка своей работы и других.

Работа в группах должна быть технологичной

1.Индивидуально -парная(один учит другого)

2.Групповая ( один одновременно учит многих)

3.Сотрудничество и взаимопомощь между учениками

Виды групповой работы

  • Работа в парах

  • Мозговой штурм

  • Игра «Продолжи»

  • Охота за сокровищами

  • Снежный ком

  • Мозаичная группа

  • Прием «Зигзаг» (Метод пилы)

Парное обучение

  • С чего начать?

Сначала нужно посадить ребят по парам так, чтобы один ученик был сильным , а другой слабым, ребята могут сами выбрать себе ученика. Иногда на уроках происходит мгновенный алгоритм работы в парах, исходя из того "про что урок", и успешно проводишь парную работу. При этом учитель и ученики получают хороший заряд энергии и интереса! Начинать нужно с этого.

  • Самодисциплина на уроке

Групповая или парная работа на уроке стимулирует к самодисциплине.

Все дети в классе работают очень охотно и активно. Если все работают, то и ты работаешь.


  • Интерес учеников

Во-первых, партнёра в паре каждый выбрал себе сам...
Того, кто по этому предмету мне понятно объясняет!


  • Алгоритмы работы пары учеников

Каждый учитель может придумать свой алгоритм работы в парах .Я делаю так:

1.Учитель объясняет материал

2.Следующее задание комментирует руководитель группы

3.Затем руководитель объясняет

4.Самостоятельная работа в паре

5.Контроль за выполнением и проверка.



Работа в парах

  1. В парах участники работают по определённым алгоритмам, время от времени меняя партнёров в парах.

  2. Каждый участник, работая в парах с другими участниками, решает свою собственную задачу, используя для её решения потенциал партнёра, - его знания, профессиональный и жизненный опыт.

  3. Задачи всех участников схожи в том, что все проектируют организацию работы в парах в том процессе, который они планируют осуществить у себя дома.

  4. В то же время в проекте технологии каждого участника есть свои особенности, связанные с его конкретной деятельностью.

  5. Поэтому каждый работает одновременно на свою задачу и на задачу партнёра по паре

  • Свободное время учителя на уроке

Ученики работают друг с другом. Работают азартно, охотно. Учитель ходит по классу. Если вы слышите, что в паре или в группе не выполняют задание, то надо подойти к этой паре и слегка подправить работу в нужное русло. И опять учитель свободен. Он может объяснить более слабому ученику.

  • Проверка тетрадок

Приятное занятие, правда? Ученики сами проверяют друг у друга. И что, их проверке Вы можете доверять? Нет, не сразу. И не всем. Постепенно кое-кому можете доверить. А позже - ещё кое-кому. А за кем-то прямо на уроке сами проверите, - ведь время у Вас на это есть....

  • Подготовка к уроку

Вы имеете алгоритм работы в парах. Ученики по такому алгоритму уже работали не раз, - если им сказать "пишем сказочку", то больше ничего не надо объяснять.

Нужно только сказать, что сказочку на этот раз пишем по математике или составить задачу.


  • Участие родителей в учебе

Вы сочиняете задание на дом, в котором отдельные, - ну очень элементарные! - вопросы нужно спросить у родителей. Вот и всё. Ученики спрашивают, записывают ответы, приносят их на урок и используют их для работы в парах.


  • Мониторинг качества

Нужно время систематической учёбы в парах, чтобы получить результат 4и 5. А за год учёбы можно так сделать?

Мозговой штурм

1.Используется для генерации идей

2.Соблюдается жесткий регламент

3.Распределяются роли внутри группы (руководителя группы, заместителя руководителя)

4.После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп

Игра «Продолжи»

1.Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

2.Mожно использовать на уроках геометрии (например, при доказательстве теорем, определений)

Охота за сокровищами

1.Учитель составляет вопросы.

2.Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания

3.Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.

Снежный ком

1.Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.

2.Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

3.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

4.В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Мозаичная группа

1.Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

2.Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

3.В заключение работы составляется резюме.

Метод пилы

1.Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

2.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

3.Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Мастер- класс на тему :Организация работы в группахМастер- класс на тему :Организация работы в группах

Мастер- класс на тему :Организация работы в группах







Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.

Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.

Чего не следует делать при организации групповой работы ?

· Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

· Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.

· Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.

· Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

· В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:

- обучающиеся обучены групповым формам работы;

- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;

Основа моей педагогической деятельности - уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) Подведение итогов группового задания.

4) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу.






Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках математики.

Теоретическая разминка.

Работа в группах. На столах у каждой группы лежат кроссворды, разгадав который ученики читают выделенное слово и дают его определение.



1 У

Г

О

Л











2 В

Е

Р

Т

И

К

А

Л

Ь

Н

Ы

Е




3 О

Т

Р

Е

З

О

К







4 С

М

Е

Ж

Н

Ы

Е








5 Т

Е

О

Р

Е

М

А









6 Т

Р

А

Н

С

П

О

Р

Т

И

Р




7 Р

А

З

В

Ё

Р

Н

У

Т

Ы

Й

8 А

К

С

И

О

М

А









9 П

Р

Я

М

А

Я








По горизонтали:

  1. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.

  2. Углы, стороны которых являются продолжениями сторон другого.

  3. Часть прямой, заключенная между двумя точками.

  4. Углы, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой.

  5. Утверждение о свойствах фигур, которые необходимо доказывать.

  6. Инструмент для измерения градусной меры угла.

  7. Угол, равный 180°.

  8. Утверждение о свойствах фигур, которое принимают без доказательства.

  9. То, что не имеет ни начала, ни конца.

По вертикали:

( Наука о свойствах геометрических фигур)



Лото

Работа в группах. На столах у каждой группы лежат карточки, к заданию ребята подбирают карточку с правильным ответом. (Карточка с заданием общая, ответы - разрезаны.)

1. Один из смежных углов - тупой, каким является второй угол?

2. острый

2. Один из двух углов, который получается при пересечении двух прямых, равен 60°. Чему равны остальные?

3. 60°, 120°, 120°

3. Острым, тупым или прямым будет угол, смежный с углом в 30о?

1. тупой

4. Найдите угол смежный с углом 35°.

9. 1450

5. Будут ли углы смежными, если один из них равен 20°, а второй 160° и общей частью двух углов является сторона?

4. Да

6. Может ли сумма трёх углов при пересечении двух прямых равняться 100°?

7. Нет

7. Один из четырех углов, получившихся при пересечении двух прямых равен 80°. Чему равны остальные углы?

5. 1000, 80°, 1000

8. Может ли при пересечении двух прямых образоваться четыре острых угла?

7. Нет

9. Сумма двух углов равна 200о. Смежные ли это углы?

7. Нет

10. Найдите угол смежный с углом 90°.

6. 90°

11. Сумма двух углов равна 180о. Обязательно ли эти углы смежные?

7. Нет

12. Один из четырех углов, получившихся при пересечении двух прямых равен 140о. Чему равны остальные углы?

8. 400, 140°, 400

13. Острым, тупым или прямым будет угол, смежный с углом в 130о?

2. острый



Правильный ответ: 2319475776782

Задания группам

№1 5(х-3)+4х=6(х-8)

№2 4(х+8)-2х=3х-21

№3 4(х+3)=2х-6

№4 (х-2)=5х+9

Задания группам

№1 5(х-3)+4х=6(х-8)

№2 4(х+8)-2х=3х-21

№3 4(х+3)=2х-6

№4 (х-2)=5х+9

Задания группам

№1 5(х-3)+4х=6(х-8)

№2 4(х+8)-2х=3х-21

№3 4(х+3)=2х-6

№4 (х-2)=5х+9

Задания группам

1.(y+8)(y-2)

2. (y+4)(y-8)

3.(b-7)(b-4)

4. (n+10)(n-6)

5.(c+7)(c-8)

6.(z-6)(4z-8)

7.(n+5)(6n-3)

8.(x-9)(x-6)

9.(y-4)(5+2y)

10.(5-x)(2x2-1)

Задания группам

1.(y+8)(y-2)

2. (y+4)(y-8)

3.(b-7)(b-4)

4. (n+10)(n-6)

5.(c+7)(c-8)

6.(z-6)(4z-8)

7.(n+5)(6n-3)

8.(x-9)(x-6)

9.(y-4)(5+2y)

10.(5-x)(2x2-1)

Задания группам

1.(y+8)(y-2)

2. (y+4)(y-8)

3.(b-7)(b-4)

4. (n+10)(n-6)

5.(c+7)(c-8)

6.(z-6)(4z-8)

7.(n+5)(6n-3)

8.(x-9)(x-6)

9.(y-4)(5+2y)

10.(5-x)(2x2-1)






Теоретическая разминка.

Работа в группах. На столах у каждой группы лежат кроссворды, разгадав который ученики читают выделенное слово и дают его определение.



1














2















3













4














5















6














7











8















9













По горизонтали:

  1. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.

  2. Углы, стороны которых являются продолжениями сторон другого.

  3. Часть прямой, заключенная между двумя точками.

  4. Углы, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой.

  5. Утверждение о свойствах фигур, которые необходимо доказывать.

  6. Инструмент для измерения градусной меры угла.

  7. Угол, равный 180°.

  8. Утверждение о свойствах фигур, которое принимают без доказательства.

  9. То, что не имеет ни начала, ни конца.

По вертикали:

( Наука о свойствах геометрических фигур)



14


© 2010-2022