Урок-проект по математике для 5 класса «Сказочные и не сказочные задачи на проценты»

Разработка урока-проекта «Сказочные и не сказочные задачи на проценты»  предназначена для учителей математики, преподающих в  5 классе в  логике требований ФГОС. В зависимости от уровня подготовленности класса разработка может быть реализована в 5 классе на этапе обобщения  при изучении  темы «Проценты»  в течение одного урока, а также в конце года при организации итогового повторения или в рамках внеурочной деятельности. Наиболее эффективно проект реализуется при условии обеспечения возможности групповой работы учащихся с применением планшетов и возможности удаленного доступа к общим сетевым ресурсам.   Конспект содержит достаточно подробное описание: -  целей проекта в логике требований ФГОС (в направлении личностного развития; в метапредметном направлении; в предметном направлении); -  содержания деятельности учащихся (Исследуя содержание русских народных сказок, пословиц и поговорок, рекламных объявлений сконструировать и решить задачи разных типов по теме «Проценты»). -  этапы реализации проекта. При желании можно привлечь учащихся  уже на подготовительном этапе проекта, но в рамках урока основными являются: 1. Информационный: обоснование цели и задач проекта.  В разработка содержится аннотация проекта для учащихся, мотивирующая на выполнение проекта. 2. Самоопределение в группу (включая схему самоопределения). Работа организуется  тремя командами. Команда «Мудрецы» будет исследовать пословицы и поговорка. Команда «Сказочники» вспомнит и исследует русские народные сказки, а команда «Бизнесмены» - рекламные объявления. Цель каждой команды – найти и оформить в виде задач на проценты содержание своего информационного кластера.  3. Работа с информационными источниками (сказки, пословицы, поговорки, рекламные объявления) – исследование и отбор содержания для различных типов задач на проценты. В разработке не представлены конкретные информационные материалы, поэтому содержание может очень широко варьироваться в зависимости от интересов и  возможностей каждого ученика: можно использовать любые информационные источники – книги (в том числе могут быть аудио- и видео-файлы, реальные рекламные буклеты или специально подготовле... 4. Конструирование и оформление задач.  Конструирование алгоритмов (в группе). Конспект  содержит инструкцию и пример задачи, составленной на ее основе. Использование образца позволяет не только оценить уровень сформированности необходимых учебных умений, но и позволяет формировать навыки само - и взаимооценивания получаемого результата   5. Оформление результата (с использованием шаблона). Этап может быть реализован с помощью различных средств, доступных пятиклассникам. Наиболее эффективно применить средства организации коллективной учебной работы Google Аpps. Если у учителя нет возможности использовать ИКТ, этот этап может быть реализован как творческое домашнее задание. В этом случае следует предусмотреть и оговорить сроки и время заключительного этапа проекта. Практика показывает, что в 5-6 классах реализация краткосрочных пр... 6. Защита проекта (критериальное оценивание). Каждая команда предъявляет свой шаблон, предлагает тексты задач (остальные участники решают предложенные задачи). На этапе защиты каждая команда имеет возможность предъявить свой продукт, поучаствовать в обсуждении, решить предложенные задачи, оценить работу других команд по предложенным критериям. Реализация проекта будет способствовать достижению актуальных образовательных задач: - формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; - формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - проект «Сказочные и не сказочные задачи на проценты», математика, 5 класс, тема «Проценты».

Автор: учитель математики МБОУ СОШ №161 Бурбилова Е.А.

Цели проекта в логике требований ФГОС по математике:

  1. В направлении личностного развития:

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. В метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  1. В предметном направлении:
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни;
    • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание деятельности:

Исследуя содержание:

  • русских народных сказок;

  • пословиц и поговорок;

  • рекламных объявлений

сконструировать и решить задачи разных типов по теме «Проценты».

Этапы работы над проектом:

  1. Информационный: обоснование цели и задач проекта.

  2. Самоопределение в группу (см. схему самоопределения).

  3. Работа с информационными источниками:

  • Чтение (прослушивание) текстов сказок, пословиц, поговорок;

  • Исследование и отбор содержания для различных типов задач на проценты;

  1. Конструирование и оформление задач. Конструирование алгоритмов (в группе).

  2. Оформление результата (с использованием шаблона).

  3. Защита проекта.

При подготовке можно использовать:

  1. папку с информационными ресурсами к проекту.

  2. шаблоны презентации.

1 этап. Аннотация проекта (для учащихся):

Мы с вами познакомились с понятием «Процент». Мы научились:

  • выражать процентом долю (часть чего либо);

  • находить целое по его доле, выраженной процентом;

  • находить процентное отношение и другие.

Сегодня на уроке мы попробуем «обнаружить» новые задачи на проценты в пословицах, сказках и даже в рекламных объявлениях, выполнив проект «Сказочные и не сказочные задачи на проценты». А результатом нашей работы будут:

  1. Новые и интересные задачи на проценты.

  2. Алгоритмы решения задач разных типов.

Чтобы работа над проектом была интересной, а результат качественным, мы будем работать тремя командами. Команда «Мудрецы» будет исследовать пословицы и поговорка. Команда «Сказочники» вспомнит и исследует русские народные сказки, а команда «Бизнесмены» - рекламные объявления.

Цель каждой команды - найти и оформить в виде задач на проценты содержание своего информационного кластера.

2 этап. Самоопределение.

Каждый ученик выбирает группу, в которой будет работать с помощью формы самоопределения.

3 этап. Работа с информационными источниками.

Инструкция:

  1. Прочитайте предложенные тексты (сказки, пословицы, поговорки, рекламные объявления).

  2. Выделите все объекты, о которых идет речь в тексте.

  3. Какие количественные отношения связывают эти объекты? (больше…, меньше…, поровну, …часть от…).

  4. Придумайте вопросы про эти объекты. (Формулируем вопрос задачи).

  5. Что нужно знать, чтобы ответить на эти вопросы? (Составляем условие задачи).

  6. Сформулируйте тексты задач, повторяя пункты 2-6.

Пример:

  1. Сказка «Волк и семеро козлят»

  2. Волк, Коза, 7 козлят.

  3. 6 козлят забрал волк, один спрятался.

  4. Сколько процентов семьи забрал волк? Каково процентное соотношение похищенных и оставшихся козлят?

  5. Семья козы - всего 8. Забрал 6.

  6. Задача. Было у козы семеро козлят. Пришел волк, обманул козлят и унес шестерых, только самому маленькому удалось спрятаться. Сколько процентов семьи нужно срочно спасать? (Решение 6:8x100%=75%)

4 этап. Конструирование и оформление задач.

Работая в группе:

  • сконструируйте задачи трех разных типов;

  • решите их;

  • опишите алгоритмы решения задач на проценты;

5 этап. Оформление результата.

  • оформите результаты работы группы в общем документе, используя шаблон;

  • подготовьтесь к защите проекта.

6 этап. Защита.

  1. Каждая команда предъявляет свой шаблон, предлагает тексты задач (остальные участники решают предложенные задачи).

  2. Само и взаимопроверка решений, обсуждение.

  3. Предъявление и защита правильности алгоритмов.

  4. Публикация коллективного документа группы.

  5. Взаимооценивание по критериям

Команда:

Задача

Алгоритм

Соответствует теме, типу

Интересная

Решение

Оформление

Соответствует теме, типу

Правильность

Оформление

1


2


3



Урок-проект по математике для 5 класса «Сказочные и не сказочные задачи на проценты»

© 2010-2022