Статья на тему Межпредметные связи математики и информатики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В условиях изменения социально-экономических ориентиров общества и реформирования школы меняется образовательная парадигма, и развитие личности рассматривается как ключевая цель, достижению которой подчинены все компоненты системы образования.Поиски эффективных путей повышения воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей.

Стремительно развивающиеся информационные технологии приносят глубокие изменения во все области жизни. В нашей стране и за рубежом интенсивно идет поиск новых моделей образования, при этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения на основе широкого и активного использования информационных технологий.

Информатизация образования рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику наиболее совершенных технологий обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной потребности учащихся, развитие их умственных способностей [Кривошеев, 2010].

Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса [Махмутов, 2005].

Современные инновационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Межпредметные связи выполняют в обучении математике ряд функций [Максимова, 1986]:

  • Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

  • Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

  • Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

  • Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математике. Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

  • Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

При изучении некоторых тем в курсе алгебры и геометрии в 9-м классе, можно не только использовать материал, изученный в курсе информатики, но и одновременно закладывать основы знаний, которые будут необходимы при изучении курса алгебры и геометрии в старших классах. Таким образом, при изучении тем курса математики, образуются не только межпредметные связи рассматриваемых предметов, но и внутрипредметные связи.

Таблица 1.

Технологическая карта урока математики

Учебный предмет: Алгебра.

Класс: 9.

Дата:

Автор УМК (программы учебного курса): Н.Я. Виленкин.

Тема урока: Линейная функция, ее свойства и график.

Планируемые образовательные результаты:

предметные- представление о сущности линейной функции;

метапредметные- представление о сферах применения функций и их графиков;

личностные - понимание роли функций и графиков в жизни современного человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Время

Формирование УУД

Применяемые

ИКТ

Организационный момент

-Приветствие

-Учет отсутствующих

-Подготовка к работе на уроке

2 мин

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий по решению проблемы (задачи);

  • осуществлять действия по реализации плана с использованием ИКТ;

  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию;

  • ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;

  • делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний;

  • добывать новые знания и ее перерабатывать;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

  • доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;

  • понимать другие позиции (взгляды, интересы);

  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды;

Личностные УУД:

  • вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;

  • вырабатывать жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;


  • Компьютерный класс.

  • Программное обеспечение: MSOffice, Mathcad.

  • Проектор и мультимедийная доска.

  • Система диагностированияVotum.

  • Документ-камера.

  • Электронные приложения.

Постановка цели и задач урока

-Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, задач урока

-Совместная постановка и принятие цели и задач урока

-Готовность к учебно-познавательной деятельности

3 мин

Актуализация знаний

Функции. Способы задания функций.

-Ответы на вопросы учителя;

-Проверка домашнего задания.

5 мин

Первичное усвоение новыхзнаний

-Изложение материала урока:

Линейная функция, ее свойства и график.

Использовать электронный учебник.

(межпредметная связь: содержательная - факты, понятия, законы, теории, методы).

y = kx + b - линейная функция.

1) k> 0 - график возрастающий.

2) k< 0 - график убывающий.

3) если b = 0, то график проходит через начало координат.

4) если k = 0, b ≠ 0, то график прямая, параллельная оси OX.

y1 = k1x + b1

y2 = k2x + b2

1) если k1 = k2 , то графики параллельны.

2) если k1 = k2 и b1 = b2 ,то графики совпадают.

3) если k1 = k2 , то графики пересекаются.

Свойства линейной функции.

-Активные действия учащихся с объемом изучения;

-Совместная беседа по изучению материала

-Запись конспекта в тетрадь

18 мин

Первичнаяпроверкапонимания

-Решение задач у доски и в электронном учебнике.

12 мин

Домашнее задание

-Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

-Запись домашнего задания в тетрадь или дневник

-Освоение цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2 мин

Подведение итогов занятия

-Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

-Оценить ответы и работу активных обучающихся на уроке.

-Анализ и оценка урока

-Получение отметок за урок

-Устранение недочетов по данной теме путем задания вопроса учителю.

3 мин

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, предмет "Информатика" использует элементы знаний из математики для демонстрации собственных законов, теорий и другие.Основу межпредметных связей по темам "алгоритмы" и "программирование" составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме "программирование" могут развиваться некоторые представления о численных методах, формируемых в курсе математики.В курсе информатики расширяются и закрепляются следующие основные понятия, введенные в курсе математики: понятие величины, алгоритма, математической функции, числа, развитие представления о численных методах, формируемых в курсе математики. Успешное освоение учебного материала в курсе подготавливается и обеспечивается изучением предыдущих тем арифметики, алгебры, геометрии.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы.

Используемая литература


  1. Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / А.О. Кривошеев - Информационные технологии. - 2010. - №2. - С. 32 - 36.

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

  3. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2008. - 184 с.


© 2010-2022