• Преподавателю
  • Математика
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ»
в с. Беломестная Криуша Тамбовского района
Тамбовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам.

Монтень.











ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»







Г.В. Нечукина, учитель математики.








АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА

Модернизациея образования, введение ФГОС предусматривает в Новой школе повышение внимания к необходимости развития креативности мышления- свойства, позволяющего создавать новый продукт, применению инновационных технологий, которые повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, происходит формирование ключевых компетенций; Образовательные стандарты: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Итогом внедрения инновационных технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний, развитие творческой активно-познавательной деятельности обучающихся

Противоречия

  • Легче адаптироваться в современном мире людям, обладающим креативным мышлением, а не выполняющим монотонную работу.

  • Между значительным объемом изученного материала и неумением творчески его осмыслить.

  • Между современными требованиями к уроку и недостаточным материально-техническим оснащением школы: отсутствие проектора и компьютера в каждом классе.

  • Огромны возможности использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций, а недостаточна готовность обучающихся к данному виду деятельности: в сельской школе предмет ИКТ изучается с 8 класса

ПРОБЛЕМА

  • Как формирование креативного мышления способствует умению жить в современном социуме?

  • Почему развитие креативного мышления позволяет личности свободно адаптироваться в условиях быстро меняющейся социальной среды?

  • Какие инновационные технологии способствуют развитию творческого потенциала обучающихся?




ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Проблемы теории творческого мышления, изучение способов, методов и приемов развития креативного мышления у обучающихся на уроках математики.

  • Инновационные технологии, методы и приёмы как средство развития креативного мышления у обучающихся

ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Объект исследования

Образовательные инновационные технологии обучения

  • Предмет исследования

Инновационные технологии, методы и приёмы как средство развития креативного мышления у обучающихся

ГИПОТЕЗА

Развитие креативного, творческого мышления на уроках математики возможно только при условии использования инновационных технологий, нестандартных заданий, требующих независимости мышления,

здравого смысла, оригинальности и изобретательности

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Создание оптимальных условий и конкретных методов развития креативного, творческого мышления на уроках математики.

ЗАДАЧИ

  • Раскрыть сущность креативного мышления и творческих способностей

  • Изучить основные особенности креативного мышления.

  • Рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития творческого мышления.

  • Выявить уровень сформированности творческого мышления

  • Определить способы и приемы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках математики.

  • Развивать творческое мышление.

  • Формировать навыки самостоятельного добывания знаний и принятия решений.

Участники проекта

  • Обучающиеся моих классов

Срок реализации

  • 2года

Этапы реализации проекта

Аналитический

1.Подготовительный. Изучение ресурсов, проблемы.

2.Диагностический. Наблюдение, тестирование, анкетирование, мониторинги, эксперимент, изучение ученического творчества, ответ на «легенду о купце», позволяющие выявить креативность мышления и творческие способности детей.

Практический.
Достижение поставленной цели и решение поставленных задач.

Заключительный.
Анализ полученных результатов.

Ход работы

  • Постановка проблемы исследования

  • Формирование гипотезы

  • Планирование и разборка исследовательских действий

  • Сопоставление данных, умозаключений, их проверка

  • Подготовка и оформление работы

  • Презентация работы

  • Выводы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение мотивации, качества знаний, развитие творческой активности обучающихся.

  • Приобретение обучающимися умений:

    • выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;

    • выбирать рациональное решение;

    • творчески работать, проявляя свою индивидуальность

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ.

  • Сайт «Электронный педагогический журнал». Методологические особенности уроков математики в условиях перехода на ФГОС

  • chernov-trezin.narod.ru/Index.htm

  • ElenaArich.com «Искусство креативного мышления»

  • ALEX.RU «Как развить креативное мышление»

  • Журнал Креативная экономика «Креативное мышление и инновационное развитие общества» 2008 №5,17

  • Теория и практика продуктивного обучения (под ред. М.И. Башмакова), М.: Народное образование, 2000.

  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление, М.: Прогресс, 1987.

  • .Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1981.

  • Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе Христоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.

Что такое креативное мышление?

  • Во- первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

КРЕАТИВНОСТЬ

- это новые изобретения, свежая мысль;

- это духовный подъем;

- это вдохновение и новые идеи;

- это шанс сдвинуть с места все привычные вещи и получить новую форму их развития;

- это шанс ближе подойти к успеху, самореализации, гармонии!

ПОКАЗАТЕЛИ,ПО КОТОРЫМ СУДЯТ
О КРЕАТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

  • оригинальность мысли;

  • возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

  • беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;

  • способность найти новые, непривычные функции ответа или его части;

  • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

Психолого-педагогические принципы развития креативного мышления школьников:

  • Проблемность обучения;

v индивидуализация и дифференциация обучения;

v интеллектуальная активность

(интеллектуальная инициатива);

  • оптимальное развитие различных видов

мыслительной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

ТЕСТ ПО ГИЛФОРДУ

  • Дж. Гилфорд - шесть параметров креативности:

  • 1) cпособность к обнаружению и постановке проблем;

  • 2) cпособность к генерированию большого числа идей

  • 3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей

  • 4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно

  • 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  • 6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Использование современных педагогических технологий

Личностно-ориентированное обучение
При использовании данной технологии ориентируюсь на идею развития самосознания.
Технология проектно-исследовательского обучения
Включаю в процесс обучения создание проектов.
Информационно-коммуникационные технологии
Использую цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет при подготовке и проведении уроков и во внеурочное время.
Модель индивидуальной педагогической поддержки
На уроках создаю ситуацию взаимного обучения посредством диалогического общения. Создаю индивидуальную программу развития для одарённых

  • 2014-2015 учебный год Результаты участия учеников и воспитанников в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях Областной конкурс «Первые шаги в науку» Овечкин Роман 2место в муниципальном этапе, Хворов Илья 5место в муниципальном этапе,

  • Региональный смотр-конкурс изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края» номинация «Православные храмы»-Алферова Алина,5класс, руководитель Нечукина Г.В.

  • Международная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»-(победители 4-дипломы)

  • Международный блиц - турнир «Считай, решай, узнай»

  • Олимпиада по Основам православной культуры: «Русь Святая, храни веру Православную!» Алферова Алина 30 баллов из 30

  • Олимпиада по математике «Центр поддержки талантливой молодежи»

  • Всероссийская олимпиада по математике: школьный и муниципальный этап.

  • Областной конкурс web-сайтов обучающихся «Мой первый сайт»

учащийся 8 класса: Хворов Илья Вячеславович - сайт «Краткие факты»

  • Открытая конференция творческих работ школьников «Малые Грани» Алферова Алина «Калейдоскоп интересного: система быстрого счета» прошли муниципальный этап, областной заочный, приглашены выступать на очном…20.02.2015

  • Рейтинг второй Всероссийской олимпиады «Центр поддержки талантливой молодежи» Бийск

  • Районный уровень:
    - I место

  • - Грамота за I место

  • - II место

  • Областной уровень:
    - II место

  • - Грамота за II место

  • - III место

  • По России

  • - IV место

  • - V место

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

Результативность использования инновационных технологий оценивается на основе анкетирования учеников

Блоки компетенций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»

Сравнительный анализ ключевых компетенций выпускников показывает, что уровень компетенций большинства учащихся определяется высоким. Для развития компетенций есть все условия: рабочие программы, инновационные технологии, компьютерный кабинет, выход в интернет.

Результаты заключительной диагностики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»





РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА


  • повышение качества знаний;

  • увеличение числа участников, лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов;

  • интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся;

  • разработка программы дополнительного образования «Компьютерики», способствующей формированию креативного мышления;

  • положительная динамика уровня креативной деятельности;

  • положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне

ВЫВОДЫ

Инновационные технологии, методы и приёмы обучения способствовали развитию креативного мышления обучающихся.

Доказательство: активное участие и победа в олимпиадах различного уровня, конкурсах.

Гипотеза подтверждена!

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»С моей деятельностью созвучны слова «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно."

Макаренко А.С.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование креативного мышления обучающихся на основе инновационных технологий»



© 2010-2022