- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)
Урок по математике Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рожина Т.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по математике в 5а классе на тему:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели урока:
образовательная: создать условия для изучения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей;
развивающая: создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации; способствовать развитию математической речи; создать условия для развития внимательности при изучении нового материала, познавательного интереса;
воспитательная: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационный момент. Приветствие учеников.
Домашнее задание. № 1255(а, б), 1256(а, б, в), 1267
Актуализация знаний, устная работа.
1.Прочитайте числа: 2,634; 0,31; 1,3; 201,231; 4,5; 0,475; 120,08; 9,51
2.Сравните дроби:
а) 3,4 и 3,19; б)6,40 и 6,4; в) 0,31 и 0,126 ; г)0,413 и 0,6
д) 5,089 и 5,1 е) 8,1 и 8, 097 ж) 0,64 и 6,35
3.Выразите:
5 дм = …см 6 м 82 см = …м
4,25 м = …см 8 м 3 дм = …м
0,3 м = … дм 30 м 8 см = …м
14,5 дм = …см
4. Решите примеры:
3/10 + 2/10
7/10 - 6/10
16/100 + 12/100
85/100 - 74/100
5.Задача Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?
-Какое задание нужно выполнить? Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.
-Почему у вас возникло затруднение? Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей.
Что нам предстоит сегодня выяснить? Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.
Какая же будет тема урока? Сложение и вычитание десятичных дробей.
Абсолютно верно.
А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока
Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Запишите тему урока в тетрадь.
Давайте попробуем решить задачу двумя способами.
Кто догадался как?
Предлагают свои версии.Предполагаемые ответы:
1)перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь;
2)перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли.
Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом.
Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске.
1 вариант
1)2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.)
2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.)
Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.
2 вариант
1)2,37р. +1,26р.= 2р.37к.+1 р.26 к. = 3р.63 к.
2) 2р.37к. - 1 р.26 к.=1р.11 к.
Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.
Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как решить задачу быстрее, как выполнить сложение и вычитание быстрее?
Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел? В столбик.
Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик?
Учащимся предлагается немного времени для размышлений.
Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске?
К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой - вычитание.
2,37
+1,26 _ 2,37
3,63 1,26
1,11
Задание выполнено верно.
Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров:
а)2,35+4,18=6,53;
б)3,8 - 1,2=2,6;
Учащиеся в группах решают примеры, вынося свое решение на доску.
На экране высвечивается еще один пример в)0,76+42,389.
Одинаковые ли ответы получились?
Предлагают свои версии решения примера:
42,389
+ 0,76
42,465
42,389
+0,76
49,989
42,389
+0,76
43,149
Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом).
Дети сравнивают свои ответы с экраном.
Какое же решение было верным?
А теперь попробуем сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Предлагают свои варианты ответов.
Давайте сверим ваши предположения с учебником. Читают текст в учебнике, находят нужную информацию.
Алгоритм выводится на слайде на доске.
Алгоритм сложения десятичных дробей.
-Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
-Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
-Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
-Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Решение упражнений по учебнику.
№1213(а,б,в,г)
а)0,769+42,389=43,158 в)95,381+3,219=98,6
б)5,8+22,191=27,991 г)8,9021+0,68=9,5821
№1214(а,б,г,е)
а)9,4-7,3=2,1 б)16,78-5,48=11,3
г)11,1-2,8=8,3 е)6,6-5,99=0,61
№1211
Прочитайте задачу.
Сколько ткани пошло на пальто? 3,2 м.
Сколько ткани пошло на костюм? 2,63 м.
Что требуется узнать в задаче? Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе.
Решаем задачу двумя способами.
1 способ
3,2+2,63=5,83(м)
2 способ
3,2м=320 см
2,63 м=262 см
320+263=583(см)
Какое решение более удобно? Первое.
№ 1215
№1228 (а, б)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Выполните действия и расшифруйте слово:
А 14,16+31,12=45,28
Б 15,6+4,7=20,3
П 0,023+6,4=6,423
Д 35+2,73=37,73
Е 23,4+5,37=28,77
О 3,16+5,2=8,36
6,423
8,36
20,3
28,77
37,73
45,28
п
о
б
е
д
а
Повторение и закрепление изученного ранее
№1251(работа в парах с последующей проверкой на доске)
а) х=
х= Ответ: х=
б) у - у=
у= у=1 Ответ: у=1
в) k=
k= Ответ: k=
г) d+ d+
d= d= Ответ: d=
Итог урока.
Какие цели в начале урока мы поставили? Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
− Как складывают и вычитают десятичные дроби?