- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики 5 класса «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Конспект урока математики 5 класса «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уваева Е.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА ТЕМУ
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
учитель математики
МОУ Кузнечихинская СШ
Уваева Е.А.
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Класс: 5
Объем учебного времени на тему: 7 часов
Место урока в теме: На раздел «Действие с дробями» отведено 40 часов, из них на сложение дробей - 7 часов, «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» - 2 урок данного раздела.
Цель (цели, задачи): Открыть правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями, получить навыки применения правила при решении типовых упражнений
В результате ученик:
- знает алгоритм сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями;
- умеет применить полученный алгоритм действий при решении задач;
- умеет формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
- умеет планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные, уровни)
Предметные: знать правила сложения дробей с разными знаменателями, получить первичные навыки применения данного правила.
Метапредметные результаты:
коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
регулятивные - формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
познавательные - уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Способы контроля за результатами: Наблюдение и оценка деятельности обучающихся, самооценка обучающихся
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Личностные: мотивация учения, оценивание усваиваемого материала, самоопределение, формирование готовности к самообразованию, формирование позитивной самооценки;
Регулятивные: организация своей учебной деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, оценивание собственной деятельности на уроке;
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формирование интереса к данной теме
Основной уровень активности (воспроизводящая, интерпретирующая, творческая) - творческая
Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом - проблемный, частично-поскисковый, форма работы - групповая и индивидуальная,
Тип урока: Урок открытия нового знания
Используемый УМК (основной и дополнительный): Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Г. В Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. под ред. Г. В. Дорофеева, И. В. Шарыгина.- 2-е изд. - М: Просвящение, 2 014
Материально-техническое оснащение урока (МТБ, ТСО. Расходные материалы и т.д.): мультимедийный проектор, экран, презентация "Сложение обыкновенных дробей", смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал
Методические комментарии (почему урок организован именно так? - обоснование выбора методов и форм обучения, исходя из места урока в учебной теме, особенностей школы, класса, используемого УМК и т.д.) .
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний). На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием проблемной ситуации, частично-поискового метода и групповой формы работы ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями .Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА1
Этапы и временные рамки урока
Формируемые способы деятельности и вид образовательного результата2
Показатель достижения образовательного результата
Осуществляемые действия обучающихся
Формы организации деятельности обучающихся3 (Г, Ф, П или И)
Деятельность педагога
Методы обучения4 (ОИ, Р, П, ЧП или И)
1.Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
(2 мин)
Л: самоопределение
Р: оценка
Создан благоприятный психологический настрой на работу
Включаются в деловой ритм урока,
"Сигнализируют" карточками: красный кружок - выполнил легко самостоятельно, зеленый - выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий - испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый - не смог выполнить.
И
Приветствие, мобилизация внимания детей.
Вопрос: как справились с домашним заданием?
В чем были затруднения?
2. Актуализация опорных знаний и умений
(5 мин)
Р: фиксация индивидуального затруднения
К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
П: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
100% обучающихся активно включились в работу, ответы обучающихся верные, все обучающиеся справились с работой
1. Отвечают на вопросы
2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону
И, Ф
Организация устной работы
(презентация "Сложение обыкновенных дробей" - слайды №2-№10)
Р
3. Мотивация и постановка учебной задачи
(4мин)
Р: фиксация индивидуального затруднения, постановка цели
К: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
П: Умение вести диалог на основе равноправных отношений
Тема и цель урока понятна и принята 100 % обучающимся, обучающиеся готовы к достижению поставленной цели.
1. Выявление, анализ и осознание возникшего затруднение (в тесте не смогли выполнить 4 задание, причина - дроби имеют разные знаменатели).
2. Формулируют тему урока.
3. Формулируют цели урока и предстоящей деятельности.
Ф
Ставит перед учащимся практическую познавательную задачу, обеспечивает принятие обучающимися целей урока.
П
4. Решение учебно-исследовательской задачи
(10 мин)
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения
П: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
Л: осознание ответственности за общее дело
100% обучающихся активно включились в работуобучающиеся умеют объяснить способ получения ответа, участвуют в обсуждении ответа других групп, обучающимися получен верный ответ к решению задачи.
-
Определяют план выполнения данного задания
-
Решают задачу по намеченному плану,
находят ответ к поставленной задаче.
-
Выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор.
-
Находят верный ответ.
Г
1. Предлагает задачу: Незнайка просит вас помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры - на 1/3участка, георгины - на 1/5 участка. Какая часть участка будет засажена цветами?
(слайд 11)
2. Помогает обучающимся определить способы решения задачи: (арифметический способ - недостаточно знаний)
3. Даёт обучающимся направление работы:
- какими знаниями об обыкновенных дробях Вы уже располагаете?
- какие знания мы можем использовать для решения этой задачи.
Помогает обучающимся спланировать их работу при решении задачи. (приложение 1)
ЧП
5.«Открытие новых знаний»
(10 мин)
П: объяснять процессы, выявленные в ходе исследования, формирование алгоритма нахождения решения задачи
Р: планирование деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
К: эффективно сотрудничать, способствовать продуктивности деятельности
Л: Формирование устойчивого познавательного интереса
Получено правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями, обучающиеся готовы приступить к решению примеров.
1.Анализируют запись 1/9 +1/6 = 5 /18.
Ищут алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.
2..Каждая группа объясняет свой алгоритм
3. Формулируют правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями (слайд 12)
4.Работают с параграфом учебника: проводят сравнение полученного правила с правилом, предложенным в учебнике.
5. Проводят анализ записи примера сложения дробей с разными знаменателями, делают запись в тетрадь
(слайд 13 )
Г
Ф
1.. Предлагает обучающимся вновь вернуться к арифметическому способу решения,: провести анализ полученного ответа, сопоставить его со слагаемыми,
предположить как может быть получен данный ответ.
-
Подводит обучающихся к правилу сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.
ЧП
6.Отработка первичных навыков применения полученных знаний
(10 мин)
П: Устанавливают причинно-следственные связи
К: Использование языковых средств для отображения своей мысли
Л: Преодоление трудностей при достижении цели
Все обучающиеся верно выполнили задание
-
Каждый обучающийся индивидуально выполняет задание на сложение дробей с разными знаменателями. (допускается помощь в решении одноклассников в группе)
-
Объяснение полученного решения одного из обучающихся группы на доске. (приложение 2)
-
Выполняют задание «Зашифрованное слово» (Приложение 3)
И, Г
-
Наблюдает за выполнением задания, оказывает индивидуальную помощь
Р
7. Домашнее задание
(2 мин)
Р: оценивание своего уровня усвоения материала
К: задают вопросы для организации деятельности дома
Л: умение прогнозировать результат
Выбирают уровень сложности, определяют возможность и желание выполнить дополнительное задание
И
Предлагает разноуровневый материал для домашней работы
8. Рефлексия
(2 мин)
П: выделение главной мысли занятия, методов достижения поставленной цели
Р: оценивание трудности выполнения заданий урока
К: контроль, оценка
Л: нравственно-этическая ориентация
Проговаривают тему, цель урока.
Оценивают их реализацию и меру усвоения учебного материала
(Слайды 14 и 15)
И
Предлагает вспомнить тему и цель урока, просит оценить свою деятельность и результат усвоения учебного материала на уроке
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
1. Закрасить синим цветом - прямоугольника, красным цветом - прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос?
Приложение 2
Сложить дроби.
1. 2.
а) ; а)
б) б)
в) в) .
Приложение 3.
Зашифрованное слово
а)
б)
в)
г)
д)
Реши примеры, выбери полученные ответы среди предложенных и ты узнаешь в какое время года птица клёст высиживает своих птенцов.
1
2 Пр - предметные результаты, П - познавательные УУД, Р - регулятивные УУД, К - коммуникативные УУД, Л - личностные УУД.
3 Г - групповая, Ф - фронтальная, П - парная, И - индивидуальная.
4: ОИ - объяснительно-иллюстративные, Р - репродуктивные, П - проблемное изложение, ЧП - частично-поисковые, И - исследовательские.