Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация.

Данный урок ориентирован на обучающихся 5 класса изучением математики по учебнику Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012. Обыкновенные дроби» - одна из ключевых тем в курсе математики. Любой ребенок должен научиться оперировать ними для дальнейшего успешного обучения в старших классах. При планировании данного урока, применялись такие учебные возможности как эмоциональность, любознательность, игровая активность. Целью урока является формирование понятий обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся. Материал излагался научно, доступно. Все задания соответствовали программным требованиям. Основной упор на уроке делался на подготовку к восприятию нового материала и его изучению. Выбраны такие Методические приемы, как сочетание средств и методов: иллюстративный (восприятие информации, для лучшего понимания и запоминания материала). Познавательный (выполнение творческих задач),эмоциональный (создание ситуации успеха), частично - поисковый (самостоятельная работа).Формы обучения: самостоятельная работа, работа с самопроверкой, работа с наглядным материалом, устная работа с классом. Такое сочетание форм делает урок интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.
























Автор

Хафизова Фанзиля Кашбеевна МБОУ «СОШ№34» г.Нижневартоск Тюменская

Предмет

Математика

Класс

5 класс

УМК

Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012.

Тема урока

Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

Обучающиеся научатся правильно читать , писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов , развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;

  • относительно дидактических задач: восприятие;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;

  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;

  • ведут диалог, отвечают на вопросы;

  • оценивают себя;

  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

компьютер, проектор, экран, документ камера, раздаточный материал



Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания в парах

Участвуют в работе по проверке домашнего задания (в парах), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. .

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. . Этап изучение нового материала.

Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение "Доли", изображать дроби на координатном луче.

При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче.

10

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

10

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы класса в целом.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3


  1. Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствует детей, проверяет готовность

к уроку. Создает эмоциональный настрой на

работу. Организует внимание учащихся.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всѐ пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всѐ чѐтко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в учебный процесс

1

организация своей учебной деятельности; мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Вам был задан № 878(а,г,д). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений?

Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от 1000.

Загадка:

Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?

А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Запись темы урока на доске



Устно: 9 , 21 , 50, 178 , 500.

Устно: Дробь

Обыкновенные дроби

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам исправляют ошибки и ставят оценку


Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества. Выдвижение гипотезы.

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

2

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

самоопределение.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Определение дробей.

Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз.


  1. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?

  2. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?

  3. Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части. Сколько будет весить часть?

Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма. Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Когда образуются дроби?

Доля - это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части - название доли "половина", на три - "треть"; на четыре - "четверть".

Записи ½, 1/3, ¼, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

Дробь ½ означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 - пять шестых, 7/11 - семь одиннадцатых.

Практическая работа

На доске записаны дроби: Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта(числитель 3, знаменатель 5),

Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта(числитель 5, знаменатель 9), Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта(числитель 4, знаменатель 7), Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта(числитель 7, знаменатель 12), Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта(числитель 1, знаменатель 8).

Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель?

А каким числом не может быть знаменатель дроби?

Может ли существовать дробь со знаменателем 1? Приведите примеры. Конечно же, дробь со знаменателем 1 существует, ведь это еще одна форма записи натурального числа.


Получат по 3 ягоды

По 2 персика

Каждая по половине килограмма.

Приводят примеры употребления приставки «пол»

Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

Записывают правильное чтение дробей в тетрадь.


Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта

Закрасили, получили дроби.

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение


Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.)

Делают запись в тетрадях

Устный ответ: Нулем.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Для закрепления дети записывают формулу в тетрадь: Урок по теме Обыкновенные дроби технологическая карта.

19

Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.






Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске.

Самооценка учащихся.

Самостоятельно пишут диктант, самопроверка , самооценка.

Отвечают на вопросы.




5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Открываем учебники на стр. 89 №304 -устное задание.

Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

6

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.


№ 300. Вызывает ученика к доске для решения задачи, задает дополнительные вопросы по заданию.

Что требуется найти по условию задачи?

Что нам для этого нужно знать?

Все ли из этого нам известно?

Можем найти это?


№307

Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Ученик читает задачу вслух, вместе с классом под руководством учителя анализируют задачу.

Какова длина одной части ?

Сколько метров проволоки было и сколько отрезали.

Да. 1) 100: 2 = 50 (см) - отрезали проволоки.

2) 100 - 50 = 50 (см) - осталось проволоки.

8

формирование позитивной самооценки

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги класса.

Что изучали сегодня на уроке?

- Кто желает сформулировать определение дроби?

- Из чего она состоит?

-Что показывает знаменатель дроби?

А что показывает числитель дроби?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

Обыкновенные дроби.

Это часть от единицы.

Числитель и знаменатель.

Знаменатель - сколько частей взяли.

Числитель - на сколько равных частей разделили.

2

Оценивание собственной деятельности на уроке,

проверка усвоенных на уроке знаний.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?

- Что понравилось на уроке, а что нет?

- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления.



Литература.


1.Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2012г.

2.Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя.

3.А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2011

4.Я иду на урок математики. 5 класс. Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2003 г. -352 с.: ил.


1


© 2010-2022