Конспект на тему Системно-деятельностный подход в обучении

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход в обучении". Приводится пример начала урока по математике, проводится сравнительный анализ с традиционным уроком.Использование системно - деятельностного подхода в обучении, в сочетание с современными образовательными технологиями является основной целью педагогической деятельности, способствует формированию у школьников компетенции «учебная самостоятельность», получению высоких результатов в обучении.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход в обучении.

(выступление на семинаре)

1. Использование системно - деятельностного подхода в обучении, в сочетание с современными образовательными технологиями является основной целью педагогической деятельности, способствует формированию у школьников компетенции «учебная самостоятельность», получению высоких результатов в обучении.

2. Новая парадигма образования, образования 21 века - вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки. На этом основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.

3. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познает мир. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать "хозяевами" этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности ("зачем учиться"), обучить способам ее осуществления ("как учиться").

4. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

5. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия.

6. Цели первого этапа урока: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, захватить внимание учащихся, обеспечить рабочий настрой. Методы первого этапа урока: решение нестандартной задачи, разгадывание кроссворда, поиск информации, наблюдение, анализ, сопоставление.

7. Приведу пример фрагмента урока в 5 классе с использованием системно -деятельностного подхода в обучении. Затем сравним формы и методы, применяемые на традиционном уроке и современном.

Начало урока. Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу. Далее учитель проводит фронтальную работу с классом.

Ребята, какие математические действия вы знаете? (сложение, вычитание, умножение, деление)

Приведите любые примеры с использованием математических знаков. (дети приводят примеры) Запишем эти примеры в тетрадях.

Ребята, а формулы вы какие-нибудь знаете? (формулы пути, площади и периметра прямоугольника) Запишем эти примеры в тетрадях.

Все эти примеры называются математическими выражениями.

Чем отличаются друг от друга эти выражения? ( в одних - числа, в других - буквы)

Как можно назвать эти выражения? (числовые и буквенные выражения)

Можете ли вы найти значение числового выражения? (да)

Можете ли вы найти значение буквенного выражения? (нет)

Что для этого не хватает? (не знаем чему равна буква)

Можно любое число подставить вместо буквы? (нет)

Почему? (например, скорость машины не может быть 1000 км/ч, можно ли нарисовать в тетрадях прямоугольник со стороной 10 м)

Число, которое мы подставляем вместо буквы называется числовым значением.

Трудности возникли при нахождении значений каких выражений? (буквенных)

Вы всегда правильно и быстро считаете? (да, но можем допустить ошибки)

Значит с какими выражениями нам сегодня предстоит поработать? (с числовыми и буквенными)

Какую тему урока будем изучать? (числовые и буквенные выражения)

Кто хочет сегодня на уроке побыть ученым и научиться составлять формулы? (все)

Тогда сегодня каждый из вас на уроке превратится в ученого и решая задачи научится составлять формулы.

Записываем тему урока: «Числовые и буквенные выражения».

8. Итак, прошел первый этап урока с использованием системно - деятельностного подхода в обучении. Посмотрим, какие цели этого этапа были поставлены: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Сравним системно - деятельностный прием в обучении и традиционный урок.

Методические приемы, используемые педагогом на этом уроке: приемы организации восприятия учебного материала, наблюдения, проблемного обсуждения, поиска информации, анализа и сопоставления. Приемы привлечения внимания и выделения главного, стимулирования и мотивации.

Приемы организации фронтального обсуждения и управления процессом обсуждения.

В традиционной форме урока это простое сообщение темы.

Деятельность учащихся на этом уроке: Восприятие информации в текстовой, модельной (схематичной) и визуальной форме.

- Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос).

- Формулировка гипотез, предположений, суждений, объяснение.

-Сравнительный (сопоставительный) анализ.

На традиционном уроке: прослушивание и воспроизведение информации.

9 . Итак, на этом маленьком примере можно проанализировать, сравнить эффективность применения разных подходов в обучении. Учащиеся, даже очень слабые, вовлекаются в разрешение возникшей проблемы, активно участвуют в обсуждении, даже если они не правильно отвечают, то все равно, выходя из кабинета после урока, они уж точно знают, что есть числовые и буквенные выражения.

Закончу выступление словами американского писателя Уильяма Артура Уорда

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».









© 2010-2022