- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 8 класс. Атанасян Л. С
Рабочая программа по геометрии 8 класс. Атанасян Л. С
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Емельянова И.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа №21»
г.Ангарска
«Рассмотрено» на заседании МС
Учителей-предметников
Руководитель МС
__________________________
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_____________________________
«____»____________201 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________Л.П.Высоких
Приказ № ___ от «___»________201___ г.
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
Учитель: Емельянова Ирина Валентиновна
(1 квалификационная категория)
Количество часов по программе: 68
Ангарск 2015 г.
ГЕОМЕТРИЯ
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
На основе авторской программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. для общеобразовательных школ. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9, составитель Т.А. Бурмистрова (Просвещение, 2011);
-
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
Годового учебного графика МБОУ «Основная общеобразовательная школа №21»;
-
Основная образовательная программа ООО ФКГОС МБОУ «Основная общеобразовательная школа №21», утверждённая приказом директора от 28.08.2015г №360.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии - теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Количество учебных часов:
В год - 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе:
Контрольных работ-5
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел
Количество часов в примерной программе
Количество часов в рабочей программе
5. Четырехугольники
14
14
6. Площадь
14
17
7. Подобные треугольники
19
20
8. Окружность
17
16
Повторение. Решение задач.
4
1
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Содержание курса
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (17 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (20 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (1 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Календарно-тематическое планирование
по геометрии
Количество часов: всего - 68 ч., в неделю -2 часа
Плановых контрольных работ - 5, самостоятельных работ- 17
Планирование составлено на основе авторской программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. для общеобразовательных школ (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2011)
Учебник: Геометрия 7-9, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.- М: «Просвещение», 2012г.
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
Основные вопросы. понятия
Планируемые результаты
Примечание
план
факт
предметные
МНОГОУГОЛЬНИКИ (14 часов)
1.
Инструктаж по ТБ. Многоугольники
1
Многоугольники, выпуклые многоугольники, сумма углов выпуклого многоугольника
Знать: определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника
Уметь: распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение
2.
Решение задач по теме: «Многоугольники».
1
Многоугольники, элементы многоугольника
Знать: формулу суммы углов выпуклого многоугольника
Уметь: применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника
3.
Параллелограмм
1
Параллелограмм, свойства параллелограмма
Знать: определение параллелограмма и его свойства
Уметь: распознавать на чертеже среди четырехугольников параллелограмм
4.
Признаки параллелограмма
1
Признаки параллелограмма
Знать: формулировки свойств и признаков параллелограмма
Уметь: доказывать, что четырехугольник является параллелограммом
5.
Решение задач по теме «Параллелограмм»
1
Параллелограмм и его признаки и свойства
Знать: определение, признаки и свойства параллелограмма
Уметь: выполнять чертежи по условию задачи, находить углы и стороны параллелограмма, используя свойства углов и сторон
6.
Трапеция
1
Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция, её свойства
Знать: определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции
Уметь: распознавать трапецию, её элементы, виды, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, использую её свойства
7.
Теорема
Фалеса
1
Теорема Фалеса
Знать: формулировку теоремы Фалеса и основные этапы её доказательства
Уметь: применять терему в процессе решения задач
8.
Задачи
на построение
1
Задачи на построение
Знать: основные типы задач на построение
Уметь: делить отрезок по равные части, выполнять необходимые построения
9.
Прямоугольник
1
Прямоугольник, его элементы и свойства
Знать: определение прямоугольника, его элементы, свойства и признаки
Уметь: распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей
10.
Ромб,
квадрат
1
Понятие ромба, квадрата, свойства и признаки
Знать: определение ромба, квадрата как частных видов параллелограмма
Уметь: распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства
11.
Осевая и центральная симметрия
1
Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур
Знать: виды симметрии в многоугольниках
Уметь: строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие симметрией
12.
Решение задач по теме: «Прямоугольник, ромб, квадрат»
1
Прямоугольник, ромб, квадрат, свойства и признаки
Знать: определение, свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при решении задач
13.
Решение задач по теме: «Четырехугольники»
1
Четырехугольники: элементы, свойства, признаки
Знать: формулировки определений, свойств и признаков
Уметь: находить стороны квадрата по части сторон, используя свойства прямоугольного треугольника
14.
Контрольная работа №1 «Четырехугольники»
1
Свойства и признаки прямоугольника, трапеции, ромба, параллелограмма
Уметь: находить в прямоугольнике угол между диагоналями, используя свойство диагоналей, углы в прямоугольной и равнобедренной трапеции, используя свойства трапеции, стороны параллелограмма
ПЛОЩАДЬ (16 часов)
15.
Анализ контрольной работы.
Площадь многоугольника
1
Понятие площади, равносоставленные и равновеликие фигуры, свойства площадей
Знать: представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей
Уметь: вычислять площадь квадрата
16.
Площадь прямоугольника
1
Площадь прямоугольника
Знать: формулу площади прямоугольника
Уметь: находить площадь прямоугольника, используя формулу
17-18.
Площадь параллелограмма
2
Площадь параллелограмма
Знать: формулу вычисления площади параллелограмма
Уметь: выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь
19-20.
Площадь треугольника
2
Формула площади треугольника
Площадь треугольника, теорема о соотношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
Знать: формулу площади треугольника; формулировку теоремы о соотношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
Уметь: доказывать теорему о площади треугольника, вычислять площадь треугольника, используя формулу
21-22.
Площадь
трапеции
2
Теорема о площади трапеции. Формула площади трапеции
Знать: формулировку теоремы о площади трапеции и этапы её доказательства
Уметь: находить площадь трапеции, используя формулу
23-25.
Решение задач по теме «Площадь»
3
Формулы площадей прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции
Уметь: решать задачи на вычисление площади четырехугольника
Знать и уметь: выводить формулы площади параллелограмма, трапеции, треугольника
26.
Теорема
Пифагора
1
Теорема Пифагора
Знать: формулировку теоремы Пифагора и этапы её доказательства
Уметь: находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора
27.
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
Теорема, обратная теореме Пифагора
Знать: формулировку теоремы, обратной теореме Пифагора
Уметь: доказывать и применять при решении задач теорему, обратную теореме Пифагора
28-30.
Решение
задач по теме: «Теорема Пифагора»
3
Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора
Знать: формулировку теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, теорему, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора
31.
Контрольная работа №2 «Площадь»
1
Формулы вычисление площадей параллелограмма, трапеции, теорема Пифагора
Уметь: находить площадь треугольника по известной стороне, проведенной к ней, находить элементы треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора. Находить площадь и периметр ромба по его диагоналям
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ (20 часов)
32.
Инструктаж по ТБ. Анализ контрольной работы.
Определение подобных треугольников
1
Подобные треугольники, коэффициент подобия
Знать: определение пропорциональных отрезков подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника
Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны
33.
Отношение площадей подобных фигур
1
Связь между площадями подобных фигур
Знать: формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников
Уметь: находить отношения площадей, составлять уравнение, исходя из условия задачи
34-35.
Первый признак подобия треугольников
2
Первый признак подобия треугольников
Знать: формулировку первого признака подобия треугольников, основные этапы его доказательства
Уметь: доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников, выполнять чертеж по условию задачи
36-37.
Второй и третий признаки подобия треугольников
2
Второй и третий признаки подобия треугольников
Знать: формулировку второго и третьего признаков подобия треугольников, основные этапы его доказательства
Уметь: доказывать и применять при решении задач второй и третий признаки подобия треугольников
38.
Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»
1
Признаки подобия треугольников
Уметь: доказывать подобие треугольников и находить элементы треугольника, используя признаки
39.
Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников»
1
Признаки подобия треугольников
Уметь: находить стороны, углы, отношения сторон, отношение периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки. Доказывать подобие треугольников.
40.
Анализ контрольной работы.
Средняя линия треугольника
1
Средняя линия треугольника
Знать: формулировку теоремы о средней линии треугольника
Уметь: проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника
41.
Свойство медиан треугольника
1
Свойство медиан треугольника
Знать: формулировку свойства медиан треугольника
Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство медиан
42.
Пропорциональные отрезки
1
Среднее пропорциональное
Знать: понятие среднего пропорционального, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла
Уметь: находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты
43.
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Знать: теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике
Уметь: использовать теоремы при решении задач
44.
Измерительные работы на местности
1
Применение подобия треугольников в измерительных работах на местности
Знать: как находить расстояние до недоступной точки
Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии
45.
Задачи
на
построение
1
Задачи на построение
Знать: этапы построений
Уметь: строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; угол, равный данному; прямую параллельную данной
46.
Задачи на построение методом подобных треугольников
1
Метод подобия
Знать: метод подобия
Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение
47.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
Понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество
Знать: понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество
Уметь: находить значения одной из тригонометрических функций по значению другого
48.
Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90°
1
Синус, косинус, тангенс углов 30°, 45°, 60°, 90°
Знать: значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45°, 60°, 90°
Уметь: определять значения синуса, косинуса и тангенса по заданному значению углов
49.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Решение прямоугольных треугольников
Знать: соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Уметь: решать прямоугольные треугольники, используя определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла
50.
Решение задач по теме: «Подобие треугольников и соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Подобие треугольников и соотношения между сторонами и углами треугольника
Знать: признаки подобия треугольников и соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать задачи с использование тригонометрии
51.
Контрольная работа №4 «Применение подобия треугольников и соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Средняя линия треугольника, свойство медиан треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника
Уметь: находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру. Решать прямоугольный треугольник.
ОКРУЖНОСТЬ (16 часов)
52.
Анализ контрольной работы.
Взаимное расположение прямой и окружности
1
Взаимное расположение прямой и окружности
Знать: Случаи взаимного расположения прямой и окружности
Уметь: определять взаимного расположения прямой и окружности, выполнять чертеж по окружности
53.
Касательная к окружности
1
Касательная и секущая к окружности, точка касания
Знать: понятие касательной, точки касания, свойство касательной и её признак
Уметь: проводить касательную к окружности
54.
Решение задач по теме: «Касательная к окружности»
1
Касательная и секущая к окружности, равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки, свойство касательной и её признак
Знать: взаимное расположение прямой и окружности; формулировку свойства касательной; формулировку свойства отрезков касательных проведенных из одной точки
Уметь: находить радиус окружности, проведенный в точку касания, по касательной и наоборот
55.
Центральный угол
1
Центральные и вписанные углы.
Градусная мера дуги окружности
Знать: понятие градусной меры дуги окружности, понятие центрального угла
Уметь: решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности
56.
Теорема о вписанном угле
1
Понятие вписанного угла, теорема о вписанного угле и следствие из неё
Знать: определение вписанного угла, теорему о вписанном угле и следствия из неё
Уметь: распознавать на чертеже вписанные углы, находить величину вписанного угла
57.
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
1
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
Знать: формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд
Уметь: применять теорему при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
58.
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»
1
Центральные и вписанные углы
Знать: формулировки определений вписанного и центрального угла, теоремы об отрезках пересекающихся хорд
Уметь: находить величину центрального и вписанного угла
59.
Свойство биссектрисы угла
1
Теорема о свойстве биссектрисы угла
Знать: формулировку теоремы о свойстве равноудаленности каждой точки биссектрисы
Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы, выполнять чертеж по условию задачи
60.
Серединный перпендикуляр
1
Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре
Знать: понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы о серединном перпендикуляре
Уметь: применять теорему при решении задач на нахождение элементов треугольника
61.
Теорема о точке пересечения высот треугольника
1
Теорема о точке пересечения высот треугольника, четыре замечательные точки треугольника
Знать: четыре замечательные точки треугольника, формулировку теоремы о пересечении высот треугольника
Уметь: применять теорему при решении задач на нахождение элементов треугольника
62.
Вписанная окружность
1
Понятие вписанной окружности, теорема об окружности, вписанной в треугольник
Знать: определение вписанной окружности, формулировку теоремы об окружности, вписанной в треугольник
Уметь: распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности
63.
Свойство описанного четырехугольника
1
Теорема о свойстве описанного четырехугольника
Знать: формулировку теоремы о свойстве описанного четырехугольника
Уметь: применять свойство при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
64.
Описанная окружность
1
Описанная окружность, терема об окружности, описанной около треугольника
Знать: определение описанной окружности, формулировку теоремы об окружности, описанной около треугольника
Уметь: распознавать на чертежах описанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства описанной окружности
65.
Свойство вписанного четырехугольника
1
Свойство углов вписанного четырехугольника
Знать: формулировку теоремы о свойстве вписанного четырехугольника
Уметь: применять свойство при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
66.
Решение задач по теме «Окружность»
1
Вписанная и описанная окружность, свойство вписанного и описанного четырехугольника
Знать: формулировки определений и теоремы о свойстве описанного и вписанного четырехугольника
Уметь: применять свойства при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
67.
Контрольная работа №5 «Окружность»
1
Касательная к окружности; центральные и вписанные углы; Вписанная и описанная окружность, свойство вписанного и описанного четырехугольника
Знать: формулировки определений и теорем
Уметь: применять определения и свойства при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
ПОВТОРЕНИЕ (1 часа)
68.
Анализ контрольной работы.
Повторение тем «Четырехугольники. Площадь»
1
Четырехугольники: определения, свойства, признаки, площади
Знать: формулировки определений, свойств, признаков четырехугольников; площади четырехугольников
Уметь: находить элементы четырехугольников, опираясь на изученные свойства, признаки, вычислять площадь четырехугольника
Учебно-методическое обеспечение
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
-
Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2010.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2010.