Методические указания к практическим работам

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ СПО СТСПО





Методические рекомендации

для выполнения практических работ

по теме «Функция»

по дисциплине «Математика»





Преподаватель:

Каменская Е.П.




2015 г.

Данная работа содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Математика» и предназначена для обучающихся специальностям среднего профессионального образования.

Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ по предмету «Математика» по теме «Функция и её сврйства».



Разработчик:

ГАОУ СПО СТ СПО преподаватель Каменская Е.П.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Одобрено на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/




Пояснительная записка

Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний, при предэкзаменационном повторении. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания.

Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться студентами индивидуально или фронтально. Данные задания удобно использовать при предэкзаменационном повторении по теме «Функция, её свойства, производные и интеграл».



Содержание

Практическая работа №1 Функции одной переменной и их свойства…5

Практическая работа №3 Непрерывность функции, точки разрыва…..16

Практическая работа №4 Производная и ее геометрический смысл….

Рекомендуемая литература………………………………………………….79

Практическая работа №1

Тема: Функции одной переменной и их свойства.

Цель: сформировать умение использовать свойства функции для ее исследования, решать задачи и упражнения по данной теме.


Теоретические сведения к практической работе

Если каждому элементу х из множества Х по некоторому правилу f поставлен в соответствие элемент у множестваY, то говорят, что на множестве Х определена функция со значениями в множестве Y, и записывают y=f(х).

Множество Х называется областью определения функции D(f), а множество Y - областью значений функции E(f).

Пример 1. Найти область определения функции

Методические указания к практическим работам

Основные свойства функции:

  1. Четность и нечетность. Функция y=f(x) называется четной, если для любых значений х из области определения f(-x)=f(x), и называется нечетной, если f(-x)=-f(x). В противном случае функция y=f(x) называется функцией общего вида.

График четной функции симметричен относительно координатной оси у, график нечетной функции симметричен относительно начала координат (0;0).

Пример 2. Установить четность или нечетность функции.

Методические указания к практическим работам

  1. Монотонность. Функция y=f(x) называется возрастающей (убывающей) на некотором промежутке Х из области определения, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее (меньшее) значение функции.

  2. Ограниченность. Функция y=f(x) называется ограниченной на некотором промежутке Х из области определения, если существует число М>0, такое, что Методические указания к практическим работам для любого Методические указания к практическим работам.

  3. Периодичность. Функция y=f(x) называется периодической с периодом Т>0, если для любых значений х из области определения f(x+T)=f(x-T)=f(x).

Пример 3.

Содержание практической работы:

Задание 1. Найти область определения функции

Методические указания к практическим работам

Задание 2. Установить четность или нечетность функции.

Методические указания к практическим работам

ЗМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамадание 3. Описать основные свойства функции по графику:

1Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам)

Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам4)

Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам



Практическая работа №2

Тема: Непрерывность функции, точки разрыва.

Цель: сформировать умение исследовать функцию на непрерывность и наличие точек разрыва, определять род точек разрыва.

Теоретические сведения к практической работе

Функция Методические указания к практическим работам называется непрерывной
в точке
х0, если она: 1) определена в точке х0; 2) имеет конечный предел при Методические указания к практическим работам; 3) этот предел равен значению функции в этой точке Методические указания к практическим работам

Функция называется непрерывной на некотором промежутке Х, если она непрерывна в каждой точке этого промежутка.

Все элементарные функции непрерывны во всех точках, где они определены.

Содержание практической работы

Задание 1. Доказать, что функция является непрерывной

Методические указания к практическим работам

Задание 2. Найдите точки разрыва функции:

Практическая работа №3

Тема: Производная и ее геометрический смысл.

Цель: сформировать умение находить производные функций, находить производные сложных функций, знать геометрический смысл производной. применять правило Лопиталя для нахождения пределов.




Теоретические сведения к практической работе

Производной функции Методические указания к практическим работам называется конечный предел отношения приращения функции Методические указания к практическим работам к приращению независимой переменной Методические указания к практическим работам при стремлении последнего к нулю:

Методические указания к практическим работам

Если функция в точке х0 (или на промежутке Х) имеет конечную производную, то функция называется дифференцируемой в этой точке (или на промежутке Х).

Процесс отыскания производной называется дифференцированием.

ГМетодические указания к практическим работамеометрический смысл производной.
Если кривая задана уравнением Методические указания к практическим работам,
то Методические указания к практическим работам- угловой коэффициент касательной к графику функции в этой точке (Методические указания к практическим работам).

Уравнение касательной к кривой Методические указания к практическим работам
в точке х0 (прямая М0Т) имеет вид:

Методические указания к практическим работам

Правила дифференцирования

№ пп

U = u(x), V=V(x) -
дифференцируемые функции

№ пп

U = u(x), V=V(x) -
дифференцируемые функции

I

Методические указания к практическим работам

V

Методические указания к практическим работам

II

Методические указания к практическим работам

VI

Производная сложной функции Методические указания к практическим работам

III

Методические указания к практическим работам

IV

Методические указания к практическим работам


Формулы дифференцирования основных элементарных функций

№ пп

с=const, х - независимая переменная,
u = u(x) - диф­ференцируемая функция

1

С'= 0

9

Методические указания к практическим работам

2

x'= 1

10

Методические указания к практическим работам

3

Методические указания к практическим работам

11

Методические указания к практическим работам

4

Методические указания к практическим работам

12

Методические указания к практическим работам

5

Методические указания к практическим работам

13

Методические указания к практическим работам

6

Методические указания к практическим работам

14

Методические указания к практическим работам

7

Методические указания к практическим работам

15

Методические указания к практическим работам

8

Методические указания к практическим работам

Производной n-го порядка называется производная от производной (n-1)-го порядка. Производные высших порядков вычисляются последовательным дифференцированием данной функции.

Производная второго порядка Методические указания к практическим работам или Методические указания к практическим работам

Производная третьего порядка Методические указания к практическим работам или Методические указания к практическим работам и т. д.

Пример 1. Найти производные функций:

а) Методические указания к практическим работамб) Методические указания к практическим работам

Решение.

а) Используя правила I, III и формулу (3), получим:

Методические указания к практическим работам

б) Используя правила дифференцирования произведения функций II, разности I, формулы (5), (7), (8) получим:

Методические указания к практическим работам

Пример 2. Составить уравнение касательной к кривой Методические указания к практическим работамв точке с абсциссой х0=2.

Используем уравнения касательной:

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Подставим Методические указания к практическим работам в уравнения и получим: Методические указания к практическим работам

или Методические указания к практическим работам - уравнение касательной.

Пример 3. Найти производную второго порядка функции Методические указания к практическим работам

Решение. Методические указания к практическим работам поэтому найдём производную первого порядка,
а затем второго.

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Содержание практической работы

Задание 1. Найти производные 1-го порядка данных функций

1) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам3) 3)Методические указания к практическим работам Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

Задание 2. Составить уравнение касательной к кривой y=f(x) в точке с абсциссой х0.

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам

Задание 3. Найти производную второго порядка функции y=f(x).

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам

Практическая работа №4

Тема: Интеграл. Методы интегрирования. Определенный интеграл.

Цель: сформировать умение вычислять неопределенные и определенные интегралы, используя различные методы интегрирования.

Теоретические сведения к практической работе

Функция Методические указания к практическим работам, определенная на интервале Методические указания к практическим работам, называется первообразной для функции Методические указания к практическим работам, определенной на том же интервале Методические указания к практическим работам, если Методические указания к практическим работам

Если Методические указания к практическим работам - первообразная для функции Методические указания к практическим работам, то любая другая первообразная Методические указания к практическим работамдля функции Методические указания к практическим работам отличается от Методические указания к практическим работам на некоторое постоянное слагаемое, т. е. Методические указания к практическим работам где Методические указания к практическим работам.

Неопределенным интегралом от функции Методические указания к практическим работам называется совокупность всех первообразных для этой функции. Обозначается неопределенный интеграл: Методические указания к практическим работам где Методические указания к практическим работам

Операция нахождений первообразной для данной функции называется интегрированием. Интегрирование является обратной операцией к дифференцированию:

Методические указания к практическим работам

Для проверки правильности выполненного интегрирования необходимо продифференцировать результат интегрирования и сравнить полученную функцию с подынтегральной.

Свойства неопределенного интеграла:

1. Методические указания к практическим работам

2. Методические указания к практическим работам

3. Методические указания к практическим работам

4. Методические указания к практическим работам

Таблица основных интегралов

1. Методические указания к практическим работам 2. Методические указания к практическим работам

3. Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

4. Методические указания к практическим работам 5. Методические указания к практическим работам

6. Методические указания к практическим работам 7.Методические указания к практическим работам

8. Методические указания к практическим работам 9. Методические указания к практическим работам

10. Методические указания к практическим работам 11. Методические указания к практическим работам

12. Методические указания к практическим работам 13. Методические указания к практическим работам

14. Методические указания к практическим работам 15. Методические указания к практическим работам

16. Методические указания к практическим работам 17. Методические указания к практическим работам

18. Методические указания к практическим работам

Каждая из приведенных в таблице формул справедлива на промежутке, не содержащем точек разрыва подынтегральной функции. Вычисление интегралов с использованием таблицы и основных свойств называют непосредственным интегрированием.

Пример 1. Пользуясь таблицей основных интегралов и свойствами неопределенного интеграла, найти интегралы (результат интегрирования проверить дифференцированием):

Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

Решение.

Методические указания к практическим работам Проверка:

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Проверка:

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Определенный интеграл, его вычисление и свойства

Определенный интеграл от функцииМетодические указания к практическим работам, непрерывной на отрезке Методические указания к практическим работам, вычисляется по формуле:

Методические указания к практическим работам (5)

где Методические указания к практическим работам- первообразная для функции Методические указания к практическим работам, т. е. Методические указания к практическим работам

Формула (5) называется формулой Ньютона - Лейбница.

Свойства определенного интеграла:

Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

6) Если Методические указания к практическим работам для всех Методические указания к практическим работам, то Методические указания к практическим работам

7) Если Методические указания к практическим работам для всех Методические указания к практическим работам, то Методические указания к практическим работам

При вычислении определенного интеграла для нахождения первообразной используют те же методы, что и для нахождения неопределенного интеграла, т. е. замену переменной, интегрирование по частям и т. д.

Пример 4. Вычислить определенный интеграл Методические указания к практическим работам

Решение.

Методические указания к практическим работам

Содержание практической работы

Задание 1. Вычислить интегралы.

1) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам

Задание 2. Вычислить определенный интеграл.

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам

Практическая работа №5

Тема: Применение определенного интеграла для вычисления площадей, длин и объемов фигур.

Цель: сформировать умение применять определенный интеграл для вычисления площадей, длин и объемов фигур.

Теоретические сведения к практической работе

Площади плоских фигур

1. Вычисление площадей плоских фигур в декартовой системе координат

Если плоская фигура (рис. 1) ограничена линиями Методические указания к практическим работамМетодические указания к практическим работам, где Методические указания к практическим работамдля всех Методические указания к практическим работам, и прямыми Методические указания к практическим работам, Методические указания к практическим работам, то ее площадь вычисляется по формуле:

Методические указания к практическим работам (8)

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Рис. 1

Рис. 2

Пример. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:

Методические указания к практическим работам

Решение. Построим схематический рисунок (рис. 2). Для построения параболы возьмем несколько точек:

x

0

1

-1

2

-2

3

-3

4

-4

y

-2

-1

-1

2

2

7

7

14

14

Для построения прямой достаточно двух точек, например Методические указания к практическим работам и Методические указания к практическим работам.

Найдем координаты точек Методические указания к практическим работам и Методические указания к практическим работам пересечения параболы Методические указания к практическим работам и прямой Методические указания к практическим работам.

Для этого решим систему уравнений

Методические указания к практическим работам

Тогда Методические указания к практическим работам Итак, Методические указания к практическим работам

Площадь полученной фигуры найдем по формуле (8), в которой

Методические указания к практическим работампоскольку Методические указания к практическим работам для всех Методические указания к практическим работам. Получим:

Методические указания к практическим работам

Вычисление объемов тел вращения

Если тело образовано вращением вокруг оси OX криволинейной трапеции, ограниченной кривой Методические указания к практическим работам, осью OX и прямыми Методические указания к практическим работам, Методические указания к практическим работам (рис. 5), то его объем вычисляется по формуле:

Методические указания к практическим работам (12)

Методические указания к практическим работам

Методические указания к практическим работам

Рис. 5

Рис. 6

Пример. Найти объем тела, полученного вращением вокруг оси OX фигуры, ограниченной линиями: Методические указания к практическим работам

Решение. Построим криволинейную трапецию, вращением которой получается тело вращения (рис. 6).

Чтобы получить объем тела вращения из объема Методические указания к практическим работам тела, полученного вращением фигуры ОАВС, вычтем объем Методические указания к практическим работам тела, полученного вращением фигуры ОАВ. Тогда искомый объем Методические указания к практическим работам. По формуле (12) найдем Методические указания к практическим работам и Методические указания к практическим работам: Методические указания к практическим работам (ед. объема);

Методические указания к практическим работам(ед. объема);

Методические указания к практическим работам(ед. объема).

Содержание практической работы

Задание 1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями.

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам

Задание 2. Найти объем тела, полученного вращением вокруг оси OX фигуры, ограниченной линиями.

1) Методические указания к практическим работам

2) Методические указания к практическим работам

3) Методические указания к практическим работам

4) Методические указания к практическим работам

5) Методические указания к практическим работам

6) Методические указания к практическим работам

Рекомендуемая литература

Основные источники

  1. Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011

  2. Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. - М: Издательский центр «Академия», 2011

  3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2009

Дополнительные источники

  1. Высшая математика для экономистов. Под ред. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2007

  2. Математика и информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Виноградов Ю.Н., Гомола А.И., Потапов В.И., Соколова Е.В./ - М.: Издательский центр «Академия», 2009



© 2010-2022